Вы здесь

Социальный заказ как фактор определения миссии, целей и задач образовательного учреждения

Кржечковская Т.М.

Актуальность рассмотрения данной  проблемы, связана с  задачами модернизации образования, требующими обновления целей, изменения образовательного процесса в целях достижения большей его эффективности, прогнозирования результатов и новых систем управления ими с учетом изменений социо-культурного пространства. Качество образования –  это  равнодействующая спрогнозированного процесса и результата, учитывающее целевые приоритеты и потребности личности, общества и государства.

Поставщик в системе образования – это образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Потребители услуг – это учащиеся и их семьи. Именно запрос внешней среды на образовательные услуги в конечном итоге определяет миссию образовательного учреждения, которую следует понимать как индивидуальное предназначение образовательного учреждения, как обобщенную цель, выражающую общие ценности, взгляды руководителей, педагогов, родителей, учащихся на образовательные процессы.

Миссию школы мы определяем как  «Школа для всех». При формировании миссии школы учитывались следующие факторы:

  • высокий социальный эффект деятельности ОУ; об этом говорят, например, такие цифры: 75 – 80% выпускников поступают в ВУЗы, 8 – 10% - в средние специальные учебные заведения (ССУЗы), 10 – 12% - трудоустраиваются;
  • устойчивые образовательные результаты;
  • высокая востребованность различных видов образовательных услуг: экстернат (ежегодное обучение более 200 человек), надомное обучение, сочетание разных типов классов - общеобразовательные, ККРО;
  • стабильный состав педагогического коллектива, высокий уровень его компетентности;
  • достаточно высокий образовательный статус родителей учащихся: 32 % родителей имеют высшее образование, 34 % - среднее специальное, 34 %  - среднее;
  • высокая конкурентная среда в сфере образования в микрорайоне, где одновременно функционируют четыре другие школы, одна из которых ( № 325) с юридическими классами, другая (№ 345) – с углубленным изучением математики и информатики, третья (№ 354) – с углубленным изучением математики и биологии, четвертая (№ 353) – с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла), являющиеся  сильными конкурентами.

 Эти факторы говорят о том, что проблема качества организации образовательного процесса имеет существенное значение для педагогического коллектива и администрации. Для того, чтобы добиться большей эффективности педагогической деятельности в школе регулярно проводятся опросы учителей, учащихся и их родителей. Их цель состоит в том, чтобы определить степень удовлетворенности участниками образовательного процесса различными его сторонами, выявить и устранить негативные его стороны, вызывающие неприятие у его участников и наоборот, - развить и расширить те характеристики, которые помогают успешно учиться и работать. Коллектив школы использует различные методы изучения социального заказа: опросы, беседы, анкетирование. Разработанные коллективом школы анкеты не претендуют на всеобъемлющую оценку образовательного процесса, а полученные в исследовании данные, очевидно, не могут быть единственными показателями результативности и качества образовательной деятельности. Тем не менее, они позволяют в какой-то мере оценить организацию образовательного процесса с позиции учащихся, их родителей (внешняя оценка) и учителей школы (внутренний аудит).

 

 Анализ педагогической литературы позволяет выделить четыре основные стороны образовательного процесса: деятельностную, организационную, социально-психологическую и административную, а также описать характеристики каждой из сторон. При необходимости они могут быть приняты за показатели удовлетворенности участников образовательного процесса различными его сторонами. Эти характеристики были использованы при составлении анкет (см. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина «Психолого-педагогические показатели деятельности школы», Москва, «Сфера», 2004). Анкеты были разработаны для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

В исследовании приняли участие порядка 30% школьников из каждой возрастной группы, около 30% родителей учащихся и около 80% учителей школы. Исследование проводилось с учетом возрастных особенностей школьников. С учащимися 2-5-х классов исследование проводилось в форме индивидуальной беседы психолога с учеником по вопросам анкеты. Учащиеся 6-11-х классов заполняли анкеты самостоятельно.

            Обработка результатов проводилась отдельно по 3-м возрастным группам учащихся, затем сведения обобщались. Отдельно подсчитывался индекс удовлетворенности родителей и педагогов.

Анализ результатов исследования и выводы

Результаты, характеризующие степень удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами, приведены в сводной итоговой таблице (см. таблицу).

Сводная итоговая таблица результатов

 

Деятельность

Организация

Социально-психологический климат

Управление

 

№ п/п

ИУ1

ИУ2

ИУ3

ИУ4

Групповой индекс

2 - 5 кл.

85 %

68%

74%

69%

74%

6 - 8 кл.

76%

71%

59%

64%

67%

9-11 кл.

