Обработка результатов
Описание методики
Тест-опросник для оценки экономической грамотности учащихся (потребительской культуры)
Обработка результатов
1. Бланк ответов
Фамилия и имя ____________________________
Возраст___________________________________
Образовательное учреждение________________
Дата заполнения___________________________
№ вопроса | А | Б | В | Г | № вопроса | А | Б | В | Г |
1 |
|
|
|
| 24 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
| 25 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
| 26 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
| 27 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
| 28 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
| 29 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
| 30 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
| 31 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
| 32 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
| 33 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
| 34 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
| 35 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
| 36 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
| 37 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
| 38 |
|
|
|
|
16 |
|
|
|
| 39 |
|
|
|
|
17 |
|
|
|
| 40 |
|
|
|
|
18 |
|
|
|
| 41 |
|
|
|
|
19 |
|
|
|
| 42 |
|
|
|
|
20 |
|
|
|
| 43 |
|
|
|
|
21 |
|
|
|
| 44 |
|
|
|
|
22 |
|
|
|
| 45 |
|
|
|
|
23 |
|
|
|
| 46 |
|
|
|
|
№ вопроса | А | Б | В | Г | № вопроса | А | Б | В | Г |
1 |
|
|
|
| 24 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
| 25 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
| 26 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
| 27 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
| 28 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
| 29 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
| 30 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
| 31 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
| 32 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
| 33 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
| 34 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
| 35 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
| 36 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
| 37 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
| 38 |
|
|
|
|
16 |
|
|
|
| 39 |
|
|
|
|
17 |
|
|
|
| 40 |
|
|
|
|
18 |
|
|
|
| 41 |
|
|
|
|
19 |
|
|
|
| 42 |
|
|
|
|
20 |
|
|
|
| 43 |
|
|
|
|
21 |
|
|
|
| 44 |
|
|
|
|
22 |
|
|
|
| 45 |
|
|
|
|
23 |
|
|
|
| 46 |
|
|
|
|
2. Ключ (для расшифровки ответов учащихся)
№ вопроса | А | Б | В | Г | № вопроса | А | Б | В | Г |
1 |
| * |
|
| 24 |
| * |
|
|
2 |
| * |
|
| 25 |
| * |
|
|
3 |
|
|
| * | 26 |
| * |
|
|
4 | * |
|
|
| 27 | * |
|
|
|
5 |
|
|
| * | 28 |
|
|
| * |
6 |
|
|
| * | 29 |
| * |
|
|
7 |
|
| * |
| 30 |
|
| * |
|
8 | * |
|
|
| 31 |
|
| * |
|
9 |
|
| * |
| 32 |
|
| * |
|
10 |
|
|
| * | 33 |
| * |
|
|
11 |
|
| * |
| 34 | * |
|
|
|
12 |
|
|
| * | 35 | * |
|
|
|
13 |
|
| * |
| 36 | * |
|
|
|
14 |
|
| * |
| 37 |
| * |
|
|
15 | * |
|
|
| 38 | А | П | П | А |
16 |
| * |
|
| 39 | Л А | К А | Г А | Кн П |
17 |
|
|
| * | 40 | А | П | А | П |
18 | * |
|
|
| 41 | И,Н | Пол | Б | И,Н |
19 |
| * |
|
| 42 | И | Пол, Б | Н | И |
20 |
| * |
|
| 43 | Пол | Н | И | Б |
21 |
|
| * |
| 44 | Б | Пол | И | Н |
22 |
|
|
| * | 45 | Г А | Л А | Кн П | К А |
23 |
|
|
| * | 46 | Г А | К А | Кн П | Л А |
№ вопроса | А | Б | В | Г | № вопроса | А | Б | В | Г |
1 |
| * |
|
| 24 |
| * |
|
|
2 |
| * |
|
| 25 |
| * |
|
|
3 |
|
|
| * | 26 |
| * |
|
|
4 | * |
|
|
| 27 | * |
|
|
|
5 |
|
|
| * | 28 |
|
|
| * |
6 |
|
|
| * | 29 |
| * |
|
|
7 |
|
| * |
| 30 |
|
| * |
|
8 | * |
|
|
| 31 |
|
| * |
|
9 |
|
| * |
| 32 |
|
| * |
