Психология и методология образования

Описание методики

Описание методики
Тест-опросник для оценки экономической грамотности учащихся (потребительской культуры)
Обработка результатов

Данная методика предназначена для оценки общей экономической грамотности учащихся старших классов. Эта сфера является важной для школьников, т.к. они ежедневно являются участниками самых разнообразных социально-экономических ситуаций, выполняют роли покупателя, туриста, получателя образования и т.д.

В области экономического поведения человека можно выделить следующие социальные роли: кредитополучателя, кредитора, покупателя, вкладчика, предпринимателя, страховщика, маркетолога и прочее. Однако в данной методике в качестве основной рассматривается роль потребителя. Основанием такого выбора является универсальность этой роли (в отличие от остальных ролей любой человек сталкивается с необходимостью ее выполнения) и фундаментальность, то есть исполнение роли потребителя подразумевает грамотность в роли покупателя, кредитополучателя, вкладчика и т.п.

Методика представляет собой тест из 46 вопросов, рассчитанный на 30 минут.

 

Содержание оценки, соответствующее роли потребителя

Находясь в роли потребителя, учащийся должен соблюдать как официально прописанные нормы и правила поведения в экономических ситуациях (например, покупки и использования товара, получения услуги), так и нормы этикета.

Потребитель должен знать:

- права, обязанности потребителя товаров и услуг; правила поведения, соответствующие роли потребителя, социальные и морально-этические нормы потребительского поведения.

должен уметь:

- осознавать себя в роли потребителя и ориентироваться в культуре потребительского поведения;

- соответствовать роли потребителя товаров и услуг (соблюдать правила поведения при приобретении товара и услуги, контроле качества, предъявлении претензии к качеству товара и получаемой услуги, при необходимости защищать свои права потребителя и прочее);

- анализировать и оценивать ситуации, связанные с получением услуги или товара (ориентироваться в выборе товара (места потребления, качества и т.д.), пользоваться справочной информацией, в т.ч. через Интернет, осуществлять рациональный выбор на основе оценки ситуации (выбирать нужный товар и услугу, исходя из своих потребностей и возможностей, определять оптимальное соотношение цены и качества, рассчитывать потребительский кредит, прогнозировать экономическую ситуацию (ожидаемую цену на товары и услуги, ожидаемый результат в целом) и прочее);

- оценивать свое поведение и поведение других лиц, связанное с отклонениями от принятых норм;

- корректно напоминать другим участникам экономической ситуации о необходимости соблюдения норм поведения.

 

В тест-опросик включены 46 заданий, проверяющие:

- знание терминов и понятий;

- знание моделей поведения;

- умения, связанные с анализом и оценкой социальных ситуаций;

- коммуникативно-экономическую активность/пассивность покупателей;

- ценностные ориентации, соответствующие роли потребителя

Термины и понятия, соответствующие роли потребителя:

Бытовые услугиэто деятельность по обеспечению повседневных нужд граждан.

Бюджет – совокупность планируемых или уже совершенных доходов и расходов за определенный промежуток времени (неделя, месяц, год).

Валюта – это денежные знаки в обращении, которые являются законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств.

Валютный курс - это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Гарантийный срок (гарантия) – календарный срок (в месяцах) или наработка (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям к его качеству. Это период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель, продавец) принимает на себя обязательства устранять безвозмездно в товаре недостатки, заменить его, если недостатки проявляются часто, либо товар может быть возвращен обратно и за него потребителям обязаны вернуть денежные средства. Устанавливает гарантийный срок изготовитель (исполнитель), а если они гарантийный срок не установили, то законодатель определил, что продавец претензии по качеству товара могут быть предъявлены потребителем в течение двух лет.

Дефицит бюджета – ситуация превышения расходов над доходами.

Договор – соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем) о качестве, сроке, цене и других условиях купли-продажи товара, выполнении работ, оказании услуг.

Дефицит бюджета – ситуация превышения расходов над доходами.