91%

75%

50%

64%

70%

2 - 11 кл

87%

68%

61%

66%

70%

Родители

86%

59%

54%

65%

66%

Учителя

64%

57%

71%

50%

65%

 

Общий индекс удовлетворенности -  67 %.

Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет сделать следующие выводы:

1. Степень удовлетворенности организацией образовательного процесса выше всего у учащихся (результаты соответствуют предложенной авторами методики  норме в 70 %). При этом следует отметить, что учащиеся начальной школы и пятых классов чувствуют себя в школе лучше, чем школьники других возрастных групп. Это, безусловно, результат работы учителей начальной школы и учителей, работающих в пятых классах. Можно констатировать  успешную адаптацию пятиклассников к изменившимся условиям.

2. Высокая степень удовлетворенности получаемым образованием и развитием познавательных  интересов отмечается представителями всех возрастных категорий учащихся, а также родителями, и, что особенно важно, выпускниками школы.  Известно, что школа сегодня не является единственным источником знаний. Кроме того у детей есть возможность сравнить собственный уровень развития с уровнем других своих сверстников (многие посещают курсы при ВУЗах).

Учителя, как показывает анализ, более критичны, что тоже есть положительный результат – они видят свои недостатки и, следовательно, есть внутренние резервы для развития школы.

Удовлетворенность участников образовательного процесса его деятельностной стороной

3. Анализ показывает, что дети позитивно оценивают организационную сторону образовательного процесса и деятельности школы в целом (расписание уроков, питание, санитарное состояние школы, распределение учебной нагрузки в течение недели). 

Учителей же не устраивает устаревшая материально-техническая база школы, распределение недельной нагрузки.

Родители более критичны по отношению к организационной стороне деятельности школы (невысок процент положительных ответов при оценке состояния материально-технической базы, организации питания, санитарно-гигиенического состояния школьных помещений,  профилактической работы школы по сохранению здоровья учащихся).

Удовлетворенность участников образовательного процесса его организационной стороной

4. Ощущение эмоционального благополучия, комфортности, безопасности выше всего в группе пятиклассников и учителей.  Педагоги отмечают здоровый психологический климат и доброжелательную атмосферу в коллективе, поддержку и помощь коллег.

5. Оценка учащимися средней и старшей группы собственного эмоционального состояния вызывает серьезную  озабоченность, поскольку около 50 % детей отмечают неблагополучные отношения с педагогами. Это снижает  мотивацию к обучению и сказывается на работоспособности. Явно недостаточна эмоциональная насыщенность образовательного процесса. К сожалению, не все педагоги учитывают возрастные потребности в общении и самоутверждении. В средней и старшей школе преобладают традиционные формы учебных занятий. В связи с этим можно сделать вывод, что необходима серьезная работа школьного психолога с классами КРО, так как учащиеся этой категории отличаются высоким уровнем тревожности и низкой коммуникативной компетентностью. 

Результаты показывают, что проблема социально-психологического климата в школе близка большинству родителей. В целом они также дают невысокую оценку психологического климата (54%).

Удовлетворенность участников образовательного процесса его социально-психологическим климатом

6. Административно-управленческая сторона образовательного процесса низко оценивается прежде всего учителями, что может свидетельствовать о необходимости оптимизации взаимодействия администрации и педагогов.

Удовлетворенность участников образовательного процесса его управленческой стороной

Проведенные исследования, таким образом, свидетельствуют о том, что деятельность школы в плане обеспечения образовательные потребности учащихся в целом может быть признана положительной (общий индекс удовлетворенности участников образовательного процесса близок к норме - 67 % при норме 70%).

В качестве «западающих» участков работы нужно назвать организационную сторону образовательного процесса и состояния социально-психологического климата.

Групповой индекс удовлетворенности участников образовательного процесса

С учетом анализа полученных результатов администрацией школы были приняты определенные решения. Так, в качестве наиболее значимых были определены следующие направления работы:

-стратификация образовательных услуг (дошкольное образование – мини-школа «Радость», введение элективных курсов – предпрофильная подготовка, организация обучения по схеме «Школа-колледж», подготовка к созданию профильных и гимназических классов);

-совершенствование системы учебно-воспитательной работы путем развития самостоятельной деятельности учащихся, гражданско-патриотического воспитания, создание отряда спасателей, музейной педагогики;

-оперативное взаимодействие с родителями, привлечение к сотрудничеству социально-психологических центров «Практик» и «Озон»;

-развитие материально-технической базы.

Суть предполагаемых изменений можно выразить следующим образом:

не изменяя миссии школы попытаться изменить сложившийся имидж школы, ее репутацию, определить собственную «нишу» на рынке образовательных услуг, которые не обслуживаются другими школами, найти социальных партнеров и отработать механиз

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.