Психология и методология образования
  • Главная
  • Приложение 3. Ответы и комментарии к задачам

Приложение 3. Ответы и комментарии к задачам

Тест-опросник интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)
Приложение 2. Список умений, проверяемых с помощью тест-опросника
Приложение 3. Ответы и комментарии к задачам
Приложение 4 О порядке проведения тестирования (Инструкция для организаторов тестирования)

Задание 1. Это задание проверяет умение учащихся опознавать аргументированные высказывания от всех прочих - мнений, фактов, утверждений, оценочных суждений и т.д.

Правильный ответ в).

Задание 2. Это задание, если оно выполнено простым и формальным (арифметическим) способом, т. е. путем деления общего числа солдат на число солдат, помещающихся в одном автобусе) дает неправильный результат с точки зрения его неформальной, реально-бытовой осмысленности.

Задание 3. Комментарий. Из того, что фермер готовотдать свою лошадь после перечисления ему денег на ее транспортировку вовсе не следует, что он так и поступит, т.е. выполнит свое обещание.

Задание 4. Критерии оценки задания. В этом случае приводимые причины («у меня всего пять страниц» и «мне нужно сделать копии») не являются убедительными доводами. Поэтому они не могут рассматриваться как аргументы в этом деле.

Задание 5.Критерии оценки. Здесь  предполагается ассоциативная связь между «плохими парнями» (заключенными) и кандидатом D. Эта ложная посылка и ей нельзя доверять. Эта посылка используется для того, чтобы «бросить тень» на кандидата D и оттянуть от него часть избирателей, которые «клюнут» на эту уловку.

Задания 6.Критерий оценки.Довод защитника не имеет отношения к делу. Довод ложный и используется защитником для того, чтобы представить свидетеля в негативном свете.

Задание 7. В данном случае это серия доводов, рассчитанных на жалость, но не имеющих непосредственного отношения к делу.

Задание 8. Водителя, разумеется, зовут так же, как и вас, поскольку задача начиналась со слов: «Предположим, вы являетесь водителем автобуса». Вся другая информация о перемещениях пассажиров была нерелевантной (неважной для решения задачи). Часто такая, не относящаяся к существу задачи, информация запутывает человека и направляет его по тупиковому пути (задание взято из книги Д. Халперн «Психология критического мышления». (Источник: Д. Халперн. «Психология критического мышления» - Санкт-Петербург-Москва- Харьков- Минск, 2000).)

Задание 9. Правильный ответ- три носка, поскольку два из них должны составить пару, если изначально в ящике находились только черные и коричневые носки. Информация о соотношении количества носков не имеет отношения к делу и лишь запутывает условие задачи. Эту задачу было бы легче решить, если представить себя на самом деле достающим из ящика носки.

 
 
 

Задание 12. Комментарий к заданию.«От чего зависит формирование в той или иной стране системы номенклатурной или партийно-политической? В первую очередь, от того, насколько авторитарно сознание избирателя. Если электорат верит в авторитарного лидера и связывает с ним свои чаяния, никакая партия этому лидеру не требуется. Если же избиратель направляет в парламент своих представителей и затем более-менее контролирует их деятельность, любой лидер вынужден согласовывать свою политикус представителями общества» «Независимость от избирателя в сочетании с абсолютной зависимостью от начальства есть признак не политической партии, а партийно-хозяйственной номенклатуры. Примерно такой, какая сложилась в советское время. Номенклатура обслуживает интересы начальства в самых разных областях, кроме одной. Она может худо-бедно управлять государевым имуществом. Она может карать невиновных и награждать непричастных. Она может возвеличивать правителя и создавать у него иллюзию благополучия даже в ситуации, когда все катится в тартарары. Она не может лишь одного:  обеспечивать начальству поддержку общества. Здесь уж национальные лидеры должны позаботиться о себе сами. Либо они внушают народу любовь, и тогда номенклатура станет выполнять волю хозяина. Либо они не внушают любовь, и тогда номенклатура срочно подыскивает себе иного хозяина.

