Описание методики
Описание методики
Тест для оценки семейной социализации
Обработка результатов тестирования
Предварительные результаты и интерпретация данных тестирования
Приложения
Введение. Целью данной работы является создание средств для оценки семейной социализации учащихся как процесса формирования социально компетентной личности. Школа даёт большое количество знаний по различным предметам, но, к сожалению, практически не готовит подростков к семейной жизни.
Задача данной работы, среди прочего, состояла в том, чтобы выявить основные признаки семейной социализации и её характер, рассмотреть социально-компетентную личность как итог семейной социализации. В процессе этой работы подбирался и обрабатывался материал для проведения бесед с учащимися и для родительских собраний по данной теме. В нем отражены основные понятия семейной социализации, представления о семейных ролях, умениях и навыках и т.д., в целом, то, что необходимо каждому человеку для нормальной семейной социализации.
Была разработана структура содержания того, что можно оценить в рамках семейной социализации у современных подростков, обучающихся в школе. На этом основании предложено несколько тестовых заданий для оценки семейной социализации.
Описание методики. Методика оценки семейной социализации предназначена для определения уровня грамотности учащихся подросткового и младшего юношеского возраста (8-11 классы). Данная методика позволяет оценить как уже сложившиеся общие представления о семейной жизни у подростков, так и те знания, которые усваиваются учащимися в школе.
При разработке методики и составлении тестовых заданий использовались положения Семейного кодекса РФ, как основного свода норм и правил поведения в семье.
Представления о семье и семейных ценностях существенно различаются в зависимости от места жительства человека (город или деревня), от принадлежности к той или иной религии (православие, мусульманство и т.д.). В связи с этим, данная методика имеет некоторые ограничения. Она рассчитана на городских жителей, без учёта влияния религиозных убеждений.
При проведении процедуры тестирования необходимо помнить о том, что нельзя публично оглашать полученные в результате данные, а также использовать их в неблаговидных целях.
Содержание оценки семейной социализации.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Специализация молодого поколения | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми | Предоставление хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим |
Производственно-экономическая | Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счет использования семейной части, семейных фирм, фермерства | Предоставление экономической независимости одних членов семьи другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д. |
Материального обеспечения | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи | Предоставление материальных средств одними членами семьи другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу |
Первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности и обязательств между родителями и детьми, представителями старших и средних поколений | Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение норм взаимоотношений между членами семьи |
Духовного общения | Развитие членов семьи как личности, как полноценных членов общества | Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Передача определенного статуса членов семьи в обществе, воспроизводство его социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация членов общества | Предоставление психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Контроль сексуального поведения членов общества | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Специализация молодого поколения | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми | Предоставление хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим |
Производственно-экономическая | Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счет использования семейной части, семейных фирм, фермерства | Предоставление экономической независимости одних членов семьи другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д. |
Материального обеспечения | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи | Предоставление материальных средств одними членами семьи другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу |
Первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности и обязательств между родителями и детьми, представителями старших и средних поколений | Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение норм взаимоотношений между членами семьи |
Духовного общения | Развитие членов семьи как личности, как полноценных членов общества | Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Передача определенного статуса членов семьи в обществе, воспроизводство его социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация членов общества | Предоставление психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Контроль сексуального поведения членов общества | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Термины и понятия, относящиеся к данной области можно условно разделить на 4 группы:
Общие понятия | Область супружеских отношений | Область взаимоотношений между родителями и детьми | Взаимодействие семьи, как единого организма |
Семья, брак, муж, жена, родители, дети, поколение и т.д. | Имущественные и неимущественные права и обязанности супругов: заключение и расторжение брака, брачный договор, совместное имущество, измена и т.д. | Права и обязанности родителей и детей: воспитание, образование, забота, защита и т.д. | Психологический климат, общность, единство ценностей и т.д. |
Модели ролевого поведения.
Роль – это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Правила ролевого поведения устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Роль матери, как домохозяйки
Домохозяйка знает как и умеет вести домашнее хозяйство – может грамотно расходовать семейный бюджет, заботится о бытовых нуждах всех членов семьи - приготовление пищи, уборка, стирка, мелкая починка одежды. Роль подразумевает такие качества как аккуратность, чистоплотность, опрятность.
Роль матери, как воспитателя
Хорошо знает своих детей (их привычки, поведение и т.д.), знает некоторые основы медицины (оказание первой помощи, куда обратиться за медицинской помощью), готова встать на защиту прав и интересов детей, быть объективной при разрешении конфликтных ситуаций.
Некоторые качества: заботливая, понимающая, организованная, одновременно и ласковая, и строгая, умеет поддержать, но при этом не вмешивается в личную жизнь.
Роль матери, как жены, супруги
Поддержит в трудную минуту, умеет слушать, обладает чувством юмора, внешне привлекательная, умеет быть рядом, когда это необходимо. Источник эмоционального здоровья семьи (доброта, любовь, чуткость, душевная мягкость).
