Психология и методология образования
  • Главная
  • Тест-опросник критического мышления (КМ)

Тест-опросник критического мышления (КМ)

Тест-опросник критического мышления (КМ)
Обработка и интерпретация

Инструкция: Найди правильный ответ на поставленный в задаче вопрос и обоснуй свой ответ, то есть кратко поясни, почему свой ответ ты считаешь правильным. Обоснование ответа является обязательным.

Выполняя задание, сначала внимательно прочти задачу. Подумай, понятна ли она тебе и все ли в ней есть для решения. Ответ обведи кружочком (там, где есть варианты ответов) или впиши в строку рядом с вопросом. Ниже кратко поясни, почему ты считаешь свой ответ правильным. Если ты затрудняешься с ответом в какой-то из задач, то долго не задерживайся на ней, переходи к другой.

Задание 1.

Денис купил три коробки карандашей. Что еще нужно знать, чтобы определить, сколько он купил карандашей?

 

 

Ответ________________________________________________________

 

 

Задание 2. Даны два утверждения: 1. Все переводчики отлично владеют иностранным языком. 2. Некоторые писатели - переводчики. Какой вывод правильный?

 

 

а) Некоторые писатели отлично владеют иностранным языком.

Да

Нет

б) Все писатели отлично владеют иностранным языком

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 3. Даны два утверждения и вывод. 1. Некоторые садовые растения имеют красивые цветы. 2. Некоторые деревья - садовые растения.

Значит (вывод): некоторые деревья имеют красивые цветы.

 

 

Правильно ли сделан этот вывод?

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 4. Рассмотрим два утверждения и вывод:

«Некоторые звери – зайцы. Некоторые обитатели леса – звери».

Вывод: Некоторые обитатели леса - зайцы.

 

 

Скажи, это единственно возможный вывод?

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 5. Даны два суждения и вывод.

1. Грязную воду нельзя пить. 2. Эту жидкость нельзя пить.

Значит (Вывод): Эта жидкость - грязная вода.

 

 

Является ли этот вывод единственно возможным?

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 6. Ответьте на вопрос в задаче.

«Поезд состоял из цистерн, вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов».

 

 

Что еще нужно знать, для того, чтобы определить, сколько в поезде цистерн, вагонов и платформ? _____________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 7. Реши задачу. «Три девочки Аня, Катя, Света нарисовали два дома и один цветок».

 

 

Что нарисовала каждая девочка, если Катя и Света, Аня и Катя нарисовали разные объекты?

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ответа: __________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Задача «Гнездышко»

«Дедушка и внук шли по лесу. Дул тихий ветерок. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. В гнездышке лежали четыре яйца».

Найди предложение, которое не относится к основной теме этого текста. Обоснуй свой ответ.

 

 

твет _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 9. Задача «Белый медведь»

Прочти текст и определи, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой, не относящееся к ней. Обоснуйте свой ответ.

«Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно».

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 10. Задача «Пеликаны».

«Пеликана узнаешь сразу по большому мешку под клювом. Во время ловли рыбы птица набивает ею мешок до отказа, а потом на берегу спокойно съедает добычу. Чайки тоже съедают рыбу на берегу. Пеликаны не могут нырять. Рыбу они ловят только на мелких местах».

Прочти текст и найди предложение не соответствующее его основной теме.

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 11. Задача «Дятел»

Дятел уселся на дерево. Он деловито передвигается вверх по стволу. Вот он откидывает назад голову и быстро начинает ударять клювом по дереву. А кругом стоит тишина.

Подумай, нет ли в этом тексте предложения, противоположного по значению другим предложениям и, если есть, то каким?

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 12. Задача о водителе автобуса и пассажирах

Предположим, ты являешься водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли.

 

 

Как зовут водителя автобуса?___________________________________

 

 

Обоснование ________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Задание 1.

Денис купил три коробки карандашей. Что еще нужно знать, чтобы определить, сколько он купил карандашей?

 

 

Ответ________________________________________________________

 

 

Задание 2. Даны два утверждения: 1. Все переводчики отлично владеют иностранным языком. 2. Некоторые писатели - переводчики. Какой вывод правильный?

 

 

а) Некоторые писатели отлично владеют иностранным языком.

Да

Нет

б) Все писатели отлично владеют иностранным языком

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 3. Даны два утверждения и вывод. 1. Некоторые садовые растения имеют красивые цветы. 2. Некоторые деревья - садовые растения.

Значит (вывод): некоторые деревья имеют красивые цветы.

 

 

Правильно ли сделан этот вывод?

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 4. Рассмотрим два утверждения и вывод:

«Некоторые звери – зайцы. Некоторые обитатели леса – звери».

Вывод: Некоторые обитатели леса - зайцы.

 

 

Скажи, это единственно возможный вывод?

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 5. Даны два суждения и вывод.

1. Грязную воду нельзя пить. 2. Эту жидкость нельзя пить.

Значит (Вывод): Эта жидкость - грязная вода.

 

 

Является ли этот вывод единственно возможным?

Да

Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 6. Ответьте на вопрос в задаче.

«Поезд состоял из цистерн, вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов».

 

 

Что еще нужно знать, для того, чтобы определить, сколько в поезде цистерн, вагонов и платформ? _____________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 7. Реши задачу. «Три девочки Аня, Катя, Света нарисовали два дома и один цветок».

 

 

Что нарисовала каждая девочка, если Катя и Света, Аня и Катя нарисовали разные объекты?

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ответа: __________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Задача «Гнездышко»

«Дедушка и внук шли по лесу. Дул тихий ветерок. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. В гнездышке лежали четыре яйца».

Найди предложение, которое не относится к основной теме этого текста. Обоснуй свой ответ.

 

 

твет _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 9. Задача «Белый медведь»

Прочти текст и определи, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой, не относящееся к ней. Обоснуйте свой ответ.

«Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно».

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ответа __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 10. Задача «Пеликаны».

«Пеликана узнаешь сразу по большому мешку под клювом. Во время ловли рыбы птица набивает ею мешок до отказа, а потом на берегу спокойно съедает добычу. Чайки тоже съедают рыбу на берегу. Пеликаны не могут нырять. Рыбу они ловят только на мелких местах».

Прочти текст и найди предложение не соответствующее его основной теме.

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 11. Задача «Дятел»

Дятел уселся на дерево. Он деловито передвигается вверх по стволу. Вот он откидывает назад голову и быстро начинает ударять клювом по дереву. А кругом стоит тишина.

Подумай, нет ли в этом тексте предложения, противоположного по значению другим предложениям и, если есть, то каким?

 

 

Ответ _______________________________________________________________

 

 

Обоснование ________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Задание 12. Задача о водителе автобуса и пассажирах

Предположим, ты являешься водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли.

 

 

Как зовут водителя автобуса?___________________________________

 

 

Обоснование ________________________________________________________

____________________________________________________________________