|
10 |
|
|
| * | 33 |
| * |
|
|
11 |
|
| * |
| 34 | * |
|
|
|
12 |
|
|
| * | 35 | * |
|
|
|
13 |
|
| * |
| 36 | * |
|
|
|
14 |
|
| * |
| 37 |
| * |
|
|
15 | * |
|
|
| 38 | А | П | П | А |
16 |
| * |
|
| 39 | Л А | К А | Г А | Кн П |
17 |
|
|
| * | 40 | А | П | А | П |
18 | * |
|
|
| 41 | И,Н | Пол | Б | И,Н |
19 |
| * |
|
| 42 | И | Пол, Б | Н | И |
20 |
| * |
|
| 43 | Пол | Н | И | Б |
21 |
|
| * |
| 44 | Б | Пол | И | Н |
22 |
|
|
| * | 45 | Г А | Л А | Кн П | К А |
23 |
|
|
| * | 46 | Г А | К А | Кн П | Л А |
В заданиях №38-40, 45-46:
- «А» - активная позиция
- «П» - пассивная позиция
- «Л» - лидерская позиция
- «К» - конфликтная позиция
- «Г» - сотрудническая (гармоничная) позиция
- «Кн» - конформистская позиция
В заданиях №41-44:
- «Б» - бережливость
- «Пол» - полезность
- «Н» - накопительство
- «И» - имидж
Модели интерпретации результатов тестирования.
Типы социализации по наличию знаний и умений экономической роли «Потребитель»:
1. низкий уровень (асоциализация) – до 20 правильных ответов на задания №1-37 (50%) или до 9 правильных ответов на задания №1-10.
2. средний уровень (стихийная социализация) – от 20 до 29 правильных ответов на задания №1-37 (51-80%) , из них от 9 до 10 правильных ответов на задания №1-10.
3. высокий уровень (сформированная социализация) – от 29 до 37 правильных ответов на задания №1-37 (80-100%), из них от 9 до 10 правильных ответов на задания №1-10.
Типы социализации в зависимости от ценностных установок и типы социализации в зависимости от экономической позиции (индивидуальных предпочтений) определяются на основе наибольшего количества ответов для определенного типа из заданий №38-40, 45-46 и №41-44 соответственно.
Результаты предварительной апробации разработанной методики и тест-опросниеа
Тест был апробирован на учащихся одного из 9 классов гимназии № 1576. Результаты проведения теста показаны в таблице 1:
Таблица 1.
Код испытуемого | ПОЛ | ВОЗРАСТ | Показатели | |||||||||||
В заданиях № 1-37 | В заданиях № 38-40 | В заданиях № 41-46 | ||||||||||||
баллы | уровень | А | П | Л | К | Г | Кн | Б | Пол | Н | И | |||
АРТ_А | М | 14 | 14 | Н | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 |
ГЕЛ_Д | Ж | 15 | 22 | С | 1 | 4 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 |
ДУН_С | М | 15 | 21 | С | 5 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 |
ИВ_М | М | 16 | 17 | Н | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 |
КЛ_А | М | 15 | 20 | С | 5 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 |
КИС_Н | Ж | 14 | 25 | С | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 |
КОЛ_Н | Ж | 16 | 15 | Н | 3 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | 0 | 1 |
ЛУН_В | М | 15 | 15 | Н | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
ЛУК_С | Ж | 15 | 20 | С | 3 | 2 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 |
МЫЦ_А | М | 15 | 16 | Н | 3 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
МАК_А | М | 16 | 18 | Н | 4 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 |
НЕЧ_М | М | 16 | 21 | С | 2 | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 |
РОМ_Т | Ж | 16 | 25 | С | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 |
САЛ_Г | Ж | 14 | 17 | Н | 4 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 |
СТР_Е | Ж | 16 | 17 | Н | 4 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 |
УСТ_Д | М | 14 | 18 | Н | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ФР_О | Ж | 15 | 18 | Н | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Код испытуемого | ПОЛ | ВОЗРАСТ | Показатели | |||||||||||
В заданиях № 1-37 | В заданиях № 38-40 | В заданиях № 41-46 | ||||||||||||
баллы | уровень | А | П | Л | К | Г | Кн | Б | Пол | Н | И | |||
АРТ_А | М | 14 | 14 | Н | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 |
