Психология и методология образования
  • Главная
  • 1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников

1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников

1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников
2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423
3. Индивидуально-личностный профиль ученика 5 класса
4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423

Задачи современной школы, обозначенные в стандарте общего образования, значительно расширены. Старая, исторически сложившаяся система взаимодействия с ребенком была эмпирически подогнана с его биологическим ростом и созреванием. В результате чего создавалось впечатление единства процессов развития психики ребенка и процессов усвоения знаний, умений, навыков. В условиях системных изменений в сегодняшней школе происходит разрушение устоявшегося уклада и рождение новой школы. Наличие в школьной практике такого явления, как рост школьной неуспешности, говорит о серьезных проблемах, связанных с «болезнями роста».  Практическая работа в школе показывает, что многие осложнения в учебно-воспитательном процессе являются следствием как несоответствия содержания обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся, так и  интеллектуальной  и эмоционально-личностной дисгармоничности в целом нормально развитого ребенка.

В этих условиях мониторинг учебно-воспитательного процесса приобретает ведущую роль в сопровождении школьной жизни. Верные педагогические решения можно принимать на основе объективной информации о ходе учебно-воспитательного процесса. Проблема оценки воспитательного процесса создает новую ситуацию в образовании.  В рамках ГЭП «Управление качеством образования в ОУ» группа (секция) из числа работников общеобразовательных школ проводила исследование существующих средств оценки социализации и нравственного развития учащихся. Это не значит, что школа раньше не занималась социализацией учащихся, но перед ней никогда не ставились задачи целенаправленного контроля социализации и нравственного развития.  Разработка средств контроля и оценки воспитательного процесса, а тем самым направления развития ребенка дело в высшей степени серьезное и небезопасное, ибо, выбрав одно направление, мы заведомо отказываемся от других. Выбрать трудно, но надо.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования представлены требования к личностным результатам обучения учащихся. Следует отметить, что нет необходимости в полном описании личности по нескольким причинам:

- стремление к всестороннему исследованию личности расширяет до невероятных размеров объем применяемых методик и увеличивает время для обследования; классному руководителю и психологу некогда будет заниматься практической работой;

- для получения информации о процессе развития личности достаточно иметь представление о состоянии ключевых ядерных личностных характеристиках, без которых личность, как самостоятельный субъект  собственной жизни не состоится.

Согласно этим требованиям можно предложить психолого-педагогический инструментарий для оценки личностных результатов школьников.

 

Оценка социализации и нравственного развития школьников

 

Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС)

Задачи школы

 

Параметры.

 

Методики

Критерии мониторинга

Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру

1. (1) Воспитание российской идентичности; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

(3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

(8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

 

 

- гуманистические и демократические ценности

- представления о мире, о людях

 

 

1. Опросник «Ценностные ориентации»

Отношение подростка:

- к человеку как таковому - «человек – это ценность»,

Человеку как к другому – (значимость другого человека),

Человеку как к иному – «права другого человека»;

- к своему телесному – (ценность здоровья;

- к своему душевному «Я» – ценность своего Я;

- отношение к духовному «Я» –роль человека в жизни.

 

2. Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова

Сферы правосознания:

Бытовая

- Деловая

- Гражданская

- Правовые знания

3. Анкета выпускника

О.А. Лепнева Е.А. Тимошенко

4. Анкета «Твое отношение к сигаретам, алкоголю и наркотикам»

Формирование мировоззрения:

самосознания

(2) Формирование готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

 

-личностный смысл жизни

- самосознание

- мотивация обучения

1.Опросник К Роджерса и Р. Даймонда «Шкала социально-психологической адаптированности»

- Модель отношений человека с социальным окружением и  самим собой

- Принятие себя - неприятие себя

- Принятие других - неприятие других

- Самостоятельность в достижении целей

- Эмоциональный комфорт.

