Психология и методология образования
  • Главная
  • Обработка и интерпретация результатов тестирования

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Опросник Кеттелла-Ясюковой (модифицированный вариант)
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Нормативная таблица (8 факторов)
Бланк и Ключ к опроснику

Ключ к тесту.

  1. Потребность в общении (А) - 3, 19, 35, 51, 67, 83.

  2. Исполнительность (фактор G) - 7, 23, 39,55, 71. 87.

  3. Волевой самоконтроль (фактор Q3)16, 32,48, 64, 80, 96.

  4. Честолюбие (фактор L) – 10, 26,42, 58,74, 90.

  5. Самостоятельность, независимость (E, L, Q1, Q2) – 5, 21, 37, 53, 69, 85.

  6. Дипломатичность (фактор N) – 12. 28,44, 60, 76, 92.

  7. Конформизм (фактор Q2) – 15, 31. 47, 63, 79. 95.

  8. Радикализм (фактор Q1) – 14, 30, 46.62,78, 94.

  9. Психологическая защита (Q5) – 18, 34, 50, 66, 82, 98, 99.

 

Описание факторов

1) Потребность в общении (фактор А)

Зона 1. Потребность в общении выражена слабо. Это озна­чает, что подросток не старается установить близкие отношения со всеми, с кем приходится разговаривать. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается нечасто. Друзей не меняет, с трудом может обзавес­тись новым другом, если из-за переезда или смены школы отно­шения оборвались.

 

Зона 2. Потребность в общении выражена средне.

 

Зона 3. Подросток нуждается в общении. И не просто в совместном провождении времени, а в глубоких дружеских от­ношениях с теми людьми, с которыми встречается и разговари­вает. Формальные, чисто деловые разговоры его не удовлетво­ряют, ему необходимо понимание и эмоциональное сопережи­вание. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссо­ры с друзьями.

 

Зона 4. Общение для подростка выступает одной из глав­ных жизненных потребностей. Одиночество его тяготит. В школу он в основном ходит общаться. Для него важно неформальное, индивидуализированное общение. Ему неважно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами. Его поведение может быть навязчивым, раздражать ме­нее общительных ребят, которые стараются от него избавиться. Подросток тяжело переносит ссоры с друзьями, но не может ос­таваться в одиночестве: либо старается любым способом поми­риться, либо установить с кем-то из одноклассников более тес­ные эмоциональные отношения.

 

2) Исполнительность (фактор G)

Зона 1

Подросток фактически недисциплинирован и неис­полнителен, и считает это вполне приемлемой формой поведе­ния. Может никак не реагировать, когда его побуждают что-то сделать. Ребенок не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу неисполнительности, может даже брави­ровать этим. Отрицательные последствия вполне очевидны. Не­обходимо контролировать учебную деятельность подростка, спо­койно, методично и последовательно добиваться от него того, что он обязан делать. Однако надо не только требовать, но и по­могать подростку выполнять все необходимое (объяснять, пока­зывать, советовать). Следует избегать выговоров и нотаций, лучше терпеливо договариваться, помогать и систематически контролировать то, что должно быть им сделано. При таком подход подросток постепенно может привыкнуть к другому образу жизни, избежать неприятностей в школе и семейных конфликтов.

 

Зона 2

Подросток еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в, целом настрое; делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дел и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.

 

Зона 3

Подросток исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.

 

Зона 4

Подросток исполнителен в высшей степени, то есть у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Часто абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую

Зона 4

Подросток исполнителен в высшей степени, то есть у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Часто абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую

 

3) Самоконтроль (фактор Q3)

Зона 1

Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Подросток но может планомерно направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Может чем-то увлечься и забыть про все остальное. Обычно спохватывается в последний момент, поэтому многое не успевает сделать, даже если старается. Нуждается в том, чтобы взрослые помогали ему организовать свою деятельность, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального пла­нирования. Подросток должен как можно более точно представ­лять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельно­сти (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тог­да он сможет научиться распределять работу во времени и раци­онально планировать свой день. Также надо учить его периодичес­кому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли выполнять намеченное.