ГЕЛ_Д | Ж | 15 | 22 | С | 1 | 4 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 |
ДУН_С | М | 15 | 21 | С | 5 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 |
ИВ_М | М | 16 | 17 | Н | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 |
КЛ_А | М | 15 | 20 | С | 5 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 |
КИС_Н | Ж | 14 | 25 | С | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 |
КОЛ_Н | Ж | 16 | 15 | Н | 3 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | 0 | 1 |
ЛУН_В | М | 15 | 15 | Н | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
ЛУК_С | Ж | 15 | 20 | С | 3 | 2 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 |
МЫЦ_А | М | 15 | 16 | Н | 3 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
МАК_А | М | 16 | 18 | Н | 4 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 |
НЕЧ_М | М | 16 | 21 | С | 2 | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 |
РОМ_Т | Ж | 16 | 25 | С | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 |
САЛ_Г | Ж | 14 | 17 | Н | 4 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 |
СТР_Е | Ж | 16 | 17 | Н | 4 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 |
УСТ_Д | М | 14 | 18 | Н | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ФР_О | Ж | 15 | 18 | Н | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
На основе анализа результатов тестирования 17 учащихся 9-х классов можно заключить, что средний уровень усвоения знаний и умений из них показали 41%, низкий уровень – 59%. Это говорит о стихийно сложившейся экономической грамотности у школьников в сфере потребительских знаний, что объясняется отчасти тем, что курс «Основы потребительских знаний» проводится, начиная с 10 класса.
Картина класса по социализации в зависимости от экономической позиции (индивидуальных предпочтений) характеризуется следующим распределением: 8 человек (47%) показали ярко выраженную активную позицию, 2 человека (12%) ярко выраженную пассивную позицию, 7 человек (41%) можно отнести к промежуточной (не выявленной) позиции. Соответственно, конформистскую (пассивную) позицию заняли 3 школьника (18%), гармоничную (активную) позицию – 4 школьника (24%). Конфликтную позицию заняли 6 учащихся (35%), а лидерскую позицию не занял никто. Однако четверо учащихся показали «размытый» результат (24%).
В зависимости от ценностных установок были получены следующие результаты:
«расточительный» тип социализации показал 1 человек (6%),
«бережливый» тип – 4 человека (24%),
тип «накопителя» – 8 человек (47%), и, наконец,
«рациональный» тип – 4 человека (24%).
В процессе анализа полученных результатов было установлено, что уровень социализации может зависеть от гендерных особенностей (в среднем девушки более социализированы, чем юноши - см. диаграмму). Это подтверждается анализом средних показателей: средний балл среди юношей 17,8, среди девушек – 19,9. Заметим, однако, что данная выборка не является достаточно репрезентативной для обоснования данного положения.
Ход дальнейших исследований будет состоять в решении следующих задач:
- сопоставлении результатов проведенного теста с данными других психологических и педагогических исследований;
- сравнении полученных результатов с результатами, которые покажут по данному тесту учащиеся старшей школы, которые закончили освоение курса «Основы потребительских знаний».
Реализация этих задач даст основания для совершенствования данных материалов по предлагаемой методике оценки экономической грамотности школьников.
Список использованной литературы:
1. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний:учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.
2. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: хрестоматия для учащихся старших классов. М.:Вита-Пресс, 2004.