Вы здесь

Социальное проектирование. Непрерывное программирование жизни. Управление социальным развитием

А.А. Тюков

В рамках комплексного подхода мы охарактеризовали метод непрерывного программирования как наиболее развитый способ проектирования общественных систем деятельности.

Отличительной особенностью этой методологии является утверждение о ценностной направленности всякой человеческой деятельности. Прежде чем приступить к практическим действиям или даже к формулированию целей деятельности человек всегда прежде отвечает на вопрос “Ради чего?” эти действия он будет совершать. Прежде он делает свободный и ответственный в той или иной степени выбор ценностей, зафиксированных в культуре. Ценности могут быть общечеловеческими, корпоративными, групповыми, то есть иметь разный масштаб. Эта особенность обусловливает необходимость объединения деятелей (людей) на основании разделения ценностей, а значит необходимость взаимодействия, коммуникации, обмена декларациями.

Другой особенностью, отличающей технологию непрерывного программирования от других технологий “Целевого программирования”, является признание полицелевом характера программирования и планирования сложных систем деятельности. Одной из кардинальных характеристик социальных и социотехнических систем деятельности, определяющей их сложность, является наличие в структуре этих деятельностей сразу множества разнонаправленных целей, несводимых друг к другу и не имеющих приоритетов друг перед другом. Поэтому совершенно необходимо не только точно формулировать цели, чтобы избежать “аберрации целей”, но также и осуществить достаточно сложные процедуры согласования целей. Это также требует коммуникативных взаимодействий участников программы.

Эти особенности строения человеческой деятельности предопределяют основную характеристику непрерывного программирования, определяющую название этого способа проектирования - постоянный процесс проблематизации собственной деятельности, в ходе коммуникативного обсуждения ценностей, целей, средств, способов, задач разрабатываемой программы. Человек - общественный деятель выдвигает принципы, ставит, цели, решает задачи и стремиться достичь сформулированных целей, подвергая эти действия сомнению, находя в них противоречия, прогнозирует последствия и только так обеспечивает свое собственное развитие, развитие сотрудников и общего дела.

Поэтому изложение структуры и содержания технологии непрерывного программирования мы начинаем с введения понятия “развитие социально-производственных систем”. Управление, представляемое как управление развитием социальных систем деятельности, достаточно полно может быть интерпретировано на соответствующей онтологической схеме (рис. 12).

Рис.12. Схема, представляющая управление как обеспечение социо-культурного развития.

Развитие по схеме понимается как шаг целенаправленного перехода людей из “прошлого” состояния в “будущее” за счет осуществления комплекса действия в “настоящем”. На схеме приведена иллюстрация ситуаций, где в “прошлом” взаимодействия людей определяются требованиями “функци­ональ­ных обязанностей”, их социального положения, а в “будущем” их взаимодействия носят характер равноправного сотрудничества ответственных профессиональных позиций. Это сотрудничество в идеале осуществляется за “круглым столом равноправных точек зрения” и перед участниками которого “лежит” общий для всех предмет обсуждения. В результате всего этого действия рождается продуктивная сознательная и целенаправленная кооперация. Несомненно, именно такое частное представление “модели потребного будущего” есть наш собственный ценностный символ. В реальности будущее может быть самым различным и зависит его появление от всего комплекса человеческих действий в настоящем. 

В этом комплексе важнейшими являются четыре позиции, которые определяют не только результаты развития, но, что самое главное, сам факт происхождения развития. Первой позицией, с занятия которой профессионалом-управленцем начинается развитие, является позиция рефлексивного выхода и принятие установки на развитие (на схеме: позиция 1 со звездочкой). Принятие установки на развитие для конкретного человека - всегда выбор и делает он этот выбор с той или иной мерой свободы: либо опираясь на свою совесть, нравственный и жизненный опыт, либо по подсказке. Но как бы то ни было, ответственность за выбор в рефлексивной позиции человек несет сам и только сам. В представляемой технологии речь идет о программировании развития сложных общественных систем деятельности. Соответственно, уже в позиции рефлексивного рефлексивного выхода возникает необходимость согласования позиций и разделения ответственности. Поэтому с самых первых шагов непрерывного программирования коммуникативное взаимодействие всех участников программы становится ведущей формой совместной деятельности людей, взявших на себя ответственность за развитие управляемых систем деятельности. Специфичностью деятельности в этой позиции оказывается стремление участников к согласию в ориентации на развитие.

Вторая позиция (тоже со звездочкой) также является позицией выбора, однако теперь уже культурных и принимаемых человеком ценностных ориентаций. Главной чертой, предопределяющей результат этого выбора, является культурность человека, его интеллигентность, его способность ориентироваться в богатстве хранимых культурой норм общественной человеческой жизни. При этом не имеет значение иерархический уровень организационно-управленческой деятельности, который намеревается занять человек, делающий этот выбор. Обе позиции помещаются в пространстве “прошлого”, потому что содержание деятельности этих позиций - выбор находится полностью в уже существующем, сложившемся мире индивидуальной субъективности1.

Не смотря на то, что психологически выбор - это действительность индивидуального поступка, в позициях определения ценностных ориентаций такой выбор осуществляется в результате обсуждения и обмена профессиональным опытом участников. В разделе принципы мы осуществили для себя самый общий ценностной выбор: методология, комплексный подход, общественное развитие. Такой выбор в разработке программы создания Центра антропотехники мы предлагали для оценки и рассмотрения всеми сотрудниками, пожелавшими участвовать в подобной программе. Таким образом, выбор ценностных ориентаций составляет существо первого шага социального проектирования по технологии непрерывного программирования. Для каждого общественного деятеля этот шаг означает согласие на участие в разработке и реализации именно этой программы.

В контексте представления общей схемы управления развитием мы подчеркиваем, что вслед за выбором осуществляется самоопределение человека в “настоящих” профессиональных позициях организационной системы управления (на схеме: позиции 3 - 6). Имея установки на развитие управляемой системы и владея культурными нормами управления, человек, кем бы он ни был по образованию и квалификации, становится профессиональным управленцем. Организационно-управленческая деятельность есть особая профессиональная деятельность. Обращаясь общественной сфере “политики”, мы на основании анализа схемы “развития социальных систем деятельности” можем утверждать, что главным для осуществления эффективной государственной политики является профессиональная управленческая квалификация, а не статус победителя в сиюминутной политической борьбе за власть.

Определив свое профессиональное положение в управляющей системе, тем самым люди объявляют свою специализацию и квалификацию, то есть формулируют свои концептуальные основания и свою “профессиональную позицию”. Каждый “на своем месте”, все вместе управленцы осуществляют комплекс деятельностей непрерывного программирования: целеопределение, проектирование организацию, контроль, прогноз развития, обеспечение всей системы философскими концепциями, научными знаниями, средствами, ресурсами (всем комплексом культурного обеспечения) и, наконец, они осуществляют функции руководства.

Руководство как одна из функций управленческой деятельности ничем не отличается от других и является в этом смысле рядовой. Вместе с тем, в силу специфичности предмета своей деятельности, а им оказывается координация поведения людей, руководство не только выделяется из всех других функций, но и становиться ядром стратегии управления и главным фактором реализации той или иной стратегии в конкретном механизме управления. Руководство ни в коем случае нельзя смешивать со всей системой управления. Однако необходимо понимать, что реальное функционирование механизма управления в значительной степени зависит от координации деятельности конкретных людей, то есть от характера руководства. В разделе “Теория” мы вводили фундаментальные понятия для обоснования понимания психологии руководства и создания оснований для практики.

Таким образом, осуществляя согласованный комплекс деятельностей программирования в процессах непрерывной проблематизации собственных действий, субъекты управляющей системы осуществляют “управляющие воздействия” в целях сокращения веера стихийных эволюций управляемой системы деятельности в направлении сформулированной цели.

Итак, мы можем дать словесное определение понятию управления развитием социокультурных систем деятельности. Управление общественным развитием человеческой деятельности - всегда скоординированный в коммуникации и кооперации комплекс специальных деятельностей с целью обеспечения сужения веера стихийных эволюций в направлениях сформулированных целей развития с заранее прогнозируемыми результатами.

Время словесных определений безвозвратно ушло. Поэтому для понимания каждого понятия, использованного в определении необходимо постоянно обращаться к схематическому представлению понятий: “читать схему”. Особенностью структурных схем является их независимость от порядка чтения элементов (“по схеме можно ходить как угодно”). Главное не подменять характеристик элементов и не нарушать интерпретаций структурных связей.

Вместе с тем, в технологических цепях непрерывного программирования существует определенный порядок и последовательность. Несомненно. квалифицированный управленец каждый момент своей деятельности “удерживает” в сознании все связи и структурные отношения. Однако так как структуры современных управляющих систем являются суперсложными, часто включающими в себя сотни и даже тысячи специальных элементов и, главное, людей - людей со своими частными интересами, со своими характерами, и судьбами - то возникает необходимость “публикации” конкретной структуры управляющей системы, возникает необходимость оформления и публичного объявления ПРОГРАММЫ2 НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Поэтому далее мы приводим общую технологическую схему непрерывного программирования и демонстрируем возможности этого метода на нескольких конкретных примерах разработки и реализации комплексных общественных программ.

Читая эту схему, становится, очевидно, что программирование “полицелевое” или “непрерывное” начинается не с анализа ситуации, как это принято считать в традиционных концепциях целевого программирования, и даже не с принятия задачи или формулировки целей. Программирование, как и всякая человеческая деятельность, начинается с ценностей, смыслов, направленности на “предмет” деятельности. Человеческая деятельность начинается не с ответа на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?”, а с вопроса “ЗАЧЕМ или РАДИ ЧЕГО?” и напряженного поиска ответа на этот вопрос.

Заметим, что никакого открытия мы не делаем этим утверждением, Мы лишь подчеркиваем мысль, которую в разное время и в различных контекстах высказывали ведущие советские психологи, относившие себя к школе “культурно культурно-исторической теории” Л.С. Выготского и психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьева3.

Реализацию методологии непрерывного программирования мы демонстрируем на примере разработки “Программы создания центра антропотехники” и некоторых аспектах реализации “Комплексной программы Минобразования России “ПОМОЩЬ4.

В основе проекта Центра лежит идея "Педагогической провинции - "КАСТА­ЛИИ", высказанная Г.Гессе в его фантастическом романе "Игра в бисер". По идее Г.Гессе, “Касталия” - это место, где впервые возникает возможность профессиональной подготовки элиты гуманитарного сознания, представители которой одновременно выполняют профессиональные и общественные функции и могут работать во всех сферах общественного производства: в политике, философии, науке, проектировании, коммерции, медицине, образовании, физкультуре и т.п.

Генеральной целью проекта является создание единого комплекса культуро-технической, научно-исследовательской и образовательной деятельности - то есть деятельности антропотехнической в условиях использования государственного статуса и площадок педагогических университетов (создание Центра антропотехники).

Центр антропотехники должен стать ядром новой формы организации науки, социального проектирования и практики образования человека, альтернативной традиционным академическим формам. На этой основе Центр будет способствовать реализации общечеловеческой ценности - духовного и культурного возрождения России и началу выхода из мирового кризиса образования.

Анализ современной ситуации является необходимым этапом для точной формулировки конкретных целей (конкретизация генеральной цели), которые определяются из концептуальных основ нашей Программы. Современное высшее профессиональное педагогическое образование в существующих институализированных формах (педагогические университеты и институты, педагогические факультеты в университетах и инженерных вузах, институты повышения квалификации, центры дополнительного образования) не в состоянии обеспечить выпускникам необходимую квалификацию. Необходимую с точки зрения понимания современной теории научной педагогики, о конкретном содержании которой речь пойдет в разделе “Теория”.

Дело в том, что все системы современного образования, включая и высшее педагогическое образование, основаны на представлениях о развитии человека на уровне первой половины XIX столетия. Ведущей дидактикой и в высшем образовании остается объяснительно-иллюстративная дидактика - великая дидактика А.Коменского (XVII век). Во всех трех основных элементах, а именно, содержании образования (ЧЕМУ учить), методах обучения (КАК) и организационных формах (КОМУ, КОГО и ГДЕ) современные вузы в большинстве своем не соответствуют законам возрастного развития человека. Обучение в вузе не соответствует ведущей мотивации студенческого возраста. В этом разделе с целью обеспечения лучшего понимания наших аналитических заключений по поводу состояния вузовского образования мы приведем некоторые концептуальные характеристики развития человека на ступени высшего образования.

Каждый возрастной период, прежде всего, характеризуется “ведущей мотивацией возраста” (мотивация ведущей деятельности”). Эту мотивацию определяет содержание познавательной профессионально-ориентированной деятельности, то есть студент в вузе должен и “хочет” овладеть профессией на уровне мастерства, то есть на уровне специализации соответствующей степени “магистра наук”. В лучшем случае дипломы вузов (особенно Российских) дают образование на уровне “бакалавра наук”, а в худшем - это простое свидетельство о прохождении вузовского обучения.

На схеме:

«Профессионали­зация и специализация в системе высшего образования” иллюстрируется приведенное утверждение. Особенности исторического развития высшего образования привели к тому, что в настоящее время практически во всем мире действует трехступенчатая система высшего образования: первая ступень со степенью "бакалавра", вторая ступень со степенью "магистра" и третья ступень со степенью "доктора". Докторантура (а в некоторых случаях и магистратура) относится к послевузовской ступени высшего образования. Такое строение не является случайным и отражает три основных уровня образования в общих процессах профессионализации и специализации, хотя следует заметить, что мировое образовательное сообщество еще не достаточно осознает этот факт закона развития человека. А факт этот заключается в том, что процессы специализации и профессионализации являются взаимопересекающимися, поскольку они осуществляются в разных пространствах развития человеческой души: профессионализация идет в сознании, а специализация в деятельности. Профессионал на уровне доктора свободно ориентируется в своей сфере и может все, но есть специалисты, которые некоторые дела могут делать лучше его - они мастера в этом деле. Специалист - мастер ориентируется в своей профессиональной сфере на уровне сознания, но он умеет делать мастерски какое-то одно или несколько дел. Вместе с тем, он может научиться мочь делать все и стать доктором. Вот в чем заключается сокровенный смысл трехступенчатой системы высшего профессионального образования. В настоящее время системы мирового образования (за исключением Российской) по формам предоставляемых документов об образовании соответствуют требованиям развития, но не по содержанию и уровню образования.

Абитуриент поступает на факультет или отделение вуза. Тем самым (по закону развития) он обозначает свой выбор профессиональной сферы, в рамках которой он хочет специализироваться: он поступает на физический, экономический, психологический, физкультурный факультет или факультет музыкального искусства (на самом деле, по данным социологии сейчас это далеко не так). Его ориентация в профессиональной сфере еще очень неопределенная и не полная. Однако при этом студент может быть ориентирован на конкретную достаточно узкую специальность, с момента поступления студент начинает специализироваться и профессионализироваться. Но осуществлять эти процессы необходимо не путем включения студентов в изучения отдельных специальных предметов, а предлагая общие курсы введения (пропедевтики) в широкую гуманитарную культуру (общее высшее образование) и профессию (профессиональное образование).

Современные психологические исследования процессов перехода от среднего образования к высшему позволяют говорить о необходимости двухгодичной адаптации молодых людей к непривычным для них формам студенческой жизни. Однако даже если бы не требовалось периода адаптации (в случае нормальной организации непрерывного образования), то период самой общей профессионализации человека, то есть формирования у него профессионально-ориентированного сознания совершенно необходим для нормального развития человека.

Если студент не покинул по тем или иным причинам университет, то следующие два года он профессионализируется и специализируется до уровня "бакалавра". Уровень "бакалавра" и его достижение определяет, что человек способен осуществлять какую-то специальную исследовательскую, инженерную или практическую деятельность в рамках профессиональной сферы и может передавать опыт профессии в системе среднего образования, то есть быть учителем в образовательных учреждениях среднего образования. После получения степени "бакалавра" студент может продолжить свое образование по второй ступени и в результате получить степень "магистра".

Магистр (master) - это человек, способный на высоком уровне мастерства осуществлять какую-либо специальную деятельность и передавать знания и опыт о всей профессиональной сфере младшим поколениям, то есть быть преподавателем во всех образовательных учреждениях по своей специальности. Магистратура, если мы хотим, чтобы она была адекватна законам развития человека на этой ступени образования, должна строиться по системе "мастерских профессора". С этой точки зрения кафедра вуза не что иное, как ансамбль авторских школ профессоров, то есть мастерских. Принципиальное значение на рынке интеллектуального труда имеет возможность для магистра сказать, как это могут сделать выпускники факультета психологии МГУ 70-х годов: "Я специализировался на кафедре возрастной психологии у П.Я.Гальперина, а я у Е.Н.Соколова".

Уровень доктора и образование в докторантуре следует относить только к послевузовскому, так как эта ступень высшего образования является наименее социально регламентированной. Доктор - это человек способный осуществлять любую деятельность в профессиональной сфере на уровне мастерства. Доктор как профессор формирует свои индивидуальные именные учебные курсы и собственные "школы". Докторский уровень образования (завершенное высшее об образование) позволяет человеку свободно, самостоятельно и ответственно увеличивать свое духовное богатство, усердно работая в Духе.

Итак, двухступенчатое вузовское (мастерское) образование для того, чтобы стать действительно формой полноценного развития человека, должно строиться как сменяющаяся система образовательных программ, складывающихся из авторских учебных курсов. Пропедевтических курсов на уровне адаптации, курсов профессионализации на уровне "бакалавра наук, свободных искусств, или инженерии" и курсов специализации в "мастерских" на уровне магистратуры. Образовательные программы, их разработка, создание и реализация являются такими общественными формами, которые объединяют все элементы образовательных процессов в единый механизм и, главное, создают практически осмысленную систему сотрудничества субъектов образования. Особое значение образовательные программы приобретают для высшего образования, так как на ступенях высшего образования взаимоотношения элементов образовательных процессов наиболее сложны и противоречивы. Эти противоречия определяются кардинальным переходом в развитии от интенсивных форм овладения человеческими качествами к экстенсивным формам обогащения, приобретения разносторонности и индивидуальной динамичности человеческих качеств у каждого конкретного взрослого человека.

Именно программы как особый инструмент организации взаимодействия субъектов образования соединяют (учителей и учеников, учителей друг с другом и учеников вместе) все подсистемы в целостный механизм осуществления образования как формы развития человеческой души. Только программы позволяют создать развивающиеся системы жизнедеятельности на современном этапе общественного и культурного развития человеческой цивилизации. Процессы образования (воспитание, обучение и духовестие) преподаватели (профессора) осуществляют посредством разработки и реализации "учебных курсов", комплекс которых составляет образовательные программы.

Курсы всегда являются авторскими. Профессор или Магистр (Master) сам создает и сам реализует, созданный им курс, а в сотрудничестве с коллегами по педагогической деятельности и студентами реализует ту, или иную образовательную программу. Образовательные учреждения (причем все без исключения) в свою очередь предоставляют условия для реализации предлагаемых педагогами курсов и осуществления образовательных программ.

Итак, образование - это всегда конкретная встреча людей, их взаимодействие в развивающихся ситуациях образования, а образовательные программы - это инструмент и форма организации этих ситуаций во времени и пространстве.

Однако современная ситуация заключается в том, что основным препятствием для внедрения в высшее образования охарактеризованной системы является сознание профессорско-преподавательского состава наших вузов. Они не хотят быть субъектами программирования своей собственной профессиональной педагогической деятельности - они могут и готовы быть исполнителями чужой воли, чужого учебного плана и чужих программ (утвержденных чиновниками Министерства или ими же рекомендованных). Нормальное требование государственной аккредитации образовательных программ превращается в бегство от профессиональной ответственности за свой труд и “комплекса неполноценности неполноценности” профессоров. К сожалению - это не только ситуация бывшего Советского Союза, но и большинства национальных систем высшего образования в мире.

Итогом всего анализа современной ситуации становится наше проектное предложение конкретных целей: создавать отдельные площадки дополнительного образования, которые могли бы компенсировать на сегодняшний день недостатки высшего образования, при условии сохранения всех его достоинств.

Конкретные цели нашей Программы следуют из вышесказанного. Педагоги (в широком смысле употребления этого термина) являются не только субъектами образовательной деятельности, но и субъектами программирования этой деятельности. В процессе создания и практической реализации образовательных программ они должны выполнять определенные функции. В соответствии с ними мы формулируем конкретные цели нашего проекта:

  • определение целей образования;

  • установление содержания образования (соответственно, дифференцированного содержания для процессов воспитания, обучения и духовестия, дифференцированного по возрастным этапам развития, дифференцированного по специальностям);

  • проектирование образовательных технологий (учебных курсов), выбор или разработка средств и методов образования;

  • организация условий осуществления педагогической деятельности, то есть организация образовательных ситуаций;

  • исполнение деятельности и реализация образовательных процессов;

  • оперативный контроль исполнения программы и рефлексивная оценка результатов реализации образовательной программы;

  • итоговая комплексная экспертиза качества и уровня реализации образовательной программы.

С другой стороны, студенты выбирают рекомендуемые им курсы и самостоятельно, или с помощью опытного консультанта (Ментора) набирают образовательную программу. С этой точки зрения студент равноправный субъект образования, как и профессор, а образовательные программы всегда являются индивидуальными. Только так может быть практически реализован, а не просто декларирован важнейший дидактический принцип индивидуальности обучения для ступеней высшего образования. Из этого следует еще одна цель разработки настоящего проекта:

  • создание системы образовательных программ студентов и механизма консультирования абитуриентов.

В соответствии с целями образования и законами развития человеческой субъективности формулируются основные содержания образования. Для ступеней высшего образования, как показывают наши исследования закономерностей развития, должны быть установлены в качестве основных содержаний следующие:

Для воспитания - развитие личности в гармонии фундаментальных свойств человеческого поступка: свободы, самостоятельности, ответственности. Причем, эти свойства должны быть сформированы на предельных уровнях их развитости. Личность свои действия должна осуществлять только на основании внутреннего выбора, то есть полностью свободно. Человек должен осуществлять свои действия самостоятельно, не обращаясь к помощи других, и быть готовым ценою собственной собственной жизни нести ответственность за последствия своих поступков. Вот, что значит быть воспитанным на высшем уровне образования.

Для обучения - освоение способов социального взаимодействия во всех формах человеческого бытия, освоение современных способов интеллектуальной, профессиональной, социальной и других форм деятельности и жизни. Образованный человек на высшей ступени обучения должен обладать развитыми творческими способностями и профессиональным мастерством, то есть иметь свой стиль профессиональной деятельности.

Для духовестия - развитие мышления, памяти и восприятия (сознания в целом) до таких уровней, чтобы человек оказывался способным не только формулировать свои мысли и отстаивать их в диалоге, но и понимать и быть терпимым к другим точкам зрения. Содержанием образования на высшей ступени освоения духа является сформированность широкого гуманитарного сознания, принятие общечеловеческих ценностей при условии веротерпимости к различию путей достижения духовного совершенства.

Итак, высшее образование соответствует определенному периоду развития человека и есть ступень и уровень образования. Выполняя функции проектирования образовательных технологий, педагоги должны ориентироваться на закономерности овладения профессиональным мастерством в периоды развития человека, соответствующие ступеням высшего образования. Как известно, самым примитивным способом овладения профессией является научение, то есть овладение способами деятельности в условиях практической их реализации. Этот метод широко использовался в средневековье и в школах раннего возрождения, так называемых «ботегах». Однако в условиях современного производства - его разнообразности и оснащенности сложнейшими системами средств этот метод невозможен. Поэтому в качестве основного метода и технологии дополнительного образования необходимо использовать профессионализацию в специальных "учебных условиях", создаваемых искусственно.

В настоящее время наиболее эффективными методами профессионального и социального обучения являются самые разнообразные формы "имитации будущей профессиональной деятельности" студентов в учебных условиях вузовского образования. Это так называемые активные методы обучения - то, что принято называть деловыми, имитационными, организационными играми. Игра в обучении взрослых (в нашем случае такими взрослыми являются студенты и учителя) становится центральной формой, стержневым методом, который определяет использование и всех других традиционных форм образования и вокруг которого должны выстраиваться все другие методы.

Что касается организации образовательных ситуаций в вузе необходимо переходить от планирования в виде учебных почасовых планов к методам сценарного планирования авторских курсов обучения. Тогда образовательные программы становятся ничем иным, как конкретной целенаправленной композицией из развивающихся ситуаций образования по каждому из предлагаемых студенту курсов.

Важно подчеркнуть, что в вузовском образовании рефлексивная оценка результатов педагогической деятельности должна осуществляться в формах обращения к мнению студентов по системе рейтинговой оценки различных "учебных курсов", в которой "количество выборов" того или иного курса и интегрированное интегрированное мнение студентов о профессоре, ведущем курс, являются главными критериями этой оценки.

Таким образом, образовательную программу следует рассматривать как комплекс документов, текстов, средств (включая и современные компьютерные средства), методов и форм организации образования, которые, именно в комплексе позволяют реализовывать в едином времени и пространстве все функции педагогической деятельности. Мы рассмотрели образовательные программы с позиции педагогической деятельности. Следует лишь добавить, что из вышесказанного вытекает требование особого отношения к разработке образовательных программ. Они не могут рассматриваться как продукты индивидуального творчества отдельных профессоров. Образовательная программа в подавляющем большинстве случаев результат педагогического сотрудничества профессорско-преподавательского коллектива совместно со студентами. Поэтому Программа всегда особая композиция авторских учебных курсов, нацеленных на достижение студентами определенной профессиональной квалификации и общего уровня образования.

Вместе с тем образовательные программы могут и должны быть рассмотрены с позиции "развивающегося человека" - студента "получающего образование". С этой точки зрения образовательная программа - это тот комплекс и набор курсов, который молодые люди выбирают (а иногда и набирают с помощью консультанта-ментора), с целью получения желаемой профессии и квалификации. При этом они реализуют свое общественное право на получение высшего образования: платного или бесплатного, государственного или негосударственного - в соответствии со своими склонностями и возможностями. Как мы уже замечали, такой выбор человек осуществляет либо самостоятельно, реализуя уже осуществленный процесс профессиональной и социальной ориентации, либо с помощью представителей вузов, действующих на конкурентном рынке образовательных услуг. Во всех случаях в образовательных программах должны быть предусмотрены процессы профессиональной ориентации и социальной адаптации желающих получить образование. Иными словами, образовательные программы дополнительного образования - это социальные формы повышения профессиональной квалификации, предлагаемые образовательными центрами на рынке интеллектуальных профессиональных услуг.

Итак, образовательная программа со стороны вуза - это то, что вуз разрабатывает, организует и предлагает обществу. Со стороны учащегося образовательная программа - это то, что он выбирает или составляет для себя из предлагаемого набора учебных курсов. Образовательная программа, если она разработана и реализована по описанной выше норме, оказывается результатом совместного труда (сотрудничества) всех субъектов образовательных процессов и индивидуализированной программой высшего образования каждого студента.

Изложив основные направления программной деятельности, основанные на концепции фундаментальных законов образования человека (подробно о теории новой дидактики см. в предыдущей), представляющей научный фундамент предлагаемой Программы создания центра дополнительного образования как Центра антропотехники, мы можем перейти к демонстрации создания конкретного плана реализации нашего социального проекта.

План реализации (Направления практической деятельности Центра). Координационный план как план реализации Программы, построенный построенный по современному методу социального проектирования, а именно, “непрерывного программирования”, представляет собой документ определяющий: проблему, которую решает данное направление деятельности и цель достижения (ЧТО), субъекта социального действия (КТО), способ действий (КАК), время исполнения работы (КОГДА), место действия (ГДЕ), стоимость работ или другие измерения объема работ (СКОЛЬКО), субъекта, который пользуется продуктом работы (КОМУ), субъекта, от которого необходимо получить продукт для осуществления работы (ОТ КОГО), вид продукции, получаемый в результате осуществленных по данному направлению мероприятий (ФОРМА РЕЗУЛЬТАТА).

Обычно Координационный план оформляется в табличной форме или в форме сетевого графика. Приведем иллюстрацию первого варианта представления Плана5. В проекте плана реализации предлагаемой Программы мы не даем конкретной формы координационного плана по двум принципиальным основаниям:

во-первых потому, что наши предложения программного рассмотрения основных проблем и направлений носят общий характер, который должен уточняться в соответствии с конкретными местными социальными и организационными условиями;

во-вторых, каждое направление нуждается в развернутых характеристиках содержания работ, что необходимо для сохранения целостности реализации всей Программы. Такие развернутые характеристики работ могут быть определены только в конкретных процедурах согласования действий всех субъектов программирования.

Мы иллюстрируем этап планирования на примере Координационного план реализации одного из приоритетных направлений подпрограммы “Практическая помощь...” Комплексной программы Минобразования “ПОМОЩЬ”. Этим примером мы подчеркиваем технологическое требование полноты всех характеристик координационного плана. “Не заполнение” какой либо графы Плана может привести к появлению “лишних”, или “забытых” работ, а значит и результаты реализации программы, могут оказаться совсем другими по сравнению с предполагаемыми целями. Следует также добавить, что реальное планирование по нашей технологии всегда осуществляется в реальном времени и пространстве согласования работ между всеми субъектами программной деятельности на площадках заседаний Координационного совета.

 

Приложение 1

к приказу Минобразования России

от ___________ № _____

КООРДИНАЦИОННЫЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ В 1995 ГОДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ”

И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА 1992-1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

(КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ “ПОМОЩЬ”)

 

 

Направление работ

Содержание работ

Исполнитель (руководитель работ)

Средства и способ осуществления работ

Этапы выполне­ния работ

Место проведе­ния,

площадка

Объем работ

Потребитель

Форма

результата

ПРОБЛЕМА

ЧТО

КТО

КАК

КОГДА

ГДЕ

СКОЛЬКО

КОМУ

ПРОДУКТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. ОКАЗАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 106.00/3605.00 (ЕдП/ДЧ)

1.1. Оказание практической социально-психологической и педагогической помощи детям 106.00/2050.00

1.1.1.

Комплексные обследования школ в районах с радионуклидным загрязнением

  • Социологический мониторинг

 

Калужский институт социологии образования

(проф.Зайцев А.К.)

Технологии социологического обследования

01.04.95

31.12.95

Калужкая, Орловская, Брянская области

/30.00

Органы

упр-ния обр-­нием

Рекомендации

 

 

  • Комплексное обследование детей, проживающих в районах радионуклидного загрязнения

  • Изучение результативности деятельности “Школ Здоровья”

Центр развития альтернативного образования Комитета по образованию Мэрии г.С.-Петербурга

(Майоров А.Н.)

 

Оригинальные технологии психологического, педагогического и социологического обследований

01.04.95

31.12.95

Школы 14 областей

 

 

/140.00

 

 

/30.00

Координационный

совет Программы

Бюллетени с комплексным анализом дан­ных обследований.

Рекомендации

 

 

  • Комплексные (психоло­ги­чес­кий, педагогический и социологический) мониторинги

Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого

(к.псих.н.Исаев Е.И.)

Технология комплексного (педагогического, психологического и со­ци­ологического) мониторинга

01.06.95

31.12.95

Тульская область

/50.00

Учителя,

ро­дите­ли, дети

- -

 

Что касается нашего проекта Программы создания Центра антропотехники, то мы ограничиваемся характеристиками общих направлений программной деятельности и задач.

Направления реализации Программы создания центра университетского образования как Центра антропотехники (“Центра...”, “Факультета...”, “Кафедры...”, “Группы...”) предполагают решение четырех основных проблем.

1. Первая проблема - это проблема организационного оформления центра дополнительного образования как временного коллектива сотрудников работающих по единому плану на общей базе. Существо проблемы заключается не в определении статуса и создания еще одного учреждения, а в формировании объединения профессиональных групп для создания единого комплекса образовательной, исследовательской и проектной деятельностей с использованием потенциала профессоров и студентов6. По решению этой проблемы для плана предлагаются следующие направления деятельности:

  1. Подготовка и утверждение документов, определяющих временный статус Центра дополнительного образования.

  2. Формирование штатной структуры кадров Центра и создание системы управленческого обеспечения (организационного, финансового, материального, научного, информационного).

  3. Планирование и координация работ группы антропологических исследований, группы образовательных программ и группы педагогического проектирования (группы педагогических инноваций).

По всем этим направлениям важнейшим плановым решением на первых этапах реализации Программы может быть совмещение работ, распределенных по группам исполнителей, в небольшом количестве профессионалов, принявших программные цели и концепцию. Последнее обеспечит реальность Плана в современных условиях жизни сферы науки, проектирования и образования в России.

2. Вторая проблема - это проблема первичного запуска педагогического производства по технологии образовательных программ дополнительного образования. Сущность этой проблемы заключается в соединении использования уже существующих организаций, обладающих необходимой лицензионной и материальной базой, и внедрением в педагогическое производство принципиально новых методов и форм высшего образования. Поэтому для решения этой проблемы по Плану предлагаются следующие направления деятельности.

  1. Анализ социальной ситуации в системе образования с целью определения социальной организации, принимающей перспективы развития системы дополнительного образования, построенных на методологических основаниях нашей Программы.

  2. Формирование ансамбля учебных авторских курсов, соответствующих лицензионным и аттестационным требованиям к квалификации, которую получат студенты в результате изучения этих курсов.

Реализация этого направления непосредственно связана с анализом кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава и с привлечением к работе профессоров, владеющих современными методами интенсивного обучения взрослых. Особое значение для педагогического коллектива и организаторов системы дополнительного образования в данном направлении имеет взаимная согласованность форм педагогической деятельности в Центре. Иными словами, можно сказать, что это направление не только формирование ансамбля учебных курсов, но прежде всего создание сплоченного педагогического коллектива.

  1. Разработка учебного плана по основным формам обучения, используемым в мировой практике высшего образования.

Это означает, что процесс специальной подготовки должен быть организован по семестрам с соответствующими объемами часов. Вместе с тем, форма организации обучения является аудиторной по очной форме обучения, самостоятельной по заочной форме и сессионной по очно-заочной.

  1. Создание системы самостоятельной работы студентов над рефератами, курсовыми (в нашем случае семестровыми) и итоговыми дипломными работами, которые носят учебно-исследовательский характер.

  1. Третья проблема - это проблема внедрения подлинно исследовательской деятельности в процесс дополнительного образования. Дело в том, что освоение профессии предполагает не только приобретение фундаментальных знаний, но и овладение методами получения знания. Как мы это утверждали в концептуальной части, современной доктриной научной деятельности и особенно для педагогики является комплексный подход, органически объединяющий педагогическую практику, проектирование новых педагогических технологий и антропологические исследования развития человека.

Решение этой проблемы имеет принципиальное значение для эффективной реализации предлагаемой Программы. Необходимо преодолеть сопротивление привычки к пассивным формам образования со стороны и студентов, и профессоров. Это всегда проблема внедрения подлинно университетского образования в систему дополнительного образования. В Плане могут быть выделены конкретные направления этой деятельности.

  1. Определение ведущих “мастерских профессора” или “лабораторий”, в которых определяется тематическая структура актуальных проблем исследования.

  2. Распределение тематики и учебного времени по учебному плану для исследовательской работы студентов.

  3. Создание инструментальной, технической и методической базы “мастерских” и “лабораторий”.

  4. Приведение сертификации дополнительного образования в соответствие с нормами международной нострификации документов об образовании.

Последнее направление деятельности по решению названной проблемы требует короткого пояснения. В настоящее время в России действует система сертификации, которая не соответствует мировой. Получаемые документы в системе дополнительного образования о втором высшем образовании, или свидетельства о переподготовки не позволяют выпускникам документально подтверждать полученные бакалаврскую или магистерскую степени (даже если они получили образование на этих уровнях). Это положение значительно снижает социальный престиж образования на рынке интеллектуального труда, а значит, лишает человека личной перспективы. Отсутствие личной перспективы образования противно всему духу нашего проекта, а главное противоречит фундаментальным законам образования человека и значит лишает его последнего. Отсутствие документов об уровне и качестве образования лишает систему образования своего социального статуса. Развитие по схеме понимается как шаг целенаправленного целенаправленного перехода людей из “прошлого” состояния в “будущее” за счет осуществления комплекса действия в “настоящем”. На схеме приведена иллюстрация ситуаций, где в “прошлом” взаимодействия людей определяются требованиями “функци­ональ­ных обязанностей”, их социального положения, а в “будущем” их взаимодействия носят характер равноправного сотрудничества ответственных профессиональных позиций. Это сотрудничество в идеале осуществляется за “круглым столом равноправных точек зрения”, перед участниками которого “лежит” общий для всех предмет обсуждения. В результате всего этого действия рождается продуктивная сознательная и целенаправленная кооперация. Несомненно, именно такое частное представление “модели потребного будущего” есть наш собственный ценностный символ. В реальности будущее может быть самым различным и зависит его появление от всего комплекса человеческих действий в настоящем.

  1. Четвертая проблема - это также проблема внедрения, только теперь проектной деятельности в процесс обучения по системе дополнительного образования. Профессионал, получающий мастерскую специализацию, в совершенстве владеет технологией своей специальности. Это означает, что мастер это не исполнитель, а созидатель собственного способа профессиональной деятельности. Для того, чтобы стать мастером, необходимо в ходе обучения овладевать не только уже готовыми способами, а овладевать способами проектирования новых способов и технологий. Мастер должен владеть культурой “KNOW HOW”. Эта проблема подобна предыдущей и ее решение может быть осуществлено в рамках направлений 3.1 - 3.4. Вместе с тем, можно выделить специфические направления решения этой проблемы.

  1. Создание системы практикумов по передачи опыта инновационных разработок, за счет привлечения к профессорской работе ведущих специалистов из различных сфер.

  2. Включение деятельности студентов в проектные разработки по программам, в базовых организациях и на экспериментальных площадках в рамках учебного плана.

  3. Создание системы оформления инновационных разработок студентов в виде курсовых и дипломных проектов.

В зависимости от оценки конкретных социальных и региональных условий предлагаемая структура основных направлений реализации программы может быть превращена в форму конкретного Координационного плана.

 

Организационная структура (Управленческое обеспечение работ). Действительный, а не мнимый или временный успех реализации любого социального проекта определяется созданием практической системы управленческого обеспечения основной деятельности создаваемого социального института. В качестве ценностной и, одновременно, целевой доктрины такой системы должна стать парадигма ситуативного управления функционированием и развитием социальных организаций (по нашей схеме комплексного подхода - это третья ступень развития способов практической деятельности). Для реализации этой парадигмы необходимо создать систему управленческого обеспечения развития организации. В систему управленческого обеспечения включаются семь функций: правового, организационного, финансового, технического, кадрового, научного и информационного обеспечения деятельности социальной организации.

Правовое обеспечение создается за счет принятия и утверждения всех документов, определяющих социально-экономический и юридический статус организации. Наиболее развитой и перспективной формой статуса центра антропотехники как центра дополнительного образования может быть статус межведомственного регионального центра, учреждаемого Администрацией субъекта Федерации. Соответственно в зависимости от конкретной социальной ситуации в регионе можно говорить о снижении претензий при определении правового статуса Центра. Так, это может быть межведомственный центр, создаваемый на уровне зам. главы администрации. Далее - ведомственный институт, создаваемый по решению Коллегии регионального департамента. Итак, до уровня отдельного подразделения какой-либо уже существующей организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Во всех случаях Центр антропотехники по нашему проекту - это государственная региональная образовательная организация.

Правовой статус может быть очень высоким в иерархической системе или низким. Однако организационно Центр антропотехники как учреждение дополнительного высшего профессионального образования - всегда должен быть организацией современного университетского образования.

Организационное обеспечение деятельности Центра создается за счет того, что он должен представлять собой как минимум кафедру современного университета, обеспечивающую высшее образование не ниже уровня магистра по определенной специальности. Высшая форма организации - это факультет университета, предоставляющей своим студентам профессиональное образование до уровня доктора наук в какой-либо системе наук.

Для обеспечения такой организации образования необходимо создать на базе Центра возможность для реализации ансамбля авторских учебных курсов.

Организуемый на отдельном Факультете индивидуально-ориенти­рован­ный ансамбль учебных курсов и дисциплин, изучение которых дает возможность студентам приобрести желаемую ими специальность и профессиональную квалификацию в соответствии с предлагаемой Центром но­менклатурой и представляет собой образовательную программу.

Каждая программа включает в себя:

  • пропедевтические курсы ("введения") - цифровой индекс от 0 до 199;

  • фундаментальные, базовые курсы ("основы") - цифровой индекс от 200 до 299;

  • курсы общей профессионализации, комплексные ("большой практикум", "мастерство .....") - цифровой индекс от 300 до 499;

  • курсы профильной специализации ("спецкурсы") - цифровой индекс от 500 до 599;

  • общекультурные курсы ("факультативы") - цифровой индекс от 600 до 699;

Каждый учебный курс, предлагаемый кафедрой, коллективом пре­подавателей или отдельным преподавателем определяется базовой специальностью (учебной дисциплиной), индексом специализации, отношением к другим курсам в учебном плане (обозначается: необходимые пред­шествующие курсы (Усл.: 0...), возможные параллельные курсы (Прл.: 0...), необходимые последующие курсы (Псл.: 0...)); основным содержанием курса, количеством часов (общим и в неделю), методом и организационной формой и числовым показателем квалификационного веса курса - "кредитом".

Например: “Введение в человекознание” (название курса), МТД (методология), 101 (пропедевтический курс), Усл.: - (необходимых предшествующих курсов нет), беседы о человеке (диалог как основ­ная форма проведения курса), Псл.: 201, 203, 301, 330 (основы антро­пософии, основы психологии, мастерство педагога, организационные игры как необходимые последующие курсы), $5 (пять кредитов).

Показатель веса по уровню квалификации - "кредит". Единицей кредитования является 3 часа в неделю. Курс, имеющий общий объем часов не менее 18 и организованный как трехчасовой курс в неделю, получает один кредит: $1.

примерный перечень учебных дисциплин

 

  1. ФЛС - философия

  2. КЛТ - культурология

  3. ПЛТ - политология

  4. АНС - антропософия

  5. ТЕО - теософия

  6. ТЕЛ - теология

  7. УПР - управление

  8. ЭКН - экономика

  9. ИСТ - история

  10. ЦЛ - социология

  11. ПСХ - психология

  12. ПДЛ - педология

  13. МТМ - математика

  14. ЛОГ - логика

  15. ИНФ - информатика

  16. ЛНГ - лингвистика

  17. ИЯЗ - иностранные языки

18. РЯЗ - родной язык

  1. ЕСТ - общее естест­ вознание

  2. ФЗК - физика

  3. ХИМ - химия

  4. БИО - биология

  5. ФЗО - физиология

  6. ЭКЛ - экология

  7. ЭТЛ - этология

  8. ВЛО - валеология

  9. АСТР - астрономия

  10. ГЕО - геология

  11. ГРГ - география

  12. МХК - мировая худ. Культура

  13. МУЗ - музыка

  14. ЛТР - литература

  15. ИЗО - изобразитель­ное искусство

  16. ФЛК - фольклор

 

35. ДЗН - дизайн

36. АРХ - архитектура

37. ТЕХ - технология

38. ТТМ - теория машин и механизмов

39. МРК - маркетинг

40. ТКОО - теория кооперации

41.ПДГ - педагогика

42. ФЗК - физкультура

43. МТД - методика

44. ВНС - стратегия войн

45. ПТН - патентоведение

46. ОП - Общее социальное право

47. ПРВ - школьное право

48. ВЧТ - вычислительная техника

 

Предлагаемый перечень не претендует на исчерпывающую полноту учебных дисциплин университетского образования. Вместе с тем, этот список отражает основное содержание культурно оформленного знания о жизни человечества. Несомненно, решение о наборе конкретных учебных дисциплин и курсов обучения, определяется коллективом Центра по рекомендациям ментора и в соответствии с ситуацией. В данном случае необходимо учитывать возможности финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение деятельности Центра необходимо предусматривать как многоканальное. Центр как конкретное социальное лицо может пользоваться самыми разными источниками финансирования вплоть до филантропических пожертвований. В нашем проекте укажем лишь основные источники, без наличия которых реализация проекта практически невозможна:

а) Государственный бюджет, выделяемый в качестве обеспечения организационного функционирования Центра по выполнению государственного заказа;

б) Бюджетные ассигнования на научные, проектные и практические разработки, выделяемые по системе Федеральных целевых и научно-технических программ программ, Региональных программ развития, "Грантов" от фондов на НИПы, осуществляемые Временными творческими коллективами Центра.

в) Ассигнования, выделяемые Центру учредителями;

г) Финансирование отдельных направлений деятельности Центра заинтересованными спонсорами;

д) Банковские и другие кредиты прибыльной деятельности Центра.

Достаточный объем финансирования деятельности Центра позволит ему создать главное для обеспечения полноценного образования студентов: материальные обстоятельства их жизни.

Техническое обеспечение деятельности Центра антропотехники - это дома и стены, это полы и потолки, метры и кубы воздуха, это столы и стулья, светильники, доски и проекторы - это предметная среда образования взрослых. Основное содержание нашего проекта в части технического обеспечения может быть сведено к простой формуле: обстоятельства обучения взрослых людей должны быть технически современными и эстетически совершенными. Некрасивый самолет действительно не летает. Это не метафора - это правда. Человек, образованный в безобразных условиях никогда не буде образован - он останется человеком безобразным.

Следует заметить, что во всех системах ресурсного обеспечения всегда имеются возможности взаимной компенсации. Уровень кадрового обеспечения может компенсировать недостатки возможностей технического обеспечения дополнительного образования. Этому есть примеры. Даже при наличии совершенно плохих материальных условиях образования на Философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 60 годов на этом факультете формировалась современная элита гуманитарного сознания. Дело в том, что не смотря на ужасный туалет и плохие аудитории студенты получали возможность встречаться с В. Асмусом и Ж. Пиаже, Т. Айзерманом и В. Поршневым, Н. Бернштейном и А. Лурия, И. Петровским и А. Леонтьевым. “Кадры решают все” - это не сталинский лозунг - это человеческая мудрость.

Кадровое обеспечение, как это очевидно из предыдущего абзаца, создается за счет привлечения к работе на площадках центра профессоров высшей квалификации (заметим: дело не в дипломе, а в квалификации).

Кадровый потенциал Центра могут составить ученые, профессора, и специалисты, работающие в системах: академической науки, университетского образования, авторских школах, инновационных фирмах, общественных объединениях и частных фирмах. Для центров дополнительного образования, создаваемых на пространствах нашей страны, кадровый потенциал организации может быть создан за счет приглашения профессоров и их включения в составы научного и специализированных советов.

Кадровый состав центра может формироваться по двум основным линиям кадрового набора: во-первых, по принципу известности имени, школы, организации и, во-вторых, по оценке со стороны студентов первых демонстрационных занятий того или иного профессора. И тот, и другой принцип одинаково эффективны при наличии коллектива, сплоченного вокруг проектной идеи 7.

