Вы здесь

Программа создания общественной профессиональной сферы просвещения

А.А. Тюков

... “Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово “просвещение”. Даже не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит. Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвещник, знаменующий троицу бога, и двусвещник, знаменующий его сходившее на землю слово в двойном естестве его, и божеском и человеческом, всех ими освещает, произнося: “Свет Христов освещает всех!”. Недаром также в другом месте служенья гремят отрывочно, как бы с неба, вслух всем слова: “Свет просвещенья!” - и ничего к ним не прибавляется больше.

(1846)”

Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. 1847.

 

ИДЕЯ. Этот социальный проект предлагается всем, для кого имеют личный смысл слова А. Галича: “Что-то не ладно в мире, пора бы заняться им!”.

Мудрость русского языка различила слова: образование, обучение, воспитание, просвещение. Теперь мы должны понять различия понятий, стоящих за этими словами и установить систему их отношений.

ЦЕЛЬ. Начать формировать социальные и интеллектуальные условия для выхода из мирового кризиса образования и излечения от затянувшейся болезни объяснительно-иллюстративной дидактики. Понять отличия просветительской деятельности от деятельности образовательной. Наконец, предложить новые системы средств, технологии и организационные формы просвещения.

ФУНДАМЕНТ. Утверждение современной культурологии о принципиальном различии процессов трансляции культуры и процессов социальных взаимодействий.

Утверждение общей теории деятельности об организации социума как системы взаимодействия относительно автономных общественных профессиональных сфер.

Современные методологические представления об управлении развитием систем деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ. Разработка комплексной программы и координационного плана основных направлений деятельности по решению фундаментальных социальных проблем общественного и культурного развития.

Создание действительной ассоциации людей, общественного объединения профессионалов -

АКАДЕМИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ создания сферы просвещения и организации просветительской деятельности

 

Настоящая концепция является оформлением результатов многолетней работы над проблемами определения специфики просветительской деятельности и поиска отличий сферы просвещения от всех других сфер общественной деятельности в условиях современного развития общества. Обобщая результаты этой работы в коротком выводе, можно с уверенностью сказать, что сфера просвещения может стать особенной, как по содержанию основного процесса просветительской деятельности, так и по системам средств осуществления просвещения. Сферу просвещения следует отличать, прежде всего, от таких сфер как образование, религия, философия, искусство и наука. Вместе с тем просвещение как общественная сфера в системе социума пока отсутствует как сознательно организуемая и отличная от других. Поэтому мы предваряем изложение сути нашей концепции некоторыми общими положениями современной культурологии и кратким анализом состояния просвещения в России, а также выводами, имеющими на наш взгляд значение не только для России, но и для определения судеб развития человеческой цивилизации в целом.

Просвещение в системе современной цивилизации. Социум, согласно современной культурологии, представляет собой совокупность взаимодействий и взаимоотношений достаточно автономных по законам развития и функционирования 15-ти общественных профессиональных сфер деятельности. Если оформится сфера просвещения, их станет 16. В настоящее время можно выделить следующие сферы: политика, религия, философия, искусство, наука образование, здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, коммерция, финансы, право, армия, материальное производство и просвещение.

Отличаются сферы друг от друга содержанием основных процессов деятельности в управляемой системе, так называемыми "ядрами социотехнических систем деятельности" (О.И. Генисаретский, 1974). Кроме того, специфичность той или иной сферы зависит от конкретного состава кооперации представителей других сфер в управляющей системе каждой из них (А.А. Тюков, 1980). Именно эта кооперация представителей других сфер позволяет осуществить всю систему управляющих воздействий на систему управляемой деятельности, в результате которых происходит развитие сферы деятельности в целом. Таким образом, каждая сфера социума развивается автономно, однако всегда при условии функционирования всех остальных сфер социального целого - цивилизации.

