Обработка и интерпретация результатов тестирования
Опросник Кеттелла-Ясюковой (модифицированный вариант)
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Нормативная таблица (8 факторов)
Бланк и Ключ к опроснику
Ключ к тесту.
Потребность в общении (А) - 3, 19, 35, 51, 67, 83.
Исполнительность (фактор G) - 7, 23, 39,55, 71. 87.
Волевой самоконтроль (фактор Q3) – 16, 32,48, 64, 80, 96.
Честолюбие (фактор L) – 10, 26,42, 58,74, 90.
Самостоятельность, независимость (E, L, Q1, Q2) – 5, 21, 37, 53, 69, 85.
Дипломатичность (фактор N) – 12. 28,44, 60, 76, 92.
Конформизм (фактор Q2) – 15, 31. 47, 63, 79. 95.
Радикализм (фактор Q1) – 14, 30, 46.62,78, 94.
Психологическая защита (Q5) – 18, 34, 50, 66, 82, 98, 99.
Описание факторов
1) Потребность в общении (фактор А)
Зона 1. Потребность в общении выражена слабо. Это означает, что подросток не старается установить близкие отношения со всеми, с кем приходится разговаривать. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается нечасто. Друзей не меняет, с трудом может обзавестись новым другом, если из-за переезда или смены школы отношения оборвались.
Зона 2. Потребность в общении выражена средне.
Зона 3. Подросток нуждается в общении. И не просто в совместном провождении времени, а в глубоких дружеских отношениях с теми людьми, с которыми встречается и разговаривает. Формальные, чисто деловые разговоры его не удовлетворяют, ему необходимо понимание и эмоциональное сопереживание. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Зона 4. Общение для подростка выступает одной из главных жизненных потребностей. Одиночество его тяготит. В школу он в основном ходит общаться. Для него важно неформальное, индивидуализированное общение. Ему неважно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами. Его поведение может быть навязчивым, раздражать менее общительных ребят, которые стараются от него избавиться. Подросток тяжело переносит ссоры с друзьями, но не может оставаться в одиночестве: либо старается любым способом помириться, либо установить с кем-то из одноклассников более тесные эмоциональные отношения.
2) Исполнительность (фактор G)
Зона 1
Подросток фактически недисциплинирован и неисполнителен, и считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его побуждают что-то сделать. Ребенок не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу неисполнительности, может даже бравировать этим. Отрицательные последствия вполне очевидны. Необходимо контролировать учебную деятельность подростка, спокойно, методично и последовательно добиваться от него того, что он обязан делать. Однако надо не только требовать, но и помогать подростку выполнять все необходимое (объяснять, показывать, советовать). Следует избегать выговоров и нотаций, лучше терпеливо договариваться, помогать и систематически контролировать то, что должно быть им сделано. При таком подход подросток постепенно может привыкнуть к другому образу жизни, избежать неприятностей в школе и семейных конфликтов.
Зона 2
Подросток еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в, целом настрое; делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дел и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.
Зона 3
Подросток исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.
Зона 4
Подросток исполнителен в высшей степени, то есть у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Часто абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую
Зона 4
Подросток исполнителен в высшей степени, то есть у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Часто абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую
3) Самоконтроль (фактор Q3)
Зона 1
Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Подросток но может планомерно направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Может чем-то увлечься и забыть про все остальное. Обычно спохватывается в последний момент, поэтому многое не успевает сделать, даже если старается. Нуждается в том, чтобы взрослые помогали ему организовать свою деятельность, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования. Подросток должен как можно более точно представлять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тогда он сможет научиться распределять работу во времени и рационально планировать свой день. Также надо учить его периодическому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли выполнять намеченное.
Зона 2
Подросток может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему заранее продумывать, планировать все, что надо сделать, придерживаться определенного распорядка дня, то у подростка сформируются необходимые навыки самоконтроля.
Зона 3
Подросток приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельности у подростка уже сложились. Может заставить себя выполнять рутинные бытовые обязанности, доделать неинтересную работу. Способен контролировать эмоциональные реакции, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, если считает такое поведение для себя правильным.
Зона 4
Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, подросток «заорганизован», чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, и как он выглядит перед другими, теряется, если приходится действовать по ситуации и нельзя все продумать заранее. Свою «правильность» может выставлять напоказ, чтобы получить одобрение и поддержку взрослых. Во всем старается проявлять педантичность и повышенную аккуратность.
