Психология и методология образования

Подходы к организации психологического мониторинга в школе

Алтунина Н.Н.

Психодиагностика занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе школьного психолога. Цель школьной психодиагностики - ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления или нарушения.

Психодиагностика обладает рядом достоинств:

  • объективность - результаты тестирования могут быть оценены количественно и качественно и при этом почти не зависят от субъективного подхода исследователя;
  • оперативность - сбор информации происходит в относительно короткие сроки;
  • прицельность - получение информации об определенных качествах личности, а не о человеке вообще;
  • практичность - результаты тестирования объективно предопределяют варианты выбора средств дальнейшего практического воздействия.

Диагностика причин не является для практического психолога самоцелью, она всегда подчинена главной задаче - разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Школьный психолог изучает, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя как формируется целостная система представлений и отношений  конкретного школьника, как происходит становление его индивидуальности. Каждый ребенок имеет свой собственный ментальный опыт, который представляет характер его интеллектуальной активности в конкретных ситуациях.

Для установления исходного состояния учащихся необходима обоснованная технология, которую может обеспечить психологический мониторинг. Понятие “мониторинг“ пришло в педагогику из экологии и социологии. Первоначальное значение этого понятия - процесс непрерывного слежения за объектом с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам. Психологический мониторинг необходим для получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы. Эта информация относится к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения содержания образования.

В первую очередь это особенности когнитивной сферы: как ученики получают, хранят, используют информацию. Важными являются и факторы личностного характера, которые могут помогать или мешать процессу обучения (особенности  мотивации, межличностные отношения, самооценка и т.д.) Сам процесс усвоения знаний и освоение социального  опыта учащимися ведет к изменениям во внутреннем мире ребенка: в его способности понимать, рассуждать, искать закономерности, планировать и регулировать свои собственные действия. Школьное обучение можно рассматривать, как целенаправленную систему воздействия на ученика.

В результате этих воздействий формируется система психических процессов, позволяющий понимать и решать широкий круг разнообразных жизненных задач. Сформированные в результате обучающего воздействия психические возможности позволяют ребенку социально адаптироваться. Этот круг психических возможностей традиционно обозначается термином “интеллект”. Понятие “интеллект” связывается с обучением и теми сложными когнитивными процессами, которые формируются благодаря обучению. Первая группа параметров - параметры интеллекта. Если исходить из определения, что интеллект - это специфическая форма организации ментального опыта, то можно обозначить ряд проблем:

  1. Проблема составляющих интеллекта.

В психологии утвердилось представление, что для измерения интеллекта необходимо подобрать некоторое количество разнообразных задач и предъявить их для выполнения в ограниченный промежуток времени. Предложенные задачи позволяют актуализировать психические возможности человека, необходимые для решения тестовых и жизненных задач. Предполагается, что тот, кто показывает  в тестировании высокие результаты, будет успешен и в реальной жизни. В практике психологического тестирования широко распространена такая оценка интеллектуального потенциала. По мнению многочисленных исследователей, она является достаточно адекватной для школьного тестирования.

Следовательно, для построения мониторинга интеллектуальной сферы ребенка нужно подбирать такие задачи, которые с максимальной надежностью выявили бы качества, важные для школьного обучения. Требования, которые предъявляет к ребенку школа, в основном заключаются в быстром решении задач, требующих мобилизации памяти, формирования понятий, понимания весьма абстрактных проблем. Поэтому основной объем тестов, отслеживающих интеллектуальный уровень, - это тесты мышления, памяти, внимания. Мышление и память рассматриваются, прежде всего, как познавательные процессы. Внимание следует изучать как процесс психической регуляции. Важно, в течение какого временного промежутка ребенку удается поддерживать высокую сосредоточенность, как быстро он включается в работу, каков оптимальный темп его деятельности, как влияет на сосредоточение выполнение задач с высокой интеллектуальной нагрузкой.