Договор – соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем) о качестве, сроке, цене и других условиях купли-продажи товара, выполнении работ, оказании услуг.

Заработная плата — денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, учреждением, в котором он работает, или другим нанимателем.

Изготовитель – организация, ее филиал, представительство, иное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителю.

Исполнитель – организация, ее филиал, представительство, иное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю.

Качество товара (работы, услуги) – это совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность и т.д.).

Кредит - это временное заимствование денег (или вещей) на условиях обязательного их возврата.

Магазин – торговый объект розничной продажи товаров, занимающий обособленное здание или помещение и имеющий торговый зал для покупателей.

Материальные блага – это товары, которые мы можем взять в руки, потрогать.

Полезность – степень удовлетворения, получаемая человеком от потребления товара или услуги. Для голодного человека полезность буханки черного хлеба превышает полезность любого другого товара.

Потребитель – гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предложение — стремление, желание производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется, выражается величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые факторы.

Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.

Продавец – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи

Продукция — продукт производства в вещественной или информационной форме, чаще всего в предметном виде, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении; результат процесса производства.

Профицит бюджета – ситуация превышения доходов над расходами.

Публичная оферта – это реклама, в которой потребителю предлагают заключить договор на определенных условиях.

Работа – это действия, направленные на то, чтобы из уже существующих вещей сделать другие.

Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом (предприятие или организация) или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическим или физическим лицам, товарам и способствовать реализации товаров.

Рекламодатель – юридическое (предприятие или организация) или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для ее производства, размещения и распространения.

Рекламопроизводитель – тот, кто занимается производством рекламы до готовой для распространения формы.

Рекламораспространитель - тот, кто осуществляет размещение или распространение рекламной информации и доводит ее до потребителя, называется. Рекламораспространители не несут ответственности за содержание рекламного сообщения.

Розничная торговля – торговля, при которой происходит реализация товаров, услуг непосредственно потребителю через розничную торговую сеть.

Рынок — 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране — внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.

Розничная торговля – торговля, при которой происходит реализация товаров, услуг непосредственно потребителю через розничную торговую сеть.

Рынок — 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране — внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.

Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. Собственность находит свое проявление в отношениях владения, распоряжения, пользования объектами собственности, ответственности за их сохранность и рациональное применение.

Спрос — подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине. Срок годности – период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению. Говоря проще, это период, в течение которого возможно использовать товар по назначению. Реализация товара с истекшими сроками годности (сроками службы) запрещена.

Стоимость - 1) цена товара; 2) затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ; 3) овеществленный в товаре труд.

Альтернативная стоимость – цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ потребитель выбирает одно, жертвуя другим, то второе благо называется альтернативной стоимостью первого

Товар — 1) любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями.

Торговля – совокупность операций по покупке товыров производителей и продаже их потребителям.

Труд – осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.

Услуга – это действия, в результате которых не производятся новые вещи, но появляются дополнительные возможности и удобства.

Экономика (от греч. éikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон; в совокупности — правила ведения хозяйства) — 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Стандартные модели ролевого поведения потребителя:

1. Покупка товара.

1.1. При входе в магазин следует обратить внимание на вывеску, что это за магазин, кто является его собственником, каков режим его работы. Магазин обязан точно соблюдать объявленный режим работы.

1.2. При посещении магазина с намерением совершить покупку продуктов питания самое главное правило потребителя - всегда нужно проверять срок их годности или реализации. Лучше выбирать товар с некоторым «запасом» времени.

1.3. Следует обращать внимание на целостность упаковки.

1.4. Покупая непродовольственные товары, особенно технически сложные, особое внимание необходимо обратить на наличие инструкции на русском языке и на срок гарантии. Проследить, чтобы в инструкции по эксплуатации (руководстве пользователя) была сделана отметка о дате продажи, сведения о продавце (его полное наименование), цене товара. Следует внимательно прочитать инструкцию, и потребовать, чтобы товар был проверен.