 

Зона 2

Подросток может иногда заблаговременно подго­товиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему заранее продумывать, планировать все, что надо сделать, придерживаться определенного распорядка дня, то у подростка сформируются необходимые навыки самоконтроля.

 

Зона 3

Подросток приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет органи­зовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успева­ет все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой ре­гуляцией взрослого человека, но определенные навыки самокон­троля и целенаправленной деятельности у подростка уже сложи­лись. Может заставить себя выполнять рутинные бытовые обя­занности, доделать неинтересную работу. Способен контролиро­вать эмоциональные реакции, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, если считает такое поведение для себя правильным.

 

Зона 4

Спонтанность поведения, свойственная детям это­го возраста, фактически отсутствует, подросток «заорганизован», чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, и как он выглядит перед другими, теряется, если приходится действовать по ситуации и нельзя все продумать заранее. Свою «правиль­ность» может выставлять напоказ, чтобы получить одобрение и поддержку взрослых. Во всем старается проявлять педантичность и повышенную аккуратность.

 

4) Честолюбие (фактор L)

Зона 1

Честолюбие у подростка фактически отсутствует. Его полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Такое состояние может быть временным пока старшеклассник не определится с выбором профессии, и решить для себя, чего же он хочет от жизни.

 

Зона 2

Подросток хочет быть не хуже других, но превзойти друзей и одноклассников не стремится. Обычно прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для него, уровень успешности. Не завидует чужим достижениям.

 

Зона 3

Для подростка важно то положение, которое он занимает в классе, и то, как его оценивают окружающие. Он старается добиться уважения и признания своих заслуг, стремится хоть в чем-то превзойти других ребят. Считает себя способным чего-то добиться в жизни, строит планы будущей карьеры, задумывается о выборе жизненного пути. Честолюбие является двигателем личностного и интеллектуального развития подростка Оно может компенсировать недостаток исполнительности и волевого самоконтроля, способствовать преодолению учебных проблем. Похвала и поддержка обычно стимулируют его усилия, критика может вызывать болезненную реакцию, эмоциональное неприятие и агрессию.

 

Зона 4

Подросток зациклен на себе, фиксирован на соб­ственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит пе­ред собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их дос­тичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко не­гативно реагирует на критику, могут случаться истеричные сры­вы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, ког­да у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.

 

Зона 4

Подросток зациклен на себе, фиксирован на соб­ственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит пе­ред собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их дос­тичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко не­гативно реагирует на критику, могут случаться истеричные сры­вы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, ког­да у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.

5) Самостоятельность, независимость (основной фактор Е, вторичные - L, Q,, Q2)

Зона 1

Подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуется, чтобы кто-то ему сказал, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают, выбирая за него вуз и будущую профессию. Возможно закрепление воспитанной бес­помощности, если постепенно не обучать подростка самостоя­тельному принятию решений.

 

Зона 2

Подросток может сам принимать решения и дей­ствовать в игровых и бытовых ситуациях, но в ответственные мо­менты теряется, предпочитает избегать самостоятельного при­нятия решений. Обычно на лидерство не претендует, но свое мне­ние имеет и может его высказывать. С ним легко сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

 

Зона 3

Самостоятельный и независимый подросток. Го­тов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претен­дует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним хотя и непросто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению. Это человек экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, лучше поощрять расши­рение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось, и у него появились другие интересы. Такие под­ростки могут доставлять родителям немало хлопот, но если на­ходят свое призвание, то благодаря энергии и самостоятельно­сти многого достигают в жизни.