Роль отца, как «добытчика», хозяина
Обеспечивает материальными ценностями, обеспечивает защиту в чрезвычайных и/или экстремальных ситуациях, умеет взять на себя ответственность за семью, обустройство семейного быта, сила и опора семьи.
Роль отца, как воспитателя
Готов дать совет, помочь, спокойный, рассудительный, умеет установить правила и следит за их выполнением, «регулировщик». В большинстве случаев будет являться примером для подражания.
Роль отца, как мужа, супруга
Надёжный, заботливый, готов защищать от внешних негативных воздействий.
Роль ребенка.
Объект воспитания, объединяющий эмоциональный центр семьи, источник развития семьи в целом и каждого члена семьи отдельно. Нуждается в порядке, установлении четких границ в семье.
Роль бабушки (дедушки).
Носители семейных традиций и устоев рода, передают свой жизненный опыт последующим поколениям, готовы оказать помощь советом и делом. Объект заботы всех членов семьи. Важнейшие качества: мудрость, терпимость, умение слушать и слышать, быть эмоционально устойчивыми.
Умения и навыки, определяющие способность и готовность выполнять различные семейные роли, жить в семье и строить семью.
Данный раздел определяет практическую составляющую тех знаний, о которых говорилось выше (знание моделей поведения).
Умения и навыки можно разделить на 3 группы.
1. «Я» как член семьи | Умение и навыки: выполнять семейную роль, соотносить свои интересы с интересами других членов семьи, оценивать себя и своё поведение в семье и т.д. |
2. Общение в семье | Умение и навыки: общаться с родителями, детьми, другими членами семьи и родственниками, выявлять и устранять семейные конфликты, выслушивать и учитывать мнения членов семьи по разным вопросам, обсуждать семейные проблемы и сопереживать и т.д. |
3. Семья как малая группа | Умение и навыки: анализировать отношения между членами семьи, поддерживать благоприятный психологический климат, планировать бюджет семьи, правильно оценивать поведение и намерения других членов семьи и т.д. |
Ценности и установки, связанные с жизнью в семье.
Ценности и установки, связанные с жизнью в семье.
Психологические | Социальные |
Любить и быть любимым, преодолеть одиночество, ощущать собственную полезность и ценность, чувствовать опору, защиту поддержку и т.д. | Жить в достатке, продолжить род, иметь надёжного сексуального партнёра, ведение совместного хозяйства, гарантия стабильности и т.д. |
Мотивы, побуждающие к определенному поведению в семье.
Внешние | Внутренние |
Общепринятые в современном обществе нормы и принципы существования в семье: добровольность союза мужчины и женщины, равенство супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритет семейного воспитания, право ребенка на заботу, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства, защите прав ребёнка. Влияние моральных и нравственных устоев общества на поведение человека в семье. | Эмоционально – волевая сфера человека, уровень духовного, нравственного и морального развития (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость). То есть поведение, продиктованное личностными особенностями человека, как члена семьи. Отношение к семейным установкам и ценностям.
|
Структура содержания методики.
Тестовые задания условно разделены на пять групп, каждая из которых оценивает разные аспекты семейной социализации. Основными разделами содержания методики являются:
Знание понятий, относящихся к проверяемой области.Проверяются общие представления о семье, как о социальном институте – задания 1 – 5.
Знание и понимание последствий, связанных с выполнением или не выполнением каких-то действий. Проверяются знание основ семейного законодательства и общепринятых в современном обществе норм и принципов существования в семье – задания 6 – 12;
Знание моделей поведения. Проверяется знание учащимися моделей поведения, соответствующих семейным ролям – задания 13 – 18;
Индивидуальные предпочтения. Оценивается уровень духовного, нравственного и морального развития, ценностные ориентации, связанные с жизнью в семье (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость, т.е. поведение, продиктованное личностными особенностями человека, как члена семьи) – задания 19 – 23;
Готовность к поведению определенного типа. Проверяется влияние моральных, нравственных устоев общества на поведение человека в семье, а также отношение учащихся к семейным ценностям – задания 24 – 28.
Учащимся предлагается ответить на предложенные тестовые задания и выбрать правильный, с их точки зрения, ответ.
Список использованной литературы.
Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой
8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ,
от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ,
от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ).
Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью, М. изд. Мысль, 1985 г.
Ковалёв С.В. Психология семейных отношений, М., изд. Педагогика, 1987 г.
Колесникова Г.И., Кабарухина И.А., Мирошниченко В.Н. Социология и психология семьи, Изд. Феникс, 2007 г.
Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики, М., 1983 г.
Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. М. изд. Мысль, 1990
Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? Семья и школа, №3, 1985 г.
Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. Москва – Воронеж, 2003 г.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия, С.-П., изд. Речь, 2005 г.
Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005
Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003 г.