Психология и методология образования

Результаты анализа влияния различных факторов на средний тестовый балл

О. В. Замятина

По результатам стартового контроля по русскому языку в 5 классах и по математике в 5 и 7 классах лабораторией аттестационных технологий (ЛАТ) был проведен факторный анализ, целью которого было исследование влияния на средний тестовый балл таких факторов, как:

  1. используемый в начальных классах учебник,
  2. продолжительность обучения в начальной школе большинства учащихся класса (3 или 4 года),
  3. тип школы,
  4. тип класса,
  5. предметная направленность класса,
  6. наличие конкурса при приеме в класс,
  7. понимание текстов заданий на уроках,
  8. активности на уроках,
  9. физическое здоровье школьников.

Анализ выявил следующие факты. Самым сильным влиянием обладают факторы, определяющие тип школы, класса и направленность класса, наличие конкурсного набора учащихся в класс. Меньшее влияние имеют такие параметры как число лет обучения в начальной школе и использованный учебник. Отдельно стоят параметры: степень понимания учащимися стандартных заданий на уроках, активность учащихся, физическое здоровье. Значение последних трех параметров – результат выяснения субъективного мнения преподавателя. В отличие от математики по русскому языку сильное влияние на результат тестирования оказал тип использованного в начальной школе учебника.

Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.

Учебник

Из учебников по математике наибольший положительный эффект оказывают учебники Аргинской и Петерсон, но по этим учебникам недостаточно надежная статистика (< 10% от общего числа тестируемых).

Среди учебников по русскому языку можно выделить в качестве учебников, дающих более высокие результаты книги Поляковой, Тикуновой, Матвеевой. Но, поскольку по Полякову статистика больше, этот результат можно считать более надежным.

Программа

Исследование зависимости результата от количества лет обучения в начальной школе  по математике (программа обучения на 3 или на 4 года) показало, что большинство учащихся которых обучались по трехлетней программе в начальной школе, показали результаты несколько выше, чем учащиеся  5-х классов, сформированных преимущественно из выпускников 4-х классов. На средний тестовый бал по р. я.  влияние этого фактора оказалось незначительным.

Типы

Что касается типов и направленностей, то достаточно определенно положительное влияние типа школы, класса  и предметной  направленности. Видно явное преимущество школ с углубленным изучением отдельных предметов и гимназий (более отчетливо в случае р. я.).

Более высокие, чем в обычных классах, результаты по обоим предметам в гимназических классах и в классах с углубленным изучением отдельных предметов (иностранного языка). Для других типов классов (КРО, лицейский, метапредметное содержание образования, международный бакалавриат) статистика незначительна.

Существенный положительный эффект наблюдается в классах лингвистической и гуманитарной направленности, что соответствует результатам факторного анализа по типам школ и классов.

Как и в случае зависимости от типа школы зависимость тестового балла от направленности класса более ярко выражена для русского языка, чем для математики.

Конкурс

На след. диаграмма видно, что наличие конкурса при наборе приводит к ощутимому положительному результату.

Понимание

Видна прямая зависимость от степени понимания, которая оценивалась по пятибальной шкале.

Активность

Активность также оценивалась по пятибалльной шкале, причем низкую и очень низкую активность не указал в анкете ни один учитель. Видно, что очень высокая активность деструктивно сказывается на результатах тестирования по математике в пятых классах.

В отличие от математики очень высокая активность учащихся на уроках русского языка не оказывает деструктивного влияния на результаты тестирования. Это, возможно, связано с субъективностью оценки активности класса учителями.

Следует отметить, что эти факторы не являются независимыми, и при анализе не учитывалось межфакторное влияние.

Анализ оценок физ. здоровья дал вполне предсказуемый результат.

По результатам тестирования семиклассников по алгебре было проанализировано большее количество факторов, т. к. здесь существенное влияние могут оказывать факторы, имеющие непосредственное отношение к учителю (квалификация, стаж, разряд). Дополнительно исследовалась зависимость от наполняемости, результат которой требует дополнительного анализа, и зависимость от присутствия эксперта.

Наряду с типом школы, класса и его направленностью, определяющими факторами становятся анкетные данные самого учителя (стаж и разряд), а также его субъективная оценка степени понимания учащимися учебных заданий и состояния физического здоровья. Меньшее влияние имеет учебник, использованный при обучении в 5-6 классах, активность класса, наличие конкурсного набора.

Наряду с типом школы, класса и его направленностью, определяющими факторами становятся анкетные данные самого учителя (стаж и разряд), а также его субъективная оценка степени понимания учащимися учебных заданий и состояния физического здоровья. Меньшее влияние имеет учебник, использованный при обучении в 5-6 классах, активность класса, наличие конкурсного набора.

Абсолютное большинство учащихся обучается в 7-х классах по учебнику Макарычева Ю.Н. и др. Результаты этих учащихся определяют средний уровень. Самые высокие результаты у учащихся, обучавшихся по учебнику Дорофеева Г.В. Результаты выше средних в школах, где алгебра изучается по учебнику Мордковича А.Г.

Высокие результаты показывают гимназии, УВК и школы с углубленным изучением отдельных предметов и другие типы школ (школы-лаборатории, со спец. классами).

Наличие предметной направленности дает повышение тестового балла.

Наличие конкурса при приёме в тестируемый 7-й класс является менее существенным фактором, чем в пятых классах.

Влияния активности и понимания на результат не являются сильными, но однозначно: чем выше эти факторы, тем выше результат.

Повышение разряда ведет к повышению результатов.

Наличие эксперта на тестировании связано статистически со снижением среднего тестового балла на 0,78.

Оценка учителем состояния здоровья показывает, что она в основном проявляется в отрицательной области. При низкой оценке состояния здоровья результаты учащихся гораздо ниже средних.

Вывод:

Результаты факторного анализа показывают, что основное влияние на результат тестирования оказывают факторы, определяющие тип и направленность школы, класса. Следующими идут квалификация и стаж учителя.