Взаимодействие сфер осуществляется по механизму "экземплификации" ядер одних сфер в "организационных надстройках" других. Общая схема такого представления строения социума и его взаимодействия с Культурой представлена на рисунке. Это значит, что в каждой сфере деятельности в системе управленческого обеспечения работают представители основного (ядерного) вида деятельности других сфер, которые организованы также в социальные институты. Осуществляя основной процесс деятельности (политическую борьбу, проектирование, исследование и т.д.), они все обеспечивают управление развитием той сферы, где работают. Таким образом, создается механизм социального запроса на результаты деятельности в каждой сфере и в социуме в целом.

Рис. 13. Взаимодействие сфер деятельности в рамках общественного

Воспроизводства деятельности и трансляции культуры

 

Для нормального и полноценного существования человечества необходимы все 15 сфер, а как показывает культурно-исторический анализ, необходимы и все 16, то есть со сферой просвещения. Различные культурно-исторические типы цивилизаций отличаются друг от друга во-первых, составом социально оформившихся сфер,а во-вторых, конкретными особенностями взаимодействия сфер между собой и с культурой, то есть характером осуществлением четырех основных функций культуры: культурного оформления социальных явлений, хранения оформленных образцов, защиты культурного достояния, и трансляции образцов культуры во времени и пространстве жизни. Осуществление этих функций происходит в особом пространстве и времени, отличном от непосредственности всех сторон человеческого существования.

Как мы уже отмечали, каждая сфера имеет свой ядерный процесс. Для науки это исследования; для медицины (здравоохранения) это профилактика и терапия; для философии это построение метафизики, т.е. философствование как таковое; для армии это защита границ, осуществление охраны государственности; для политики это политическая борьба за власть и владение государственной системой управления общественным развитием; Для образования это собственно образование человека (педагогическая деятельность) в единстве трех процессов: воспитания, обучения и духовестия (А.А.Тюков, 1992). Социальный механизм управления развитием строится как взаимодействие ядра и управляющей надстройки или как "социотехническая система деятельности. Например, в сфере образования работают представители медицины, науки, философии, проектирования, права и всех других сфер. Таким образом, строится сложная кооперация представителей различных сфер. Эта кооперация направлена на управленческое обеспечение развития той конкретной сферы, где работают кооперанты. Если такая кооперация построена, то это означает, что сфера сформировалась. Если этой связи нет, то сфера еще не сформировалась. Так, например, когда мы говорим о том, что сфера финансов еще не сформировалась в России, мы имеем в виду то, что для ядерного процесса денежного обращения нет профессионального обеспечения - нет в управляющей системе финансов представителей всех остальных сфер общественного целого.

Таким образом, жизнь человечества и человека не существует вне общественных связей, направленных на культурное оформление всех социальных новшеств, возникающих в тех или иных сферах, хранения уже оформленных образцов человеческой жизни в соответствующих институтах культуры, защиты их от покушательства "варваров" и человеконенавистников и, наконец, передачи всего богатства человеческой культуры новым поколениям людей.

Итак, человек не живет вне общества. Он, так, или иначе, включен в функционирование и развитие сфер. С самого рождения человек попадает в сферу образования и в ней организованно осваивает все богатство человеческой культуры. Достигнув зрелости и определившись профессионально, человек попадает в ту, или иную сферу на конкретное место: или в системе ядерных процессов, или в качестве представителя одной сферы в системе управленческого обеспечения функционирования другой (А.А.Тюков, 1990).

Но кроме жизни в сфере в качестве профессионала человек является особой уникальной индивидуальностью со своей интимной жизнью, которая выходит за рамки существования в сферах. И дело не только в том, что кроме профессиональной жизни у человека может быть жизнь досуга, увлечений, семьи и т.д. По происхождению и по своим формам эта жизнь остается общественной, но вместе с тем эта жизнь внутреннего душевного мира человеческой и всегда индивидуальной субъективности. В этом единстве и противоположности существования человека в общественных сферах и в своей собственной субъективности и состоит вся диалектика человеческой жизни.