  1. Проблема развития интеллекта.

Поскольку мониторинг - система длительного и систематического наблюдения, то одной из важнейших задач такой системы является отражение динамики развития интеллектуальных функций на протяжении всего цикла обучения. Интеллект - динамичное и подвижное образование, и его невозможно объяснить вне связи с развитием. Когнититивное развитие носит этапный характер. Каждый этап характеризуется количественными (линейными) измерениями; переход к следующему этапу отмечается качественным скачком.

  1. Проблема развития интеллекта.

Поскольку мониторинг - система длительного и систематического наблюдения, то одной из важнейших задач такой системы является отражение динамики развития интеллектуальных функций на протяжении всего цикла обучения. Интеллект - динамичное и подвижное образование, и его невозможно объяснить вне связи с развитием. Когнититивное развитие носит этапный характер. Каждый этап характеризуется количественными (линейными) измерениями; переход к следующему этапу отмечается качественным скачком.

Высшей стадией развития мышления является стадия формальных операций. К 14-15 годам мышление должно достигать своего высшего уровня (с точки зрения используемых средств, но не с точки зрения максимальных возможностей). Мониторинг должен быть чувствителен к качественным изменениям, происходящим в интеллекте школьников. Чтобы реализовать эту задачу, субтесты должны иметь существенный “запас“ сложности, тогда учащиеся 5-6 классов справляются с небольшим количеством заданий, а по мере их взросления успешность выполнения тестов растет. По скорости прироста показателей можно судить о динамике развития интеллектуальных функций. В. С. Выготский утверждал, что обучение может вести за собой развитие. Отсюда следует, что процесс обучения не только требует некоторого уровня развития интеллекта, но и обучение само формирует интеллект ребенка.

  1. Интеллект и индивидуальные особенности

Исследования показали, что за одним и тем же результатом могут стоять совершенно разные способы его получения. Эти различия определяют индивидуальный стиль обучения ребенка и те проблемы, с которыми он сталкивается. Детальное выявление индивидуальных особенностей является прерогативой индивидуальной диагностики. Однако тесты, заложенные в мониторинг, должны предоставит информацию, с помощью которой можно определить наиболее общие тенденции и картину индивидуальных структур интеллекта.

Накопление банка данных в процессе мониторинга позволит организовать коррекционную работу с учащимися, которые имеют идентичные проблемы. В идеале должны сформироваться принципы работы с группами детей, имеющих тот или иной профиль интеллекта. Зависимость между интеллектом и показателями учебной успеваемости далеко не однозначны. Если низкий уровень интеллекта практически всегда сопровождается низкой успеваемостью, то высокий интеллект еще не гарантирует успешности в обучении. Чтобы ответить на вопрос, почему дети, имеющие высокий уровень интеллекта, плохо учатся, необходимо значительно расширить область параметров, подлежащих отслеживанию, ввести переменные, касающиеся сферы психической регуляции, особенностей личности и межличностных отношений.

Вторая группа параметров характеризует личность. Интеллектуальные качества можно рассматривать как одну из подструктур личности, в этом случае мы говорим о задаче развития интеллектуальной личности, но для психологического мониторинга наиболее продуктивным будет условное разведение понятий личности и интеллекта. При этом, когда мы говорим о личности, главными становятся вопросы о ценностях и мировоззрении человека, особенностях темперамента и характера, системы мотивов, представлениях человека о себе, особенностях его межличностных отношений. Понятие личности соотносится с понятием воспитания, речь идет о проблемах социализации, о проблемах формирования мотивации, ценностей и убеждений учащихся. Определенный уровень развития интеллекта является необходимой базой, лежащей в основе способности к обучению, а нормальное  функционирование личности и  межличностных отношений формируют те условия, в которых должен реализоваться имеющийся потенциал. Для целей образовательной практики важны следующие моменты:

  1. диагностика регулятивной сферы;
  2. диагностика, определяемая проблемами возрастного развития;
  3. диагностика особенностей мотивационной сферы.
  4. Диагностика регулятивной сферы ребенка.