4) Честолюбие (фактор L)
Зона 1
Честолюбие у подростка фактически отсутствует. Его полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Такое состояние может быть временным пока старшеклассник не определится с выбором профессии, и решить для себя, чего же он хочет от жизни.
Зона 2
Подросток хочет быть не хуже других, но превзойти друзей и одноклассников не стремится. Обычно прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для него, уровень успешности. Не завидует чужим достижениям.
Зона 3
Для подростка важно то положение, которое он занимает в классе, и то, как его оценивают окружающие. Он старается добиться уважения и признания своих заслуг, стремится хоть в чем-то превзойти других ребят. Считает себя способным чего-то добиться в жизни, строит планы будущей карьеры, задумывается о выборе жизненного пути. Честолюбие является двигателем личностного и интеллектуального развития подростка Оно может компенсировать недостаток исполнительности и волевого самоконтроля, способствовать преодолению учебных проблем. Похвала и поддержка обычно стимулируют его усилия, критика может вызывать болезненную реакцию, эмоциональное неприятие и агрессию.
Зона 4
Подросток зациклен на себе, фиксирован на собственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит перед собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их достичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко негативно реагирует на критику, могут случаться истеричные срывы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, когда у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.
Зона 4
Подросток зациклен на себе, фиксирован на собственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит перед собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их достичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко негативно реагирует на критику, могут случаться истеричные срывы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, когда у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.
5) Самостоятельность, независимость (основной фактор Е, вторичные - L, Q,, Q2)
Зона 1
Подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуется, чтобы кто-то ему сказал, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают, выбирая за него вуз и будущую профессию. Возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать подростка самостоятельному принятию решений.
Зона 2
Подросток может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях, но в ответственные моменты теряется, предпочитает избегать самостоятельного принятия решений. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним легко сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Зона 3
Самостоятельный и независимый подросток. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним хотя и непросто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению. Это человек экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось, и у него появились другие интересы. Такие подростки могут доставлять родителям немало хлопот, но если находят свое призвание, то благодаря энергии и самостоятельности многого достигают в жизни.
Зона 4
Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении, во что бы то ни стало. Подросток стремится к доминированию над другими ребятами. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не удастся подчинить себе других ребят, собрать группу, в которой все будут признавать его лидерство. На любые советы друзей и взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция нередко складывается у ребенка в начальный период подросткового кризиса и закрепляется, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
6) Дипломатичность (стиль и уровень общения, фактор N)
Зона 1
Подросток характеризуется непосредственностью и прямолинейностью в общении. Его манера поведения не меняется, всегда узнаваема. Обычно сразу говорит то, что думает и что чувствует. Не соблюдает дистанцию в разговоре со старшими, та же манера общения «на равных», как с одноклассниками. Не может и не считает нужным выбирать фразы и выражения даже тогда, когда разговаривает с учителями и другими взрослыми людьми. Взрослые часто считают таких подростков невоспитанными, невежливыми. Им может казаться, что подростки таким способом хотят оскорбить их. Учителя невольно относятся к ним хуже, чем к более дипломатичным учащимся. Иногда и одноклассники считают высказывания таких подростков обидными или неуместными, что может приводить к конфликтам и ссорам.
Зона 2
Поведение подростка характеризуется естественностью, но без излишней прямолинейности.
Зона 3
Подросток дипломатичен. Его поведение, манера общения, лексика и жестикуляция интуитивно меняются в зависимости от того, с кем он общается. Естественным образом он подстраивается, принимает манеру общения, свойственную собеседнику или ожидаемую им. С таким подростком легко общаться окружающим его людям.
Зона 4
Поведение подростка неестественно, сковано, ему приходится продумывать манеру общения с различными людьми, постоянно контролировать себя в процессе общения. Не может ни с кем поделиться своими проблемами, никому о себе ничего рассказать.
7) Конформизм (фактор Q2)
Зона 1
Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компании (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раздражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.
7) Конформизм (фактор Q2)
Зона 1
Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компании (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раздражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.
Зона 2
Хотя подросток и входит в какую-то группу в классе, но не идентифицирует себя с ней полностью. Может критиковать групповые нормы, не всегда склонен подчиняться, хотя и готов к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении, готов действовать самостоятельно, может и - наперекор группе.