Субъективная жизнь - это жизнь п р о с т о г о ч е л о в е к а (простого россиянина, простого американца, немца, африканца), жизнь представителя населения планеты Земля - жизнь обывателя. Именно в этой жизни обывателя, как нигде более не проявляется все богатство, или бедность индивидуальной индивидуальной души. Обыватель - это, прежде всего, человек живущий и только потом "разумный", "действующий" и т.д. В этой жизни простого человека каждая индивидуальность оказывается под влиянием огромного количества социальных, внешних влияний со стороны сфер, культуры, отдельных людей, других обывателей. Кроме жизни политика, художника, учителя, продавца и т.д. и т.п. у человека всегда остается жизнь обывателя - простого представителя населения, обыкновенного человека.

В жизни простой человек подвергается в основном влиянию стихийных сил. Стихийность заключена в хаотичности и неорганизованности их воздействия на душу человека, даже и тогда, когда каждое отдельное воздействие профессионально, целенаправлено и сознательно, та как оно идет от сферы. Причиной такой стихийности оказывается несогласованность влияний сфер деятельности на душу обыкновенного человека. Для каждой отдельной сферы человек является носителем человеческих качеств “вообще” и конкретных человеческих качеств, обеспечивающих развитие сферы.

Возникает совершенно парадоксальная ситуация: человек развивается как человечество, а как население планеты человечество катастрофически глупеет как обыкновенный человек. Именно поэтому можно видеть как простой человек часто оказывается игрушкой в руках нечистоплотных политиков, шарлатанов от науки и искусства, финансовых мошенников, сектантов и "несть числа им". Но как это не парадоксально, именно этот хаос разнообразных влияний стихии общественного развития цивилизаций формирует довольно прочные стереотипы с о з н а н и я и п о в е д е н и я.

Конечно многие из социальных влияний оказывают положительное воздействие и способствуют развитию души человека: обогащают его способности, гармонизируют развитие поступков личности и расширяют горизонты сознания (А.А.Тюков, 1993). Но сколько из этих влияний выступают как отрицательные образцы человеческой жизни, сколько из них дисгармонизируют поведение и вызывают аномалии личности (таксомания, наркомания, извращения и преступления), сколько внешних воздействий губят раскрывающиеся таланты, сужают сознание, превращая человека в сектанта, тупого и податливого представителя обезумевшей толпы!

Подобная ситуация общественного состояния п р о с т о г о ч е л о в е к а требует сознательной и целенаправленной деятельности, непосредственно направленной на помощь человеку для формирования у него устойчивости к отрицательным влияниям стихии социальных сил. Ни обучение, ни специальное воспитание, ни один из процессов не может заполнить вакуум отсутствия простого вызывания любопытства, информирования, ознакомления и повышения осведомленности. Они, как не что другое помогают сориентироваться человеку в запутанном многообразии явлений человеческой жизни и подтолкнуть к доброму, "правильному". Эту деятельность мы определяем как просветительскую, а сферу, где в качестве ядерной будет осуществляться просветительская деятельность - сферой просвещения.

В мировой истории просветительскую деятельность выполняли различные общественные сферы, по мере их исторического возникновения и культурного оформления. Последовательно просвещением занимались искусство, политика, религия, философия, наука, коммерция, образование (даже сфера образования России до недавнего времени называлась сферой просвещения). И в настоящее время все сферы так или иначе осуществляют просветительскую деятельность, тем боле что у них на вооружении существуют мощнейшие средства воздействия на человеческое сознание - средства радио и телевидения. Вместе с тем, современные условия массовых информационных процессов и телекоммуникации, значительное количество оформившихся сфер общественной деятельности, каждая из которых имеет свои специфические претензии к человеку и часто несовпадающие с целями просветительства, выдвигают на повестку дня требования особой социокультурной работы: создания сферы просвещения.

В России с момента победы октябрьской революции 1917 года была создана особая сфера, во многом выполнявшая функции просвещения простого человека - это сфера п о л и т и ч е с к о й п р о п а г а н д ы. Дело в том, что реальный коммунизм, о котором писал Александр Александрович Зиновьев, создал уникальную, практически единственную в мире и удивительно эффективную сферу политического просвещения. Но после падения "ига коммунизма" эта система разрушилась, причем разрушилась в полном смысле этого слова. Даже общество "Знание", которое выполняло основную функцию политпросвещения, фактически не существует, не действует, именно в этой функции. При всей эффективности этой формы, она отмерла естественным образом. Это понятно. Не только потому, что произошли события в августе 1991 года, но и потому, что она должна была обязательно прекратить свое существование из-за полной бессмысленности этой деятельности по отношению к простому человеку в условиях мирной демократической жизни. В тоже время просвещение, которое осуществляла сфера образования, всегда носило оттенок начетничества, прямой и часто не эффективной дидактики.