 

Зона 4

Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении, во что бы то ни стало. Подросток стремится к доми­нированию над другими ребятами. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Мо­жет остаться в одиночестве, если не удастся подчинить себе дру­гих ребят, собрать группу, в которой все будут признавать его лидерство. На любые советы друзей и взрослых сразу, не заду­мываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция нередко склады­вается у ребенка в начальный период подросткового кризиса и закрепляется, если окружающие его взрослые усиливают авто­ритарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

 

6) Дипломатичность (стиль и уровень общения, фактор N)

Зона 1

Подросток характеризуется непосредственностью и прямолинейностью в общении. Его манера поведения не меня­ется, всегда узнаваема. Обычно сразу говорит то, что думает и что чувствует. Не соблюдает дистанцию в разговоре со старши­ми, та же манера общения «на равных», как с одноклассниками. Не может и не считает нужным выбирать фразы и выражения даже тогда, когда разговаривает с учителями и другими взрослыми людьми. Взрослые часто считают таких подростков невоспитан­ными, невежливыми. Им может казаться, что подростки таким способом хотят оскорбить их. Учителя невольно относятся к ним хуже, чем к более дипломатичным учащимся. Иногда и однокласс­ники считают высказывания таких подростков обидными или не­уместными, что может приводить к конфликтам и ссорам.

 

Зона 2

Поведение подростка характеризуется естествен­ностью, но без излишней прямолинейности.

 

Зона 3

Подросток дипломатичен. Его поведение, манера общения, лексика и жестикуляция интуитивно меняются в зави­симости от того, с кем он общается. Естественным образом он подстраивается, принимает манеру общения, свойственную со­беседнику или ожидаемую им. С таким подростком легко общаться окружающим его людям.

 

Зона 4

Поведение подростка неестественно, сковано, ему приходится продумывать манеру общения с различными людь­ми, постоянно контролировать себя в процессе общения. Не может ни с кем поделиться своими проблемами, никому о себе ничего рассказать.

 

7) Конформизм (фактор Q2)

Зона 1

Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компа­нии (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раз­дражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.

 

7) Конформизм (фактор Q2)

Зона 1

Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компа­нии (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раз­дражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.

 

Зона 2

Хотя подросток и входит в какую-то группу в классе, но не идентифицирует себя с ней полностью. Может критиковать групповые нормы, не всегда склонен подчиняться, хотя и готов к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении, готов действовать самостоятельно, может и - напере­кор группе.

 

Зона 3

Компанейский, придерживается норм и ценнос­тей, принятых в группе, с которой себя идентифицирует. С ува­жением относится к групповому мнению, готов к сотрудничеству, может подчиниться групповому решению. Хочет быть на хоро­шем счету в группе. Наиболее типичный и обеспечивающий адаптированность в подростковом возрасте тип поведения.

 

Зона 4

В одиночестве чувствует себя неуютно, беспомощ­но, предпочитает проводить время со своей компанией, нужда­ется в одобрении со стороны ее членов, не может пойти против группы. Только находясь в компании, чувствует себя хорошо. Не сможет перенести, если приятели выказывают неприязнь, стара­ется вести себя так, чтобы не вызывать осуждения. Ему необхо­димо ощущать себя членом компании. Во всем старается быть похожим на лидера группы и наиболее значимых ее членов (в одежде, манере разговора, увлечениях и пр.).

 

8) Радикализм (фактор Q1)

Фактор Q1, дает информацию о такой личностной характери­стике как «консерватизм-радикализм», устойчивость или измен­чивость жизненных ценностей, доверие авторитетам или интеллектуальная независимость. Известно, что жизненные установки и ценности с трудом поддаются изменению.

Зона 1.

Сдвиг значения фактора Q1, в слабую зону свидетельствует об интеллектуальной несамостоя­тельности подростка, абсолютной его приверженности опреде­ленным, привитым с раннего детства жизненным ценностям, не­возможности изменения жизненной позиции, неосознанном не­приятии и осуждении других вариантов жизненного выбора.

Зона 2.