Зона 3
Компанейский, придерживается норм и ценностей, принятых в группе, с которой себя идентифицирует. С уважением относится к групповому мнению, готов к сотрудничеству, может подчиниться групповому решению. Хочет быть на хорошем счету в группе. Наиболее типичный и обеспечивающий адаптированность в подростковом возрасте тип поведения.
Зона 4
В одиночестве чувствует себя неуютно, беспомощно, предпочитает проводить время со своей компанией, нуждается в одобрении со стороны ее членов, не может пойти против группы. Только находясь в компании, чувствует себя хорошо. Не сможет перенести, если приятели выказывают неприязнь, старается вести себя так, чтобы не вызывать осуждения. Ему необходимо ощущать себя членом компании. Во всем старается быть похожим на лидера группы и наиболее значимых ее членов (в одежде, манере разговора, увлечениях и пр.).
8) Радикализм (фактор Q1)
Фактор Q1, дает информацию о такой личностной характеристике как «консерватизм-радикализм», устойчивость или изменчивость жизненных ценностей, доверие авторитетам или интеллектуальная независимость. Известно, что жизненные установки и ценности с трудом поддаются изменению.
Зона 1.
Сдвиг значения фактора Q1, в слабую зону свидетельствует об интеллектуальной несамостоятельности подростка, абсолютной его приверженности определенным, привитым с раннего детства жизненным ценностям, невозможности изменения жизненной позиции, неосознанном неприятии и осуждении других вариантов жизненного выбора.
Зона 2.
У старшеклассников чаще всего встречается средний (неопределенный) уровень фактора Q1, т.е. большинство из них еще не определилось в собственных жизненных ценностях и в том, насколько они будут абсолютизировать эти ценности и сохранять им верность на протяжении собственной жизни.
Зона 3.
Сдвиг значения фактора Q1, в хорошую зону свидетельствует о готовности подростка к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию, самостоятельному выбору жизненного пути и к тому, что он допускает для других иные варианты этического, политического и социального самоопределения, не абсолютизирует собственный жизненный выбор, как единственно правильный.
Зона 4
Высокие значения фактора Q1, встречаются редко, свидетельствуют о приверженности подростка к крайним взглядам, суждениям, о его категоричности, неприемлемости компромиссов, но при этом имеются и явная новаторская ориентация, стремление к получению новых знаний, освоению новых приемов деятельности, недоверие к авторитетам, потребность в самостоятельной проверке любых гипотез и утверждений.
Факторы Q, и L (честолюбие) отдельно в психологической характеристике не рассматриваются, но используются при оценке самостоятельности и гуманитарных способностей, частично - творческого потенциала подростка. Творческие способности лучше развиваются в том случае, если факторы Q1, и I находятся в 3 зоне.
Фактор I характеризует такие особенности личности, как интуитивность и рационалистичность. Высокие значения фактора I свидетельствуют о развитии интуиции, эстетического восприятия, сентиментальности, увлечениях в области поэзии, литературы, искусства. Для развития гуманитарных и творческих способностей необходимы высокие значения фактора I. Низкие значения фактора свидетельствуют о рационалистичности, недоверии интуитивным догадкам и решениям, потребности найти всему рациональное обоснование и объяснение. Данный показатель имеет некоторую связь с полом, которую, тем не менее, нельзя абсолютизировать. Чаще высокие значения фактора I свойственны девушкам, чем юношам. Однако (и нередко) у юношей встречаются высокие значения фактора I, а у девушек - низкие.
В течение периода обучения с 7 по 11 класс личностные особенности подростков неустойчивы, могут значительно изменяться. Иногда эти изменения плавны, постепенны и однонаправлены. Но могут происходить и резкие, скачкообразные изменения, когда значения фактора становится противоположным. Частично это связано с собственной личностной неопределенностью и неустойчивостью образа «Я» подростка, частично - с пробами, «примериванием» различных стилей поведения в процессе построения образа «Я».
9) Психологическая защита (фактор Q5).
Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психологическая защита, с какими трудностями он оказывается не в состоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 равно 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологической защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подростка и возникает потребность в психологической защите, но самооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсутствуют, самооценка подростка адекватна.
9) Психологическая защита (фактор Q5).
Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психологическая защита, с какими трудностями он оказывается не в состоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 равно 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологической защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подростка и возникает потребность в психологической защите, но самооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсутствуют, самооценка подростка адекватна.