Анализируя состояние в 12-ти российских областях, (области с районами радионуклидного загрязнения), знакомясь с состоянием дел по Белоруссии и Украине, анализируя информацию об аварии 1986 года и встречаясь с координационным советом по медицинским аспектам, со всеми теми представителями, которые отвечают за детское население (главным педиатром, главным гематологом, главным детским психиатром), мы обнаружили вопиющую дезориентированность. Дезориентированность - это основной феномен социально-психологического статуса населения и конечно детей загрязненных территорий. Отсутствие самой примитивной информированности! Никто не знает разницы между кюри и бэрами. Никто не знает, какова плотность загрязнения, что делать с продуктами. Невежество в этой области характерно не только для основного населения, но и для таких людей, которые, казалось бы, должны были это знать - рядовых медиков на уровне фельдшеров, тем более учителей. Практически полное невежество царит в экологическом плане: что такое экология, экосистема, природная среда, что значит антропогенное воздействие на природу? Представления осколочные, из передач "Очевидное - невероятное", то есть из еще существующих осколков системы просвещения, которая конечно существовала всегда и продолжает существовать. Главное, что действует она стихийно, неорганизованно, фрагментарно, неосознанно, без оценки возможных последствий для человека.

Средства и системы просветительской деятельности. В рамках Комплексной программы Минобразования России "Помощь" ФЦП "Дети Чернобыля" осуществляется практическую помощь. Строятся центры, центры, осуществляется подготовка учителей в пединститутах, проводится консультационная работа среди населения как представителями сферы образования так и медиками. Медиков оснащают положенной медицинской аппаратурой для того, чтобы осуществлять диагностику. Они выясняют химико-биологические аспекты проблемы и т.д. Каждый занимается своим делом. Но сферы, которая объединила бы действия специалистов в отношении населения в непосредственном контакте с детьми, родителями, учителями как с простыми представителями населения пока не существует.

Основной идеей нашего проекта является осознанная и целенаправленная работа по созданию новой общественной сферы - просвещения. Из представленной схемы в первой части наглядно видно, что вся жизнь и развитие человечества есть взаимодействие трех основных социокультурных процессов: трансляции культуры, деятельности и функционирования людей в социуме.

Образцы культуры целенаправленно передает в жизнь, прежде всего, сфера образования. В других сферах образование человека осуществляется за счет непосредственного включения в профессиональную сферу и освоения культурных образцов в этих сферах осуществляется уже после прохождения систематического образования и существует как “самообразование”. Индивидуальная жизнь простого нормального человека хотя и есть результат его существования в сферах, но не ограничивается только им. И если мы исходим из принципа (абсолютного, безусловного нравственного принципа), что эта человеческая жизнь должна существовать, реализовываться и воспроизводиться, то нужна особая сфера, нужна особая деятельность по передаче всего культурного наследия не через специальные процессы: воспитания, духовестия, обучения. Образование создает "стволы леса", но нужен и "подлесок", нужна общая ориентированность, нужны горизонты сознания. Эти горизонты создаются в индивидуальной стихии жизни. Они не формируются ни в процессе обучения, ни в процессе воспитания, так как нужны особые специальные способы и средства непосредственного влияния на индивидуальную, субъективную интимную жизнь человека.

Итак, просвещение должно существовать, чтобы быть реализованным, чтобы обеспечить свою основную функцию - функцию расширения горизонтов сознания обыкновенного человека, обывателя; функцию знакомства, информирования, формирования общих представлений о культуре, истории, жизни природы и человечества. И для того, чтобы эти функции осуществлялись, необходимо создать, сформировать или исполь­зовать уже сформированный и созданный специальный материал и специфические средства для того, чтобы сознательно построить сферу просвещения.