У старшеклассников чаще всего встречается средний (неопределенный) уровень фак­тора Q1, т.е. большинство из них еще не определилось в собствен­ных жизненных ценностях и в том, насколько они будут абсолюти­зировать эти ценности и сохранять им верность на протяжении собственной жизни.

Зона 3.

Сдвиг значения фактора Q1, в хорошую зону свидетельствует о готовности подростка к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию, самостоятель­ному выбору жизненного пути и к тому, что он допускает для дру­гих иные варианты этического, политического и социального самоопределения, не абсолютизирует собственный жизненный выбор, как единственно правильный.

Зона 4

Вы­сокие значения фактора Q1, встречаются редко, свидетельствуют о приверженности подростка к крайним взглядам, суждениям, о его категоричности, неприемлемости компромиссов, но при этом имеются и явная новаторская ориентация, стремление к получе­нию новых знаний, освоению новых приемов деятельности, не­доверие к авторитетам, потребность в самостоятельной проверке любых гипотез и утверждений.

Факторы Q, и L (честолюбие) отдельно в психологической характеристике не рассматриваются, но используются при оценке самостоятель­ности и гуманитарных способностей, частично - творческого потенциала подростка. Творческие способности лучше развива­ются в том случае, если факторы Q1, и I находятся в 3 зоне.

 

Фактор I характеризует такие особенности личности, как интуитивность и рационалистичность. Высокие значения факто­ра I свидетельствуют о развитии интуиции, эстетического вос­приятия, сентиментальности, увлечениях в области поэзии, ли­тературы, искусства. Для развития гуманитарных и творческих способностей необходимы высокие значения фактора I. Низкие значения фактора свидетельствуют о рационалистичности, не­доверии интуитивным догадкам и решениям, потребности найти всему рациональное обоснование и объяснение. Данный показа­тель имеет некоторую связь с полом, которую, тем не менее, нельзя абсолютизировать. Чаще высокие значения фактора I свойственны девушкам, чем юношам. Однако (и нередко) у юношей встречаются высокие значения фактора I, а у девушек - низкие.

В течение периода обучения с 7 по 11 класс личностные особенности подростков неустойчивы, могут значительно изменяться. Иногда эти изменения плавны, постепенны и однонаправлены. Но могут происходить и резкие, скачкообразные изменения, когда значения фактора становится противоположным. Частично это связано с собственной личностной неопределенностью и неус­тойчивостью образа «Я» подростка, частично - с пробами, «примериванием» различных стилей поведения в процессе построе­ния образа «Я».

9) Психологическая защита (фактор Q5).

Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью отно­ситься и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психоло­гическая защита, с какими трудностями он оказывается не в со­стоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 рав­но 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологи­ческой защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подро­стка и возникает потребность в психологической защите, но са­мооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсут­ствуют, самооценка подростка адекватна.

9) Психологическая защита (фактор Q5).

Шкала Q5, позволяет оценить способность подростка адекватно оценивать свое поведение (шкала «лжи»). Если подросток набирает 4-7 баллов по этой шкале, то у него сформирована психологическая защита «Я», самооценка неадекватна, и следует с осторожностью отно­ситься и ко всем остальным его высказываниям. Необходимо также выяснить причину, по которой у него сформировалась психоло­гическая защита, с какими трудностями он оказывается не в со­стоянии справиться и «прячется» от них. Необходимо помочь подростку в преодолении проблем, поскольку психологическая защита искажает и тормозит личностное развитие. Если Q5 рав­но 3 баллам, то это начальная стадия формирования психологи­ческой защиты, возможна неадекватная самооценка только по отдельным факторам. Если Q5 равно 1-2 баллам, то хотя у подро­стка и возникает потребность в психологической защите, но са­мооценка может быть еще полностью адекватной. Если Q5 равно О баллов, психологическая защита и потребность в ней отсут­ствуют, самооценка подростка адекватна.