Школьное обучение предъявляет высокие требования к сосредоточенности, умению планировать и контролировать свои действия. Именно дети с отсутствием  рефлексии  имеют наибольшие трудности в обучении. Особенно ярко это проявляется в начальной школе и при переходе в среднюю. В основе проблем с организацией самоконтроля лежат две группы причин:

  • причины, имеющие под собой  психофизиологические основы;
  • причины, связанные с трудностями личностного развития.

Формально-днамические характеристики психики (активность, темп  реакций и т.д.) определяются свойствами  нервной системы. Их нельзя изменить, их можно только скомпенсировать, В мониторинг включены параметры, характеризующие данную сферу ученика, что позволяет учителю учитывать индивидуальные особенности ребенка. Это особенно важно для успешности обучения я на начальном этапе. По мере  взросления детей  усиливаются навыки самоконтроля, и влияние причин первой группы становится меньше. Ведущими в проблеме самоконтроля становятся факторы личностного развития. Дисгармония личности ведет к тревожности, внешне немотивированной, деструктивным действиям, всплескам агрессии и т.д. На учебную успешность это может влиять через ухудшение отношений с одноклассниками, учителями, потерю уверенности в себе, излишнюю концентрацию на собственных переживаниях. В таких ситуациях для проведения диагностики эффективно использование проективных методик.

  1. Диагностика, определяемая проблемами возрастного развития.

В каждом возрасте исследователи констатируют определенный круг задач для личностного роста. Внутри каждого из этапов происходит накопление свойств и качеств, которые в дальнейшем требуют новых форм для своей реализации. При этом происходит качественный скачок - переход на новую стадию развития с новыми задачами личностного роста. Если они на какой-либо стадии не решены или решены не полностью, то возникает ситуация, когда нерешенные проблемы тормозят личностное развитие. Степень соответствия личностных изменений нормам возрастного развития фиксирует  мониторинг. Главными точками контроля за возрастными особенностями личностного развития становятся представления подростков  (о себе, своем месте среди сверстников, о взаимоотношениях с родителями, учителями) в соотношении с реальным положением.

  1. Диагностика, определяемая проблемами возрастного развития.

В каждом возрасте исследователи констатируют определенный круг задач для личностного роста. Внутри каждого из этапов происходит накопление свойств и качеств, которые в дальнейшем требуют новых форм для своей реализации. При этом происходит качественный скачок - переход на новую стадию развития с новыми задачами личностного роста. Если они на какой-либо стадии не решены или решены не полностью, то возникает ситуация, когда нерешенные проблемы тормозят личностное развитие. Степень соответствия личностных изменений нормам возрастного развития фиксирует  мониторинг. Главными точками контроля за возрастными особенностями личностного развития становятся представления подростков  (о себе, своем месте среди сверстников, о взаимоотношениях с родителями, учителями) в соотношении с реальным положением.

  1. Диагностика особенностей мотивационной сферы.

Для школьного обучения важна специфическая группа мотивов. Прежде всего, следует выделить познавательные мотивы. Наилучшим вариантом был бы непосредственный познавательный интерес школьника к учебному материалу. Второй  мотив - мотив достижения успеха. Он стимулируется оценочной системой школы и в соответствующих условиях может вести к поддержанию высокой успешности в обучении. Следующим мотивом, важным для диагностики, является мотив общения. Важно обратить внимание на мотивы, блокирующие учебную деятельность:

  • мотив школьной тревожности;
  • мотив негативного отношения к школе.

Важно выяснить иерархию мотивов: как выделенные мотивы соотносятся друг с другом, насколько это соотношение устойчиво, а значит, закономерно определяет поведение ребенка.

Блок диагностики личности должен включать следующие параметры:

  • диагностику регулятивной сферы;
  • особенности формирования Я - концепции;
  • качество межличностных отношений ребенка со сверстниками и значимыми взрослыми;
  • иерархию мотивов и устойчивость мотивационной сферы.