В чем же заключается отличие сферы просвещения, прежде всего от таких сфер, как образование, наука и искусство? Для ответа на этот вопрос следует снова обратиться к историческому анализу сферы политпросвещения в советском обществе. Подчеркнем, что оно выполняло уникальную, невероятную, единственную в мире организованную функцию, прямо как утверждал В.И. Ленин в своей речи на 3-ем съезде комсомола: "Учиться, учиться и учиться!.." Правда, дальше обычно не цитируют: "... учиться коммунизму!" - говорил И действительно, вся система: синеблузочники, агитпоезда, ЧО по борьбе с неграмотностью и т.п. - все они состояли из... или имели агитатора и комиссара, который агитировал простой народ за продразверстку, за военный коммунизм, за красный террор, за ответ Чемберлену и т.п., за Советскую власть. С первого момента возникновения советской власти, благодаря политическому влиянию В.И. Ленина, была создана система политпросвещения, перенявшая, кстати, богатейший опыт легальной и подпольной работы марксистских школ и кружков, партийных ячеек. Это был первый исторический опыт профессиональной работы по завладеванию массовым сознанием. В итоге большевизму действительно удалось сформировать сознание особого человеческого существа - советского человека.

В чем эффективность этого действия? - В непосредственности встречи агитатора, просветителя со слушателем, с обывателем. Весь эффект заключается в том, что они встречаются друг с другом, и никакого посредника между одним сознанием и другим сознанием! Агитатора могли послушать, а могли и зарезать. - исход встречи был непредсказуем. В образовании, например, все иначе. Да, там тоже встреча, но там есть учитель и есть ученик, функции каждого из которых четко зафиксированы. Учитель может применять штрафные санкции к нерадивому ученику - ученик должен и хочет (правда, не всегда) учиться. Совершенно иным является положение просветителя. Система просвещения первых советских лет была построена действительно очень мощно, потому что с одной стороны у просветителя наган висит, а с другой стороны - пламенное слово о замечательной будущей жизни и не менее замечательные брошюрки о классовой борьбе народов за свободу, хлеб и равенство.

Следует также обратить внимание на еще один исторический факт: с чего начиналось общество "Знание" Это не народная библиотека Сытина, которая действительно осуществляла удивительную функцию просвещения через дешевые книжки. Здесь другое: краткий курс истории ВКП (б), замечательные краткие словари, "Блокнот агитатора", "Памятка комиссара", "Марксист в беседе с народом". Позднее это возьмет на вооружение система пропаганды Геббельса в фашистской Германии, американская телепропаганда по выборам губернатора. Это печатное и устное слово, обращенное непосредственно к обывателю, к избирателю.

Слово, обращение, но не к ученику, который должен учиться, и хочет учиться, а к обывателю, сознанием которого нужно завладеть. Поэтому это обращение адресное, положительно эмоциональное, с использованием речевых и языковых штампов: "народного языка", это всегда предложение интимного душевного общения. Разрушение сферы политпросвещения в послевоенное время и завершение такого разрушения уже к началу 80-х годов произошло именно потому, что просветители потеряли "революционный пыл агитатора и главаря", превратив общение с народом в псевдопрофессорские лекции "специалиста по распространению...".

Просвещение отличается от искусства, которое также является непосредственной встречей, тем, что встреча в искусстве всегда происходит через законченные художественные произведения, которые требуют от зрителя, слушателя - созерцателя особой подготовки. В искусстве необходимо подготовленное восприятие. Итак, встреча с произведени­ем искусства с необходимостью должна быть подготовленной. И если искусство начинает "двигаться к народу", оно вырождается в систему политпропаганды, политпросвещения типа памятника Кимерсену в Вонсане, "Который уже увидел ревизионистов, агрессоров и т.п. и сейчас он их как следует разглядит в бинокль", или в такие "произведения искусства", как памятники Ленину и Сталину в нашей стране. Просвещение отличается от искусства тем, что именно оно (просвещение) готовит к восприятию действительного, подлинного искусства, т.е. формирует начало, тот самый подлесок эстетическо­го отношения к миру, и значит, делать оно это должно иными - доступными "пониманию народа" средствами.