1.5. На любой товар надо брать чек и хранить его. Если на чеке не указано наименование магазина и что за товар, на обратной стороне чека рекомендуется написать наименование магазина, его адрес и наименование товара.

1.6. Лучше не торопиться с покупкой, особенно если дело касается дорогостоящих товаров. Надо рассмотреть разные предложения (другие магазины, в т.ч. Интернет-магазины), цена в них может различаться.

1.7. Рекомендуется при покупке дорогостоящих товаров: телевизоры, холодильники, квартиры, автомобили, приобретать более качественные, поскольку эти товары приобретаются на длительный срок.

1.8. Не следует покупать с рук не только еду и лекарства, но и технически сложные товары, поскольку не будет возможности предъявить претензии продавцу по качеству товара.

1.9. Следует помнить, что только внимательность и готовность отстаивать свои права гарантированно могут уберечь от обсчета и обвеса.

1.10. Если товар не подошел по форме, цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, то в течение 14 дней можно заменить его на аналогичный товар.

1.9. Следует помнить, что только внимательность и готовность отстаивать свои права гарантированно могут уберечь от обсчета и обвеса.

1.10. Если товар не подошел по форме, цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, то в течение 14 дней можно заменить его на аналогичный товар.

1.11. Если приобретен некачественный товар, то возможен бесплатный ремонт, замена на новый, качественный той же модели, замена на новый, качественный другой модели с перерасчетом цены, возврат денег, соразмерное уменьшение покупной цены. Выбор за потребителем.

2. Обмен валюты. На сумму проданной гражданину иностранной валюты по желанию покупателя на его имя может быть оформлен документ, являющийся разрешением на вывоз наличной иностранной валюты за пределы территории Российской Федерации (РФ). За оказание услуги население уплачивает банкам плату в виде комиссионного вознаграждения в рублях или в иностранной валюте.

При каждой валютной операции с населением банк обязан выдать клиенту чек, подтверждающий факт совершения операции.

3. Получение кредита.

3.1. Прибегая к кредиту, заемщик берет на себя ответственность за своевременный и полный возврат долга и процентов по нему. Поэтому нужно правильно оценить условия займа и сопоставить их со своими возможностями. То есть прежде, чем брать кредиты, нужно тщательно продумать свои планы и учесть все возможные последствия.

3.2. Среди предлагаемых кредитором условий особое внимание следует обратить на такие показатели: общая сумма займа и его срок, размер и периодичность платежей по ссуде, размер процентной ставки и возможности ее изменения в ходе кредитования. Кредитором могут предусматриваться и особые условия (право на досрочное взыскание долга, повышенные проценты, штрафы и т.п.). Поэтому нужно очень внимательно ознакомиться с предлагаемым кредитным договором, прежде чем его подписывать. По имуществу, принимаемому в залог, отдельно составляется договор залога. Если в договоре есть условия, ущемляющие интересы заемщика, ставящие его в зависимость от кредитора, нужно сразу и прямо об этом сказать и, если не удастся с ним договориться и найти приемлемый вариант отношений - отказаться от сделки.

3.3. Оценивая условия кредита и возможности его погашения, потребитель должен учитывать предполагаемое изменение уровня инфляции. Скачок инфляции может сулить как выгоды, так и потери при возврате долга по кредиту.

3.4. Во взаимоотношениях со своим кредитором следует быть предельно честным и корректным. Это позволит заемщику сохранить свою репутацию и хорошие контакты на будущее. Аккуратность и ответственность должника укрепляют к нему доверие со стороны кредитора.

3.5. Если по каким-то причинам заемщик не может вовремя погасить кредит, ему нужно прямо сообщить об этом кредитору, тогда, возможно будет предоставлена отсрочка или предложено другое приемлемое решение проблемы. В любом случае кредитору выгоднее, пойдя на уступки, вернуть свои деньги с запозданием, чем заниматься реализацией залога, исками к поручителям и взысканием денег через суд.