 
 
 

Задание 12. Комментарий к заданию.«От чего зависит формирование в той или иной стране системы номенклатурной или партийно-политической? В первую очередь, от того, насколько авторитарно сознание избирателя. Если электорат верит в авторитарного лидера и связывает с ним свои чаяния, никакая партия этому лидеру не требуется. Если же избиратель направляет в парламент своих представителей и затем более-менее контролирует их деятельность, любой лидер вынужден согласовывать свою политикус представителями общества» «Независимость от избирателя в сочетании с абсолютной зависимостью от начальства есть признак не политической партии, а партийно-хозяйственной номенклатуры. Примерно такой, какая сложилась в советское время. Номенклатура обслуживает интересы начальства в самых разных областях, кроме одной. Она может худо-бедно управлять государевым имуществом. Она может карать невиновных и награждать непричастных. Она может возвеличивать правителя и создавать у него иллюзию благополучия даже в ситуации, когда все катится в тартарары. Она не может лишь одного:  обеспечивать начальству поддержку общества. Здесь уж национальные лидеры должны позаботиться о себе сами. Либо они внушают народу любовь, и тогда номенклатура станет выполнять волю хозяина. Либо они не внушают любовь, и тогда номенклатура срочно подыскивает себе иного хозяина.

У настоящей политической партии все обстоит прямо противоположным образом. Партия отражает интересы какой-то части общества (именно части – на то она и партия). Если эта часть большая, то с помощью данной политической силы обществом можно управлять. Национальный лидер опирается на партию, поскольку без этого никакого управления вообще не получится. Взамен партия требует от лидера своего соучастия в управлении – распределения постов и сфер влияния. То есть имеют место своеобразные договорные отношения, а не иерархические. (Источник:SLON.RU)

Задание 13. Конечно же это рассуждение неверно. Видимость его правильности и убедительности создается за счет того, что в нем почти незаметно смешиваются и подменяются понятия «сутки» и «день», а вернее — «рабочий день». А это совершенно разные понятия, ведь сутки — это 24 часа, а рабочий день — это 8 часов. В году 365 суток, и это то время, в которое мы и работаем, и отдыхаем, и спим. В рассуждении же понятие «365 суток» подменяется понятием «365 дней» и предполагается, что все эти дни (а на самом деле — сутки) заняты только работой. Далее из этих «365 дней» вычитается время, затрачиваемое на сон, на отдых и т.д., а это время надо вычитать не из дней (причем рабочих дней), а из суток. Тогда количество дней (рабочих) останется прежним, и недоразумения не возникнет. (Источник: А.И. Перельман. - «Веселые задачи» - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008).

Задание 14. Полупустая бочка есть не половина пустой , а такая бочка, одна половина которой пуста, а другая – полна. Ошибочно же рассуждают так, как будто слово «полупустая» означает «половина пустой», а слово «полуполная»- «половина полной» Не удивительно, что при таком неправильном рассуждении получается неправильный вывод. (Источник: Я.И. Перельман. «Веселые задачи» - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008).

Задание 15. В этом случае достаточным будет закрепить колеса тремя болтами, взяв недостающие для проколотого колеса болты, с других колес. И в таком случае можно будет доехать до ближайшего автосервиса (Источник: Д. Халперн. «Психология критического мышления». - Санкт-Петербург-Москва-Харьков- Минск, 2000).

Задание 16. Ответ: Логическая закономерность, что отрицание истины является ложью, а отрицание лжи — истиной, действует только тогда, когда речь идет об одном и том же предмете. В данном случае речь должна идти об одном и том же предложении. Если бы это было так, то одно утверждение обязательно было бы истинным, а другое ложным, или наоборот.

Но в задаче речь идет о двух разных предложениях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они оба являются ложными. (Источник: Я.И. Перельман. «Веселые задачи» - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008).

Задание 17.Правильный ответ: Часы пробьют 12 часов за 66 секунд.

Комментарий. Когда часы бьют шесть часов, то от первого удара до последнего проходит пять интервалов. Интервал составляет шесть секунд (1/5 часть от 30). Когда часы бьют 12, то от первого удара до последнего проходит 11 интервалов. Так как длина интервала равна шести секундам, то длятого чтобы пробить 12, часам требуется 66 секунд (11 х 6 = 66).-(Источник:allforchildren.ru).