Психология и методология образования

Внутришкольный контроль за качеством обучения

А.В. Кушнирова

Проблема внутришкольного контроля - одна из центральных в общеобразовательной школе. Прежде всего, он необходим как средство совершенствования педагогического процесса. В систему внутришкольного контроля, в частности, входит:

  • сбор и обработка контрольной информации;
  • мониторинг качества преподавания и выполнения требований учебных программ, качества знаний, умений, навыков (ЗУН) школьников;
  • определение системы мер по выявлению соответствия хода учебного процесса учебному плану, приказам, инструкциям.

Контроль за качеством обученности школьников, как правило, осуществляется в школе в процессе выполнения контрольных работ, тестирования,  контрольных срезовых  работ, анкетирования учащихся и их родителей. И здесь администрации школ обычно встречаются с рядом затруднений. Прежде всего, это нехватка материалов для проведения контроля, который должен быть составлен с учетом всех необходимых требований, отражающих реальный уровень усвоения знаний учащихся и качества работы педагога. Трудности возникают и на этапе выявления ЗУН базового и повышенного уровня учащихся, а также сбора материалов и их обработки – длительного и трудоемкого этапа внутришкольного контроля.

Наше сотрудничество с Лабораторией аттестационных технологий (ЛАТ) МИОО кардинально изменило эту ситуацию: это позволило нам контролировать ЗУН учащихся по всем основным учебным дисциплинам, давать рекомендации по устранению пробелов, составлять индивидуальные планы работы учащихся и учителей. Материалы тестирования используются для рубежного контроля, а его результаты затем отражаются на составлении образовательной программы школы, учебного плана на новый учебный год, выборе методической тематики школы и т.д. Кроме того, данные тестирования используются  как показателями работы педагога и, следовательно, могут служить материалом для экспертных оценок при повышении квалификационной категории.

Проиллюстрируем  сказанное выше на нескольких примерах.

На рис.1 представлены результаты тестирования учащихся 9 классов по английскому языку.

Результаты тестирования по английскому языку

Рис.1. Результаты тестирования по английскому языку

Тестирование показало, что по многим темам учащиеся имеют результаты выше уровня городских показателей. Тем не менее, на некоторые темы, хотя с ними и справилось 70% учащихся, следует обратить внимание. Это темы: «Местоимения» и «Распознавание и понимание форм глагола при согласовании времени». При этом, средний уровень обученности учащихся оказался достаточно высоким – 89%.

На основе анализа данных тестирования по географии учителю рекомендовано  обратить внимание на темы, где процент обученности ниже 60 %.  Это темы: «Структура населения мира», «Размещение населения мира. Урбанизация» (см. рис.2).

Данные тестирования позволяют исследовать индивидуальные возможности учащихся: процент учащихся, справившихся с базовым и повышенным уровнем заданий, его тестовый балл и оценку.  Например, двое учащихся (№ 8 и 24) справились с тестом менее чем на 21% и 38%, что соответствует оценке «2», а примерно половина справились с работой на оценку «3».

Данные тестирования по географии

Рис. 2. Данные тестирования по географии

Анализируя результаты тестирования, учитель может определять типичные ошибки, темы, которые были недостаточно усвоены, и на основании этого составить график индивидуальных занятий и план работы по устранению «пробелов» с группами учащихся. Он может также определить группу учащихся, имеющих повышенную мотивацию и определить план работы с этими учащимися на более сложном уровне (см. данные учащихся под номерами 1, 4, 18,23,25,27 на рис. ).

Результаты тестирования по физике  оказались ниже ожидаемых (см. рис.  3).

Результаты тестирования по физике

Рис. 3. Результаты тестирования по физике.

Некоторые темы по этому предмету оказались не усвоенными почти полностью, больше половины тем усвоены менее чем на 40%. С учетом этих данных, работа учителя физики была поставлена на административный контроль: посещались уроки, проверялись конспекты, корректировалась программа и методика работы с учащимися.

Вместе с тем, результаты работы школы в целом оказались успешными: школа прошла аттестацию в январе (спустя месяц после промежуточного тестирования). Рзультаты обученности по физике составили 74% (см. рис. 4).

Результаты аттестационного тестирования учащихся школы по 6 предметам

Результаты аттестационного тестирования учащихся школы по 6 предметам

Рис. 4. Результаты аттестационного тестирования учащихся школы по 6 предметам

Подведем кратко итоги. На основе данных, предоставленных ЛАТ,  нам удалось:

  1. выявить слабые места в изучении ряда тем по отдельным предметам;
  2. определить группы учащихся, имеющих  базовый и  повышенный уровень знаний;
  3. проанализировать уровень обученности  каждого учащегося  на фоне всего класса, и каждого класса на фоне города;
  4. спланировать работу по устранению недочетов и ликвидации пробелов, разработать рекомендации по составлению индивидуальных программ развития    учащихся;
  5. определить учащихся с высокой мотивацией (на основе   выполнения заданий повышенной сложности).
  6. оценить качество работы учителя;
  7. планировать работу школы и педагогического коллектива на новый учебный год.

Руководителей школы, а особенно завучей, волнуют вопросы организации контроля за качеством преподавания учебных дисциплин. Нам хотелось бы, чтобы он не был только констатирующим и носил аналитический характер. Сотрудничество с ЛАТ позволяет успешно решать эту задачу.