Вы здесь

Обработка и интерпретация



Тест оценки критического мышления (КМ) для 9-тиклассников

Тест-опросник критического мышления (КМ)
Обработка и интерпретация

 

№ задания

Ответы и обоснования

Результат в баллах

1)

Правильный ответ на вопрос 1) – Нет.

Правильный ответ на вопрос 2) - Если в темном, но сухом подвале листья у растения тоже будут белыми, а в сыром, но светлом подвале - зелеными

Обоснование. В задаче указана не одна, а две причины, могущие повлиять на результат – темнота и сырость в подвале, а в выводе говорится только об одном – темнота.

1 балл

2 балла

 

1 балл

2)

Правильный ответ - а) Да.

Для оценки обоснования принимается как правильное: потому что не все писатели переводчики, есть и не переводчики и не владеющие иностранным языком.

1 балл

2 балла

3)

Правильный ответ: Оба утверждения о некоторых объектах, а не о всех. Значит, вывод неверный. Ответ: Нет.

Обоснование: В данном примере некоторые деревья могут иметь, а могут не иметь красивые цветы, потому что деревья могут быть и не садовыми.

1 балл

 

2 балла

4)

Правильный ответ – Нет.

Обоснование: В обоих утверждениях говорится про некоторые объекты, значит, вывод неопределенный. Зайцы могут быть в лесу, а могут и не быть.

1 балл

2 балла

5)

Правильный ответ: а) самый светлый - Вова;

Обоснование: Если Коля темнее Сергея, значит Сергей светлее Коли, а Вова еще светлее, чем Сергей, значит Вова самый светлый;

б) самый старший - Коля;

Обоснование: Если Сергей младше Вовы, значит Вова старше Сергея, а Коля старше Вовы, значит Коля самый старший;

в) выше всех – Сергей;

Обоснование: Если Вова ниже Коли, значит Коля выше Вовы, а Сергей выше Коли. Вывод: Сергей выше всех.

1 балл

2 балла

1 балл

2 балла

1 балл

2 балла

 

6)

Правильный ответ: Так как Волков занял место отличное от тех мест, которые заняли Борисов и Григорьев, то Борисов и Григорьев заняли одинаковое место. Это 2-ое место, а Волков занял первое место.

2 балла

7)

а) От усиленного питания, (при условии отсутствия движения);

б) От движения, (при условии отсутствия усиленного питания);

в) От усиленного питания и движения вместе (при условии, что ни усиленное питание ни движения по отдельности не приводили к выздоровлению).

1 балл

1 балл

1 балл

8)

Правильный ответ: Много разговаривали с соседями, так как эта характеристика общая у всех троих

1 балл

9)

Правильный ответ: «Воет вьюга».

Обоснование: В тексте говорится о том, как белый медведь ловит рыбу в промоине. А то, что при этом воет вьюга не относится к основной теме.

1 балл

2 балла

10)

Правильный ответ: «Эти птицы боятся мороза».

Обоснование ответа. Если бы они действительно боялись мороза, то не летели бы над поляной.

1 балл

2 балла

 

11)

Правильный ответ: Предложение не по основной теме текста: «Чайки тоже съедают рыбу на берегу».

Обоснование ответа: Основная тема текста «Пеликаны». О них говорится во всех предложениях текста, кроме предложения про чайку.

1 балл

 

2 балла

12)

Правильный ответ: Последнее предложение имеет значение, противоположное значению предпоследнего предложения.

Обоснование ответа. В предпоследнем предложении говорится, что дятел ударяет клювом по дереву и это производит громкий стук, а в последнем предложении говорится, что кругом стоит тишина.

1 балл

 

2 балла

13)

Правильный ответ: В этом случае намеренно были не определены понятия: «Экстраверт» – общительный человек, «непотизм» – покровительство родственникам, «феспианка» – поклонница драматического искусства, целибат – безбрачие. В случае, когда противником применена такая уловка, нужно или пояснить неизвестные выражения, или попросить сделать это того, кто выдвинут тезис.

2 балла

14)

Ответ: Неясно, что считать «несовместимым с человеческим достоинством» и как понимать термины «жестокий», «бесчеловечный».

Обоснование: Определить, какие меры несовместимы с человеческим достоинством, не легче, чем решить, являются ли они жестокими и бесчеловечными. Сообщение неопределенно, если в нем недостает деталей, указывающих на то, какой смысл в него вкладывается.