Предложенные параметры могут служить основой для создания программы системы сбора, хранения и представления психолого-педагогической информации об ученике и системы слежения за качеством образовательного процесса в школе.

В мониторинг можно условно включить 3 блока:

1.      ТЕСТИРОВАНИЕ

1.1.   ИНТЕЛЕКТ

1.2.   ЛИЧНОСТЬ

1.3.   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ

2.      ОБРАБОТКА

3.      КОРРЕКЦИЯ

ВОЗМОЖНОЕ НАПОЛНЕНИЕ БЛОКА “ТЕСТИРОВАНИЕ”

В РАЗДЕЛЕ “Интеллект” отбираются стандартные методики для диагностики особенностей мышления, памяти, внимания. Набор выбранных тестов должен позволить отследить:

  • природную составляющую интеллекта;
  • сформированность комплекса основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);
  • качество работы с абстрактным материалом;
  • природные возможности памяти;
  • приобретенные навыки владения приемами опосредованного запоминания;
  • умение контролировать свои действия в соответствии  с полученной задачей;
  • динамику работоспособности  (включение в работу, утомляемость, темп работы).

В РАЗДЕЛЕ “ ЛИЧНОСТЬ” исследуются такие особенности личности учащегося:

  • структура мотивации, степень устойчивости системы мотивов, отклонение структуры от идеального для обучения варианта;
  • отношение к разным учебным предметам;
  • формирование самооценки и рефлексии  ребенком  своих личных качеств;
  • система взаимоотношений ребенка со значимым социальным окружением: родителями, учителями, сверстниками
  • особенности взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения.

Главное в мониторинге - оценка нормативного развития, а наличие проблем в личностном развитии служит сигналом для начала индивидуальной работы. Между разделами “ИНТЕЛЛЕКТ“ и “ЛИЧНОСТЬ“ должен существовать принцип системной взаимосвязи. Он прослеживает связь между личностными затруднениями и эффективностью интеллектуального развития.

В РАЗДЕЛЕ “ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ“ систематизируются данные об ученике со стороны  объективного наблюдателя. Дублируются полученные психометрические параметры через оценку этих же параметров учителями. Совпадение оценок повышает уверенность в трактовке результатов, несовпадение дает возможность направленного поиска причин разногласий. На основе результатов, полученных в ходе мониторинга, учитель имеет возможность строить индивидуальную работу с учащимися.

Важнейший блок мониторинга - “ОБРАБОТКА ДАННЫХ”. Ведь данные сами по себе не более чем набор цифр. Самое главное их интерпретировать, представить в форме, востребованной учителем, администратором школы. Оптимальным в данном случае является компьютерный вариант.

“БЛОК КОРРЕКЦИЯ“ может содержать:

  • систему психолого-педагогических рекомендаций;
  • систему поиска подобного ученика (сравнение конкретных результатов );
  • систему коррекционных заданий.

Предложенный вариант модели психологического мониторинга разработан в Центре новых информационных технологий г. Челябинска. Рассмотренный пример показывает, что нельзя рассматривать психологический мониторинг как формальное психодиагностическое мероприятие. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Необходимо искать реальные пути к созданию образовательного мониторинга и, как составной его части, мониторинга психологического.

“БЛОК КОРРЕКЦИЯ“ может содержать:

  • систему психолого-педагогических рекомендаций;
  • систему поиска подобного ученика (сравнение конкретных результатов );
  • систему коррекционных заданий.

Предложенный вариант модели психологического мониторинга разработан в Центре новых информационных технологий г. Челябинска. Рассмотренный пример показывает, что нельзя рассматривать психологический мониторинг как формальное психодиагностическое мероприятие. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Необходимо искать реальные пути к созданию образовательного мониторинга и, как составной его части, мониторинга психологического.