Психология и методология образования
  • Главная
  • 3. Принципы отбора показателей оценки качества образования

3. Принципы отбора показателей оценки качества образования

1. Актуальные проблемы оценки качества образования
2. Факторы,влияющие на качество образования
3. Принципы отбора показателей оценки качества образования
4. Организация системы оценки качества образования
5. Мониторинг качества и эффективности образования

В рамках рассматриваемого подхода можно выделить следующие основные принципы отбора показателей для оценки качества и эффективности образования.

1. Ориентация на требования внешних пользователей. Данный принцип предполагает выделение в структуре показателей группы интегральных показателей, имеющих общее значение для всех категорий пользователей и характеризующих, в том числе:

  • уровень полученного образования и связанные с ним возможности выпускников (обладание определенной компетенцией для обоснованного и ответственного принятия самостоятельных решений в различных жизненных сферах, готовность и способность к выполнению определенных социальных функций, к продолжению образования и к участию в профессиональной деятельности в одной или нескольких областях);
  • удовлетворенность полученным образованием;
  • риски и негативные социальные и/или психо-физиологические последствия, связанные с процессом получения образования;
  • группы интегральных показателей, имеющих ограниченное значение (представляющих интерес только для определенных групп пользователей). Например, родителям и обучающимся необходима информация о результативности и потенциальных рисках организации образовательного процесса в конкретных образовательных учреждениях.

2. Учет потребностей системы образования. Система образования нуждается в показателях, конкретизирующих отдельные составляющие интегральных показателей. Это относится, прежде всего, к показателям образовательных достижений учащихся. В их составе должны быть выделены, как минимум, следующие:

  • показатели достижения обязательного и продвинутых уровней общеобразовательной подготовки, необходимых для продолжения образования (специальных предметных знаний и умений по каждой из изучаемых образовательных областей);
  • показатели сформированности общеучебных умений;
  • показатели сформированности коммуникативных умений;
  • показатели сформированности познавательных интересов.

3.Учет показателей, характеризующих движение контингента учащихся, в том числе:

  • степень охвата контингента учащихся образовательными услугами (в целом и по отдельным группам обучающихся) с учетом разных форм получения образования (очное, заочное, самообразование, семейное образование и др.) и образовательных программ;
  • наполняемость школ и классов, количество учащихся на одного преподавателя;
  • соотношение поступивших и окончивших данную ступень образования (в совокупности с показателями, отражающими причины зафиксированных расхождений).

4. Учет показателей, позволяющих оценивать деятельность конкретных образовательных учреждений (в том числе показатели удовлетворенности учащихся и педагогов данным учреждением, затратные показатели и др.).

5. Учет системы показателей для оценки факторов, непосредственно влияющих на качество образования. К важнейшим из них относятся: содержание образования, квалификация педагогических кадров, материально-техническая обеспеченность системы образования, структура сетевых учреждений образования.

При реализации этих принципов следует, прежде всего, учитывать:

  • минимизацию системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования (с целью ограничения потоков информации);
  • инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
  • иерархичность системы показателей. Соблюдение этого принципа при построении системы показателей позволит определить этапы и перспективы развития системы оценки качества и эффективности образования;
  • сопоставимость системы показателей с международными аналогами (еще один из ведущих принципов при отборе показателей, позволяющих проводить оценку качества российской системы образования в контексте мировых тенденций);
  • соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.Это требование носит характер принципа запрета, накладывая ограничения на сбор и распространение информации, носящей сугубо личностный или конфиденциальный характер.

Применительно к составу показателей названные принципы позволяют выделить, как минимум, следующие основные группы показателей качества и эффективности образования:

При реализации этих принципов следует, прежде всего, учитывать:

  • минимизацию системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования (с целью ограничения потоков информации);
  • инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
  • иерархичность системы показателей. Соблюдение этого принципа при построении системы показателей позволит определить этапы и перспективы развития системы оценки качества и эффективности образования;
  • сопоставимость системы показателей с международными аналогами (еще один из ведущих принципов при отборе показателей, позволяющих проводить оценку качества российской системы образования в контексте мировых тенденций);
  • соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.Это требование носит характер принципа запрета, накладывая ограничения на сбор и распространение информации, носящей сугубо личностный или конфиденциальный характер.

Применительно к составу показателей названные принципы позволяют выделить, как минимум, следующие основные группы показателей качества и эффективности образования:

1)показатели, характеризующие социальные и личностные ожидания;

2)показатели, характеризующие достигаемые образовательные результаты;

3)показатели, характеризующие удовлетворенность полученным образованием;

4)показатели, характеризующие организацию образовательного процесса (структура образовательной сети, движение контингента, гибкость, мобильность и др.);

5)показатели, характеризующие затраты на образование и обеспечение образовательного процесса (финансовое, материально-техническое, кадровое, программно-методическое и др.);

6)показатели, характеризующие риски,

Практика показывает, что для получения полной и объективой картинысостояния образования необходимо рассматривать показатели, характеризующие как всю совокупность обучающихся в целом, так и отдельные группы обучающихся, отличающиеся по поло-возрастному и национальному признакам, месту жительства, социально-экономическому положению семьи и др.

Система показателей, в отличие от простого собрания изолированных статистических данных, способна дать информацию о причинно-следственных связях в образовании и факторах, влияющих на развитие системы образования.