4. Вложение денег.

4.1. Вне зависимости от цели сбережения денег, их следует куда-либо вкладывать под проценты для защиты от обесценения.

4.2. Самые доходные вклады и инвестиции обладают самым большим риском. Нельзя рисковать многим ради малого. Надо думать о последствиях риска. Опасно хранить все деньги в одном месте, использовать один способ хранения.

4.3. Сумма убытка при покупке ценных бумаг одного вида может быть равной или большей, чем объем первоначальных вложений. Следует распределить инвестиции между разными объектами вложения, тогда возможные убытки будут меньше, чем сумма затраченного капитала.

5. Использование банковской карточки

5.1. Прежде чем приобрести карточку, следует ознакомиться с услугами, которые предоставляются этой платежной системой, и их стоимостью.

5.2. Необходимо внимательно прочитать договор, который вам нужно подписать с банком. В дальнейшем придется соблюдать его условия.

5.3. Следует хорошо запомнить свой ПИН-код, а лучше записать в укромном месте.

5.4. Рекомендуется бережно обращаться со своей карточкой и не терять ее. Карточка остается собственностью банка, за ее замену или блокировку берется значительная плата.

5.5. Необходимо сверять присылаемые банком счета и копии магазинных чеков, чтобы вовремя выявить излишнее списание денег с карт-счета.

5.6. Если все-таки произошла потеря карточки или есть сомнения в оплате счетов, нужно срочно позвонить в свой банк.

6. В службе быта

6.1. При заключении договора с предприятием бытового обслуживания, следует обратить внимание, чтобы в нем были четко прописаны все пункты, которые должны быть в нем в соответствии с «Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

6.2. Чем подробнее составлен договор, изложены обязанности исполнителя и права потребителя, чем детальнее описаны переданные исполнителю вещи и материалы, тем легче будет отстаивать свои права в случае их нарушения.

6.3. Исполнитель в соответствии с законом несет ответственность за:

- просрочку исполнения заказа (выполнения работы);

- некачественное оказание услуги (выполнения работы);

- утрату, порчу, повреждения вещи (материала), принятой от потребителя.

6.3. Исполнитель в соответствии с законом несет ответственность за:

- просрочку исполнения заказа (выполнения работы);

- некачественное оказание услуги (выполнения работы);

- утрату, порчу, повреждения вещи (материала), принятой от потребителя.

7. Получение платного образования

7.1. Заключая договор о платном образовании, взаимоотношения между студентом и институтом регулируются законодательством о защите прав потребителя.

7.2. При выборе учебного заведения следует внимательно ознакомиться с условиями обучения: сравнить условия, предлагаемые несколькими учебными учреждениями.

7.3. Необходимо внимательно прочитать договор и требовать, чтобы условия обучения, оплаты и т.п. были прописаны максимально подробно, т.к. в случае неудовлетворительного качества образования, придраться можно только к формальным несоответствиям условий договра и реально предоставленных образовательных услуг.

 

Типичные ситуации, используемые в заданиях теста.

1) покупка товара или услуги в магазинах и других местах торговли и службе быта.

2) получение образовательных и туристических услуг.

3) пользование услугами банковских и других финансовых организаций.

 

Для анализа и интерпретации результатов тестирования были разработаны (или заимствованы из источников) следующие типологии социализированности учащихся.

А. Типы социализации по наличию знаний и умений экономической роли «Потребитель» (уровни усвоения знаний и умений):

1. низкий уровень – отсутствие представлений об основных экономических явлениях или фрагментарные представления, основанные на выделении несущественных качеств; отсутствует знание моделей экономического поведения.

2. средний уровень – наличие представлений об отдельных экономических явлениях, основанных на конкретных проявлениях, а также на функциональных или содержательных особенностях данных явлений, может быть понимание моделей экономического поведения.

3. высокий уровень – наличие экономических представлений, основанных на понимании сущности, содержательных и функциональных особенностей экономических явлений, понимание моделей экономического поведения и его последствий.