Таким образом, ядерным процессом просветительской деятельности является обращение к обывателю с целью расширения сознания, отдаление горизонта видения. Горизонт обзора можно увеличить за счет повышения зоркости, а можно - за счет подъема на высоту. Это не просто метафора. Вся, например, система этнологии и естественной истории Гумилева построена именно на этом представлении масштаба "исторического взгляда" (Д.Н. Гумилев, 1980). Вы видите больше, более целостно, хотя теряете в деталях. Расширение сознания в ходе непосредственной встречи просветителя с просвещаемым осуществляется за счет информирования, знакомства, обращения внимания с использованием всех несознаваемых, непосредственных функций психологии человека. Бессмысленно говорить о сознательности просвещения в противоположность сознательности учения. Бессмысленно говорить о напряженном и сосредоточенном внимании, какого требует истинное духовестие и созерцание. Здесь нужно опираться на неосознаваемые, непроизвольные процессы.

Обращение внимания, инициация любопытства, провокация веселья, обещание таинственного продолжения - это и есть те конкретные действия, которые необходимо составляют существо просветительской деятельности.

До недавнего времени единственным средством просветительской деятельности оставался сам просветитель. Конечно, очень мощным средством воздействия на массовое сознание является и остается массовая печать: газета и журнал, а также радио. Однако эффект непосредственности встречи в этих системах значительно ниже, чем при непосредственном общении просветителя с населением.

Развитие техники создало систему телевидения. В настоящее время это самая мощная система средств массовой коммуникации с практически безграничными возможностями имитации непосредственности общения и даже с преимуществами по сравнению с живым общением. В системе телевидения возможно сохранение у обывателя ощущения неприкосновенности своего внутреннего мира: он может выключить телевизор, он может переключить программу и т.п. Телевидение при завладевании сознанием и душой человека оставляет иллюзию свободы. Поэтому вся система средств, которые может и должна использовать сфера просвещения может быть определена как система средств телевещания. В систему средств телевещания включаются: телевидение, радио (фоновещание), массовая печать даже системы массовой электронной коммуникации. Кроме того, к средствам телевещания должны быть отнесены такие экстравагантные формы, как демонстрации, публичные проповеди, выставки.

Но центральным средством просвещения должно стать телевидение. Демонстрация картины известного художника по телевидению еще не означает, что зрители осуществили эстетическое восприятие произведения искусства. Восприятие произведения искусства требует совершенно особой обстановки. Для чего же тогда это делается? - Для знакомства. - Это фактически и есть выполнение просветительской функции. И в этом смысле уже 50 лет существует очень эффективное комплексное средство телевещания - телевидение. До настоящего времени телевидение остается системой средств, используемой другими сферами для осуществления своих социальных функций. Создаваемая сфера просвещения может дать телевидению собственные цели, отличные от целей других общественных сфер.

Следует отметить, что относительно систем телевидения в сфере просвещения возникает ряд проблем. Во-первых, проблема морфологии, т.е., как отделить в телевидении одну сферу от другой. Например, как отделить так называемый видеоарт, как искусство, от просветительского действия по ознакомлению с новым направлением в искусстве. Как отделить демонстрацию фильмов, как произведений искусства, от всего того, что относится к просветительской доминанте, к тому самому информированию, ознакомлению, вызыванию любопытства. Как, например, отделить от просветительства зрелища или спортивный матч? Это не произведения искусства, но и не просветительская деятельность.