1 балл

 

2 балла

15)

Водителя, разумеется, зовут так же, как и тебя, поскольку задача начиналась со слов: «Предположим, ты являешься водителем автобуса». Вся другая информация о перемещениях пассажиров была нерелевантной (неважной для решения задачи

1 балл

Максимально возможная сумма набранных баллов по тесту =

46 баллов

 

Интерпретация

Проверяемые умения критического мышления (КМ)

1: Умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ (задания 2-4);

2: Умение оценивать последовательности умозаключений (задания 5-6);

3: Умение анализировать и делать заключение о причинах явлений (задания 1, 7, 8);

4: Умение анализировать и оценивать содержание текстов (обнаруживать ошибки в тексте – задания 9-12);

5: Умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов (задание 14);

6: Умение обнаруживать релевантную (существенную в данном случае) информацию на фоне избыточной (задание 15).

Эти категории умений КМ оцениваются как сформированные, частично сформированные и не сформированные. Сформированными считаются: умения, если в заданиях, относящихся к соответствующей категории умений, учащийся дает правильный ответ и правильное (совпадающее к ключом) обоснование. К не сформированным относятся умения, если в задании (или группе заданий, связанных с данной категорией умений) нет ни правильного ответа, ни правильного обоснования (либо обоснование отсутствует).

Все другие варианты рассматриваются как частично сформированные. в том числе те, когда с какой-то категорией умений связаны несколько заданий, и правильное обоснование и ответ даны учащимся не для всех заданий, относящихся к этой группе (категории).

 

Другим результатом по данному тесту является показатель уровня сформированности умений КМ.

Предложение по поводу определения уровня сформированности умений

Максимальное число баллов, полученных за все 15 заданий = 46 баллов. Исходя из этой суммы, можно рассчитать показатель уровня сформированности умений следующим образом:

 

Если учащийся набирает 36, 8 баллов по тесту (80% правильных ответов) – высокий уровень.

Если учащийся набирает от 15 до 36 баллов; min=15 баллов (правильные ответы в задачах без обоснования) и max = 36 баллов – с частичным обоснованием в отдельных задачах) – средний уровень.

Низкий уровень – если учащийся набирает меньше 15 баллов.

 

При оценке сформированности отдельных категорий умений нужно учитывать, что задания в тесте представлены неравномерно, т.е. отдельные категории умений представлены одним заданием, тогда как другие - двумя, тремя или четырьмя заданиями. Поэтому эти результаты нужно определенным образом уравнять, иначе их нельзя будет сравнивать. Для этого сумму полученных баллов, где на одну категорию приходится несколько заданий, нужно поделить на число заданий. Полученный результат будет соответствовать среднему показателю (числу баллов), для данной категории умений. Эти усредненные (и не усредненные) результаты затем могут сравниваться, во-первых, с максимально возможным числом баллов для каждой категории умений, а также со средне статистической величиной для класса и всей выборки.

Результаты относящиеся к отдельным категориям умений желательно представить графически.

 

Дополнение: Уровни проявления критичности (по Байрамову А.С.)

Чаще всего различают три уровня проявления критичности мышления (у младших школьников):

1) Уровень «зарождающейся» критичности: субъект подмечает, что в изображении объекта познания допущены ошибки, несоответствия, но он еще не в состоянии их осмыслить, объяснить.

2) Уровень «констатирующей» критичности: испытуемые находят допущенные в объекте познания несоответствия, ошибки, но не стремятся раскрыть источник их возникновения (характерно для учащихся первых и вторых классов).

3) Уровень «корригирующей» критичности: испытуемые не только отражают части, детали объекта познания во взаимосвязи взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но раскрывают причины их возникновения, а также указывают пути и средства их устранения

Источник. Байрамов А.С. «Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста». Докт. дисс. – Баку, 1968.

 

Степень развития критического мышления у учащихся старших классов имеет три уровня.

Начальный - это слабое представление учащегося об этом стиле мышления, неумение оценивать, доказывать свою правоту.

Средний уровень - это проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения, желание оценивать и самооценивать, осознавать критику в качестве мыслительного процесса.

Высокий уровень - устойчивость умений и навыков основных мыслительных операций, способность видеть свои и чужие недостатки в поведении, речи, слове, деле и т.д., возросшая скорость определения ошибок, стремление логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы "за" и "против"; терпимость к аргументированной критике в свой адрес и т.д. (Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Дис. на соискание докт. пед. наук. Баку, 1968).

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.