Б. Типы социализации в зависимости от экономической позиции (индивидуальных предпочтений):

1. гармоничная (активная) позиция

2. лидерская (активная) позиция

3. конфликтная (активная) позиция

4. конформистская (пассивная) позиция

В. Типы социализации в зависимости от ценностных установок:

1. «Расточитель». Для такого типа потребителя вещь не является ценностью. Характеристика – «имидж».

2. «Бережливый тип потребителя». Для этого типа любая вещь имеет ценность, т.к. в нее вложен труд. Основная характерологическая черта – «бережливость».

3. «Накопитель» – для такого типа потребителя вещь - самоценность. Поведенческая характерологическая черта – «накопительство».

4. «Рациональный тип потребителя». Для этого типа потребителя вещь – это полезное средство». Основная характерологическая черта. – «полезность».

 

 

Структура теста.

Категория

Особенности ролевого поведения

Номера заданий

1

Знания

 

1. знать и уметь объяснять основные экономические и юридические понятия, а также понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.

2. знать основные права, которыми обладают потребители по российскому законодательству.

3. знать и объяснять последствия, связанных с выполнением или невыполнением каких-то действий, наступлением или не наступлением каких-то событий (в частности, механизмов формирования цен на рынке, влияние неценовых факторов на них;

5. знать правила (модели) поведения в ситуациях на рынке.

Общие экономические понятия – задания 1-10;

Понятия, относящиеся к потребительским знаниям - задания 11-30

2

Умения

 

1. Уметь прогнозировать экономическую ситуацию (ожидаемую цену на товары и услуги, ожидаемый результат в целом)

2. Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых публикуются материалы по потребительской тематике

3. Уметь выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантия, послепродажное обслуживание и т.п.)

4. Уметь грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта, на транспорте и т.д.

Задания 31-37

3

объективно-психологические экономические проявления школьников

 

1. коммуникативно-экономическая активность/пассивность;

(также в дальнейшем возможно расширение для проверки экономической независимости/зависимости в принятии решений;

проявления экономического интереса в сфере потребления)

Задания 38-40, 45-46

4

индивидуально-психологические особенности школьников, основанные на ценностях

(ценностные установки)

- полезность

- рациональная бережливость (экономность)

- накопительство (деньги ради денег, вещи ради вещей)

- имидж (стиль, мода)

 

Задания 41-44

Категория

Особенности ролевого поведения

Номера заданий

1

Знания

 

1. знать и уметь объяснять основные экономические и юридические понятия, а также понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.

2. знать основные права, которыми обладают потребители по российскому законодательству.

3. знать и объяснять последствия, связанных с выполнением или невыполнением каких-то действий, наступлением или не наступлением каких-то событий (в частности, механизмов формирования цен на рынке, влияние неценовых факторов на них;

5. знать правила (модели) поведения в ситуациях на рынке.

Общие экономические понятия – задания 1-10;

Понятия, относящиеся к потребительским знаниям - задания 11-30

2

Умения

 

1. Уметь прогнозировать экономическую ситуацию (ожидаемую цену на товары и услуги, ожидаемый результат в целом)

2. Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых публикуются материалы по потребительской тематике

3. Уметь выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантия, послепродажное обслуживание и т.п.)

4. Уметь грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта, на транспорте и т.д.

Задания 31-37

3

объективно-психологические экономические проявления школьников

 

1. коммуникативно-экономическая активность/пассивность;

(также в дальнейшем возможно расширение для проверки экономической независимости/зависимости в принятии решений;

проявления экономического интереса в сфере потребления)

Задания 38-40, 45-46

4

индивидуально-психологические особенности школьников, основанные на ценностях

(ценностные установки)

- полезность

- рациональная бережливость (экономность)

- накопительство (деньги ради денег, вещи ради вещей)

- имидж (стиль, мода)

 

Задания 41-44