Психология и методология образования

Технология оценки уровня учебных достижений учащихся начальной школы

Р.Н. Панкратова, Е.В. Гуменная

Одной из целей федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в котором участвует школа №1935, является организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. При этом мы исходим из анализа недостатков традиционной, пятибалльной системы оценивания, основными из которых являются:

  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;
  • повышение тревожности детей;
  • искажение учебной мотивации;
  • искажение детской самооценки.

Поэтому одну из задач в реформировании системы школьного оценивания мы видим в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и более эффективно формировать знания и навыки.

         Безотметочное обучение в начальной школе мы рассматриваем в контексте проблемы контрольно-оценочной деятельности, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников. Для этого ставятся следующие задачи:

  1. выработать единую оценочную политику на уровне школы в целом;
  2. конкретизировать объекты и критерии, формы и средства контрольно-оценочной деятельности, согласовать их с педагогами, администрацией, родителями, а также между взрослыми и самими учащимися;
  3. организовать подготовку учителей и администрации школы, провести работу с родителями, которые имеют представление только о пятибалльной системе оценивания;
  4. обеспечить переход от оценивания в начальной школе к традиционной системе оценивания в основной школе;

Для решения этих задач в школе создана рабочая группа, разрабатывается план опытно-экспериментальной работы по постепенному переходу на новые принципы безотметочного обучения, в основу которых положены работы Г.А. Цукерман и Ш.А. Амонашвили.

В работе по созданию безотметочной системы оценивания мы опираемся на следующие принципы:

  1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Этот принцип отрабатывается уже в рамках адаптационного этапа обучения первоклассников в курсе “Введение в школьную жизнь”.
  2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. Уже в 1 классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
  3. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умений самоконтроля. На ранних этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Предусматриваются особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
  4. Оцениваться должна, прежде всего, динамика школьной успешности учащихся относительно самих себя.
  5. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.

Для итоговой аттестации учащихся используется накопительная система оценок. (При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы.)

Индивидуальный дневник учащегося заменяется «учебным портфолио»– портфелем ученика. Это индивидуальная папка, в которой в оценочных листах на вертикальных шкалах отмечаются достижения по учебным предметам. (На первой шкале отмечается уровень определенного знания и умения самим учащимся (самооценка); на второй шкале – оценка  учителем.) В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений.

В рубрике «Гипотезы. Открытия» дети формулируют свои догадки, предположения, решения проблем, поставленных самими учащимися, учителями, родителями и др.

В рубрике «Послания наставника» накапливаются письма учителя ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов.