Вы здесь

Разработка моделей интерпретации результатов тестирования усвоения школьшиками социальных ролей

Ю.Ф. Гущин

Последний этап при создании методик оценки социальных ролей связан с разработкой процедур обработки и интерпретации результатов тестирования.

Обработка результатов производится путем сравнения индивидуальных результатов учащегося с «ключем». Для этого разрабатывается  бланк для регистрации ответов и «ключ» с перечнем правильных ответов для заданий закрытого типа или краткое описание ответов, которые будут рассматриваться как правильные, неправильные или частично правильные - для заданий открытого типа. Кроме этого необходимо указать количество баллов, которые будут начисляться за ответы учащихся. В заданиях закрытого типа за правильный ответ начисляется 1 или 2 балла, за неправильный – 0 баллов. В заданиях открытого типа может быть больше вариантов ответа. В этом случае правильные ответы могут, например, оцениваться в 2 балла, частично правильные в 1 балл, а неправильные – 0 баллов. Однако, такой вариант начисления баллов возможен, если задания не различаются по уровню сложности. Если же  сложность заданий разная, то и баллы за более сложные задания должны быть выше, чем за менее сложные. Для этого нужно предварительно ранжировать задания по уровню сложности. Сложность заданий может устанавливаться либо экспериментальным путем, либо на основе экспертных оценок. Экспертами в этом случае могут выступать учителя-предметники.

При обработке заполненных бланков суммируются баллы, полученные за выполненные задания. При этом подсчитывается сумма баллов, полученных за задания, относящиеся к отдельным категориям, и общая сумма баллов, полученных за весь тест. Полученные результаты, выраженные в баллах, позволяют получить представление о количестве и процентном соотношении выполненных и невыполненных заданий. Этого, однако, недостаточно для качественной оценки результатов тестирования. Для этого требуется создание определенных вспомогательных средств - схем анализа и интерпретации результатов, типологических схем, классификационных схем и  т.д.  Ниже приводится краткое описание подобного рода схем и классификаций.

Одна из них задает последовательность рассмотрения и анализа количественных результатов тестирования.

На первом уровне (уровень знаний) проверяются и анализируются задания, относящиеся к категории «Знания». К ней относятся: правила, образцы поведения, ценности, связанные с отдельными  областями социализации. Баллы, полученные за задания этой группы, суммируются. Оценка этой группы заданий характеризует  уровень грамотности учащегося (применительно к данной области социализации и оцениваемой роли).

На втором уровне (уровень умений) анализируются результаты тестирования, относящиеся к категории «Умения». Баллы, набранные учащимся за эти задания, суммируются. Полученные результаты характеризуют уровень усвоения отдельных видов умений и о (суммарный) бщий уровень, выраженный в количестве набранных баллов.

На третьем уровне,  условно обозначенным как уровень психологической готовности к выполнению роли, анализируются и оцениваются результаты, полученные в заданиях, относящихся к категории «Мотивы поведения» и «Ценности» (ценностные ориентации). Эти задания служат для того, чтобы выявить предпочтения и установки учащихся в конкретной социальной области.

Результаты тестирования по этой схеме можно последовательно рассматривать и анализировать в соответствии с показателями каждого уровня.

Кроме этой схемы в наших исследованиях использовались и другие модели, учитывающие характер и специфику социальной роли. В качестве примера приведем модель интерпретации результатов тестирования, разработанную авторами методики оценки роли потребителя (экономическая социализация).

В этом случае результаты тестирования оценивались:

I. В зависимости от уровня усвоения знаний и умений:

  • низкий уровень - отсутствие представлений об основных экономических явлениях или фрагментарные представления, основанные на выделении несущественных качеств; отсутствует знание моделей экономического поведения.
  • средний уровень – наличие представлений об отдельных экономических явлениях, основанных на конкретных проявлениях, а также на функциональных или содержательных особенностях данных явлений, может быть понимание моделей экономического поведения.
  • высокий уровень – наличие экономических представлений, основанных на понимании сущности, содержательных и функциональных особенностей экономических явлений, понимание моделей экономического поведения и его последствий.

II. В зависимости от занимаемой экономической позиции (индивидуальных предпочтений):

1. гармоничная (активная) позиция;

2. лидерская (активная) позиция;

3. конфликтная (активная) позиция;

4. конформистская (пассивная) позиция.

III. В зависимости от ценностных установок:

1. «Расточитель». Для такого типа потребителя вещь не является ценностью. Основная характеристика этого типа – «Мой имидж».

2. «Бережливый тип потребителя». Для этого типа любая вещь имеет ценность, т.к. в нее вложен труд. Основная характерологическая черта – «Бережливость».

3. «Накопитель» – для такого типа потребителя вещь - самоценность. Поведенческая характерологическая черта – «Накопительство».

4. «Рациональный тип потребителя».   Для этого типа вещь – «полезное средство». Основная характерологическая черта. – «Полезность» ([1] ).

 

Литература

  1. Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В. Методика оценки экономической грамотности школьников. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010. 

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.