Во-вторых, это проблема просветительской компоненты во всех формах массовых взаимодействий. Все массовые обращения имеют " сферную доминанту", как, например, политический митинг. Но даже политический митинг имеет просветительскую компоненту: общую ориентировку сознания обывателя в характере политического устройства страны, где он живет. Даже реклама имеет свою просветительскую сторону. Это не только вызывание потребности вложить деньги в какой-то товар (доминанта сферы коммерции), но это еще и просвещение в системе потребительского рынка, совершенно особый вид информирования о системе предметно-вещевой среды, представление о производстве и т.д., Так, японцы утверждают, что одной из важнейших маркетинговых форм представления продукции является раскрытие технологии, показ, демонстрация "как это получается". При этом используется простое человеческое любопытство. Лучшей формой маркетинга медицинского оборудования является показ функционирования. В США на выставках наглядно, на муляжах-имитаторах демонстрируют действие соответствующих медикаментов, препаратов, как положительных, так и отрицательных (ядов, никотина, алкоголя).

На первый взгляд, решение этих проблем работа исследовательская, аналитическая, но она не может быть осуществлена вне практики просветительского вещания. Это, с одной стороны - выделение и анализ систем связи между доминантами, а, с другой стороны, выяснение собственно психологии просвещения: как надо встречаться с обывателем. Какой-то просветительский эффект встречи есть всегда,. но какой? Достаточно вспомнить знаменитый тезис С. Соловейчика в его "Педагогике для всех": ...всегда нужно помнить о законе двух уроков: “Чему учит отец, ругая сына за то, что он принес двойку? Он не учит его хорошо учиться - Он учит его ругать за проступок”. Потому что подражание, непосредственная идентификация есть самая банальная форма: это первое, что мы воспринимаем. Поэтому не так уж бессмысленны все разговоры о том, какие образцы поведения воспринимает широкая аудитория. Люди старшего возраста, наверное, помнят, что происходило, когда в первый раз показали "Великолепную семерку" в СССР. Молодые люди подражали походке Криса, учились быстроте реакции. И мало кто подражал стремлению остаться на земле крестьянствовать. Это касается всех передач телевидения. Каким образом, например, воздействуют антинаркотические передачи на молодежь? А, может быть, они просто передача опыта и способа? "Ага! Ловят кайф и все такое, это интересно, надо попробовать..." А если еще, ко всему прочему, начнут рассказывать о том, что лучше всего принять ЛСД (самый мощный положительный галлюциноген)....

То есть, всегда возникает момент анализа того, что называется психологией просвещения. Но этого нельзя сделать, сидя в научном кабинете, или на кафедре. Такой анализ можно осуществить только в форме осуществления просветительской деятельности: создания просветительских телевизионных передач. Наиболее удобной и психологически адекватной формой воздействия на сознание обывателя оказывается “мыльная опера”. Мы не говорим о демонстрируемых сериалах (хотя и в них есть просветительское содержание) - мы говорим о телевизионной форме.

Идея осуществления расширения сознания человека опирается на представление о необходимости прийти к человеку непосредственно в дом. Пусть телезритель имеет возможность выключить телевизор, переключить на другой канал, но все равно он что-то увидит. По результатам анализа социальных взаимоотношений общественных сфер деятельности есть серьезные основания утверждать, что реально, фактически, сфера просвещения существует. Это и есть то, что называется телевещанием, публицистикой. Но она пока существует либо как средства массовой информации, то есть информирования о деятельности профессиональных общественных сфер современного социума, либо как средства массовой агитации, пропаганды, т.е. сферы политики. Это означает, что деятели телевидения, если и осуществляют просвещение, то делают это неосознанно. Надо сделать просветительскую компоненту телевещания осознанной. Из всей системы телевещания необходимо собрать просветительский смысл и сделать это непосредственным образом - ДЕМОНСТРАЦИЕЙ созданного образца просветительской телевизионной передачи.

Вместе с тем, в самой практической работе должен присутствовать аналитический компонент, компонент обратной связи, компонент прогноза результативности. Создание в рамках проекта организационной и институциональной социальной формы и системы обсуждения просветительской деятельности является второй идей нашего проекта и одним из основных концептуальных положений. Наиболее последовательно эта идея может быть реализована в проекте создания особой общественной организации и формы комплексного обсуждения всех проблем просвещения, а именно, АКАДЕМИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Академия просвещения по предлагаемому проекту должна стать совершенным образцом чисто общественного объединения - типологически чистой ассоциацией (А. Тюков, 1990).

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.