 

2.Опросник «Школьная мотивация» Н.Г. Лусканова

Уровни школьной мотивации

Формирование мировоззрения:

нравственность

(4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции

(6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

 

 

- нравственный потенциал личности учащегося

- нравственное поведение

1.Опросник «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова

Нравственная ориентация

Безнравственная ориентация

Несформированность нравственных отношений

 

2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

1. Школьные успехи

2. Участие во внеурочных делах

3. Общение с учителями

4. Общение со сверстниками

5. Поведение

3. Методика «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

Изучение общественного мнения.

Доброжелательность

Ответственность

Организованность …

Практическая деятельность:

коммуникативная компетентность

(5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей  и форм социальной жизни в группах и сообществах.

(7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно-полезной деятельности

 

 

- адаптация

- обособление

- активность

- направленность

1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков

Изучение процесса и результатов развития личности учащегося в коллективе

Социальная адаптированность- ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – адаптация

Социальная активность – наличие внутренней потребности в деятельности

Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности

Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество

2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

1. Школьные успехи

2. Участие во внеурочных делах

3. Общение с учителями

4. Общение со сверстниками

5. Поведение

Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС)

Задачи школы

 

Параметры.

 

Методики

Критерии мониторинга

Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру

1. (1) Воспитание российской идентичности; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

(3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

(8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

 

 

- гуманистические и демократические ценности

- представления о мире, о людях

 

 

1. Опросник «Ценностные ориентации»

Отношение подростка:

- к человеку как таковому - «человек – это ценность»,

Человеку как к другому – (значимость другого человека),

Человеку как к иному – «права другого человека»;

- к своему телесному – (ценность здоровья;

- к своему душевному «Я» – ценность своего Я;

- отношение к духовному «Я» –роль человека в жизни.

 

2. Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова

Сферы правосознания:

Бытовая

- Деловая

- Гражданская

- Правовые знания

3. Анкета выпускника

О.А. Лепнева Е.А. Тимошенко

4. Анкета «Твое отношение к сигаретам, алкоголю и наркотикам»

Формирование мировоззрения:

самосознания

(2) Формирование готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

 

-личностный смысл жизни

- самосознание

- мотивация обучения

1.Опросник К Роджерса и Р. Даймонда «Шкала социально-психологической адаптированности»

- Модель отношений человека с социальным окружением и  самим собой

- Принятие себя - неприятие себя

- Принятие других - неприятие других

- Самостоятельность в достижении целей

- Эмоциональный комфорт.

 

2.Опросник «Школьная мотивация» Н.Г. Лусканова

Уровни школьной мотивации

Формирование мировоззрения:

нравственность

(4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции

(6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

 

 

- нравственный потенциал личности учащегося

- нравственное поведение

1.Опросник «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова

Нравственная ориентация

Безнравственная ориентация

Несформированность нравственных отношений

 

2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

1. Школьные успехи

2. Участие во внеурочных делах

3. Общение с учителями

4. Общение со сверстниками

5. Поведение

3. Методика «Опрос мнений» Е.Н. Степанов

Изучение общественного мнения.

Доброжелательность

Ответственность

Организованность …

Практическая деятельность:

коммуникативная компетентность

(5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей  и форм социальной жизни в группах и сообществах.

(7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно-полезной деятельности

 

 

- адаптация

- обособление

- активность

- направленность

1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков

Изучение процесса и результатов развития личности учащегося в коллективе

Социальная адаптированность- ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – адаптация

Социальная активность – наличие внутренней потребности в деятельности

Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности

Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество

2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

1. Школьные успехи

2. Участие во внеурочных делах

3. Общение с учителями

4. Общение со сверстниками

5. Поведение

 

*Предлагаемые тесты и опросники целесообразно модифицировать. Причин на это несколько:

- обследование не должно быть очень громоздким, поэтому количество вопросов в каждом опроснике не должно быть по 70-100 вопросов; можно ограничиться 20-40 вопросами;

- многие опросники перегружены количеством вопросов по каждому субтесту, например, МОДТ содержит по десять вопросов на каждый субтест; можно обойтись шестью вопросами на каждый субтест;

- некоторые опросники содержат устаревшие или незначимые вопросы (что показывает математическая обработка результатов).