Научное обеспечение деятельности центра уже есть. Оно обеспечено заделом в решении проблем: комплексной организации наук о человеке (эргономика В.Зинченко, или современная антропология А.Тюкова), комплексной эргономической экспертизы социальных проектов и комплексной общественной экспертизы (В.Мунипов, А.Тюков), высшего профессионального гуманитарного образования (А. Вербицкий, И. Зимняя), дидактики развивающего обучения (В.Давыдов, Н. Талызина). На современном уровне является разработанным организационный механизм непрерыв­ного программирования комплексных социально-экономических проек­тов и формы организации инновационной деятельности в сфере обра­зования (Е. Подосенова, А. Тюков). Разработанными и практически апробированными являются новые формы и активные методы высшего образования с использованием интенсивных технологий (Ф. Василюк, Ю. Громыко, И. Ильясов, А. Тюков). Проблема научного обеспечения деятельности Центра состоит не только в формировании фундаментальной библиотеки названных и многих других работ (хотя она тоже нужна) и не столько. На сегодняшнем этапе это проблема формирования коллектива кафедры из ученых, способных к межпрофессиональной коммуникации и владеющих современным фундаментом наук о человеке.

Информационное обеспечение. Авторы проекта располагают банком данных по основным концепциям комплексных разработок и кадров, привлечение которых обеспечит развитие Центра. Кроме того к информационному обеспечению центра могут быть привлечены разработки по банкам данных в области общественных наук ИНИОН РАН (П. Малиновский) и ГБ им. К.Д. Ушинского. Решение этой задачи в современных условиях тесно связано с формированием сетей компьютерного информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения необходимо выделить два аспекта: создание собственных фондов и организация постоянного информационного взаимодействия как внутри университета, так и между университетами в системе высшего образования. Однако в современной ситуации в системе высшего образования именно формы оперативного взаимодействия оставляют желать лучшего.

Прогноз последствий. Состояние системы управленческого обеспечения развития “предмета” программной деятельности полностью и без остатка определяют эффективность контроля выполнения плана и достоверность предвидения результатов реализации всей Программы в целом. Таким образом, в циклах от выбора ценностей до оценки результатов реализации направлений программы осуществляется непрерывный процесс социального взаимодействия образованных и образовывающихся людей - процесс проблематизации жизненных обстоятельств в движении к будущему и развитие программы и человека: процесс непрерывного программирования человеческого развития.

Фундаментальные знание о процессах образования человека в периоды взрослости и зрелости, которые могут быть положены в основу реализации предлагаемой программы, сформированы и сформулированы. Специально мы их рассмотрим в следующем разделе. Эти знания конституируют корпус теоретичетеоретических разработок в конкретных системах психологических и педагогических наук, осуществляемых в рамках комплексного подхода к изучению человека - современной общей антропологии.

В заключении еще раз напомним, что проблема управленческого обеспечения создания и развития решается в подсистеме организации всего процесса специальной подготовки в Центре. Образование в центре должно стать соединением, комплексом исследовательской, проектной и практической деятельности студентов. Всякий университет готовит мастеров и докторов, иначе он не может носить название Университета.

Таким образом, подсистемы кадрового, научного и мы можем сказать информационного обеспечения тесно связаны между собой. Эта связь - есть связь людей, принимающих предлагаемый проект как свой собственный. Принятие данного проекта общественными и конечно государственными деятелями региона является не только условием его успешной реализации, но и единственным критерием его социальной реальности. А о культурной реальности этого проекта пусть заботится Бог.

Все сказанное - это опыт реализации современной технологии социального проектирования, а именно, “непрерывного программирования” человеческой профессиональной жизни в сфере образования, осуществленного автором в ГКНТ (1985), АН СССР (1989-1990), Министерстве образования Российской Федерации (1990-95) годах.

Все предлагаемые разработки направлены на достижение двоякой, но единой цели: во-первых, восстановление функций сферы образования в мировой цивилизации, а именно: воспроизводство жизни, как всего человечества, так и отдельного человека, во-вторых, возрождение действительного и полноценного образования на огромных пространствах России.

Всех, кто разделяет идеи гуманизма в образовании человека и для кого безусловной ценностью остается сохранение жизни человечества на земле, этими документами мы приглашаем к объединению, вне зависимости от конкретных профессиональных или гражданских интересов, вне зависимости от политических или религиозных взглядов, вне зависимости от статуса и общественного положения. Мы глубоко уверены в том, что если мы будем разделять общечеловеческие ценности, то никакие различия не помешают нам, понимая друг друга, создать и осуществить комплексную программу развития образования. Наш опыт комплексного программирования позволяет оставаться в этой уверенности.

Результатами этой программы станет создание социо-культурных условий начала выхода человечества из мирового кризиса образования, а значит и надежды на разумное разрешение социально-политических кризисов современной истории.

Комплексные программы, их разработка, создание и реализация являются такими общественными формами, которые объединяют все элементы социальных процессов в единый механизм и, главное, создают практически осмысленную систему сотрудничества субъектов социального взаимодействия.

С целью иллюстрации по созданию концептуальных основ разработки программ в масштабе создания общественных профессиональных сфер деятельности мы представляем проект Комплексной программы “Сфера просвещения”, выделяя ее концептуальную часть.

 

 

1 Тюков А.А. Квалификационный анализ ценностных конфликтов - “Психологический журнал” - Наука, 1993, №3.

2 Следует обратить внимание на исторический факт появления программ как культурных форм публикации социальных проектов именно в сфере управления общественным развитием, то есть в сфере политики. Программы - это исторически, прежде всего, политические программы. Этот исторический факт подтверждает наше утверждение о приоритетности метода программирования в делах управления общественным развитием.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., “Политиздат”, 1975

4 Комплексная программа Минобразования России “ПОМОЩЬ”, М., 1995

5 Мы привели в качестве примера Координационный план Комплексной программы Минобразования России “ПОМОЩЬ”, так как этот способ планирования был принят в этой программе и успешно реализовался до 1996 года, до смены руководства Программой, происшедшей после реорганизации Министерства образования Российской Федерации. Дело в том, что конкретность Плана, то есть наличие характеристик работ по всем графам полностью определяет эффективность оперативного контроля выполнения. Контроль в свою очередь позволяет вовремя и своевременно управлять развитием программы, корректируя план, цели работ или даже пересматривая основные направления деятельности и по-новому формулируя проблемы.

6 В данном случае мы подчеркиваем слово “студентов”, а не употребляем привычного “слушателей”. Студент - это человек изучающий предмет и осваивающий профессию. Слушатель - традиционно принудительно присылаемый и безответственный за результаты своего обучения субъект.

7 В сноске мы обращаем внимание на это единственное место, где уместно говорить о коллективе и его сформированности. Коллектив, конечно не высшая форма развития группового взаимодействия людей, как бы на этом не настаивал А.В. Петровский (Президент РАО). Коллектив не может предоставить личности свободу. Однако, если мы хотим достигнуть конкретной цели, выполняя каждый свои обязанности, то коллектив необходим - ибо только коллектив может подчинить волю отдельной личности общей для всех цели, не уничтожая личность. Это можно понять, если обратиться ко всей системе современного научного обеспечения управления развитием социально-производственных систем (А. Тюков, 1995).

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.