Вы здесь

Наука, история, методология

Память и культура через призму понятий «коммуникация» и «трансляции»

А.А. Пископпель

В предисловии к своей книге о культурной памяти Ян Ассман, обосновывая значимость проблем памяти и воспоминаний для современной культурологии, высказывает убеждение, что «по всем признакам похоже, что вокруг понятия "воспоминание" складывается новая парадигма наук о культуре, благодаря которой разнообразнейшие феномены и области культуры — искусство и литература, политика и общество, религия и право — предстают в новом контексте» (Ассман 2004, с.11) [1].

Культура и разум с точки зрения категорий "естественное" и "искусственное"

А.А. Пископпель

 

СМД-подход к категории сознания и современная психология

А.А. Пископпель

Конструктивный смысл понятия идентичности с точки зрения категорий «естественное» и «искусственное»

А.А. Пископпель

В сфере гуманитарного знания понятие «идентичность» в последнее время стало таким же популярным и универсальным, как и понятие «этничность» и остается столь же неопределенным[1] Естественным образом возникает вопрос: какой смысл может иметь такая единая категоризация столь разных феноменов? Не идет ли речь «на самом деле» о качественно различных социокультурных явлениях, лишь обозначаемых одним и тем же термином (т.е. единство здесь только терминологическое)?

Групповая идентичность и идентичность группы с точки зрения СМД-подхода

А.А. Пископпель

Противопоставление идентичности группы групповой идентичности имеет в виду двухаспектный и двойственный характер идентификации, где групповая идентичность является атрибутом личности, а идентичность группы атрибутом группы.

ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 0 ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) И РАЗВИТИЯ

В.М. Розин

Современные дискуссии по проблеме обучения и раз­вития продолжают двигаться в том русле, которое было задано несколько столетий тому назад «естественно­-научным» подходом в педагогике. Может быть поэтому они недостаточно продуктивны. Но, чтобы выйти из раз заданной колеи, нужно прежде всего отчетливо пред­ставить себе, какие задачи ее обусловили и какие ходы мысли к ней привели. Эта статья представляет собой попытку собрать и свести воедино материал, необходи­мый для обсуждения самых первых этапов возникнове­ния интересующей нас проблемы.

 

Научное наследие Л.С. Выготского вчера и сегодня

А.А. Пископпель

Творчеству Льва Семеновича Выготского, его оригинальному вкладу в развитие отечественной и мировой психологической (и не только) мысли посвящена уже не одна сотня работ как у нас в стране, так и за рубежом. По сути дела сложилось достаточно самостоятельное направление историко-научных исследований – выготсковедение. В его непростой истории явно обозначились два периода, рубежом между ними стал конец 70-х гг. [5]. И дело даже не в том, что за десятилетие 80-х вышло больше работ о Выготском, чем за четыре предыдущих [см. 12]. Количественный рост публикаций отражает не только увеличение интереса к его творчеству – это показатель изменения принципиального отношения к нему. К научному наследию ученого обращается широкий круг психологов, испытывающих «необходимость в новом прочтении Л. С. Выготского» [10, c. 165]. Каковы же истоки потребности в «новом прочтении», и почему «старое» перестало удовлетворять многих психологов?

Предмет психологии как методологический дискурс

А.А. Пископпель

У выбранного названия несколько смыслов. Оно может быть прочитано и понято как обозначение темы обсуждения, в ходе которого будут так или иначе воспроизведены и проанализированы многочисленные точки зрения на предмет психологии, психологического знания, для вынесения очередного о них оценочного суждения. Точно также, оно может быть прочитано и как проблема, способы постановки (проблематизации) которой в истории психологической мысли составят суть дальнейшего обсуждения.

Проблема интеграции психологии: метод и подход

А.А. Пископпель

Метод и предмет – две стороны одной медали. Поэтому требование обосновать и продемонстрировать качественное своеобразие своих предмета и метода – это первое методологическое требование к любой дисциплине, претендующей на свое особое и обособленное, самостоятельное место в общей системе современного знания. Для психологии это требование не пустой звук, поскольку ее пытались «приватизировать» в разное время и теология, и философия, и биология, и социология, и педагогика в тех или иных своих ипостасях.

Мифическое и реальное в судьбе советской педологии

А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий

Описываются исторические и собственно научные корни возникновения и распространения педологических идей и представлений в научном сообществе, анализируются характерные особенности советского педологического движения, выделяются основные периоды его становления и оформления. Рассматриваются социокультурные и организационные предпосылки свертывания педологических работ в стране. Предлагается анализ сценария основных ролей и исполнителей разгрома советской педологии. Обсуждаются подходы к оценке исторического пути и научно-практического наследия советских педологов.

Страницы