Вы здесь

Психологическая наука и инновационная деятельность в сфере образования

А.А. Тюков

1. Современная методология эпохи постнеклассической науки утверждает определяющее значение исходной онтологии, или иными словами модели «первичного идеального объекта» для анализа и понимания раздела любой науки [ 3 ]. Особое значение ясное и схематически точное представление исходной онтологии (представление об объекте изучения) имеет для комплекса наук о человеке – антропологии. При рассмотрении актуальных проблем функционирования и развития сферы образования необходимо детально рассмотреть связи и отношения сферы образования и сферы науки, из которых, прежде всего, выделить связи образования с психологией, социологией и политологией. Именно в этих науках вырабатываются фундаментальные знания о законах развития человека, механизмах существования образовательных систем в общественном целом и организации функционирования и развития образовательных систем и всей сферы образования в целом [ 4 ].

Каждая из выделенных благодаря историческому анализу общественных профессиональных сфер представляет собой социотехническую систему деятельности. Социотехническая система деятельности – это отношение управляющей системы к управляемой. Управляемая система специфицирует особенности деятельности отдельной сферы по виду этой деятельности. Например, для сферы политики – это управление общественным развитием, а для науки – исследование. Для сферы образования видом деятельности управляемой системы является образование человека от его телесного рождения до телесной смерти [ 6 ]. Управляющая система каждой сферы организована тождественно в структуре отношений и связи двух подсистем: подсистемы руководства и подсистемы экспертного управленческого обеспечения. Политологический анализ требует рассматривать структуры этих подсистем как принципиально различные. Если в подсистеме руководства – это иерархическая структура власти-подчинения, то в подсистеме управленческого обеспечения – это структура кооперации представителей других сфер. В управляющей системе каждой сферы должны быть представители управляемых систем деятельности всех сфер конкретного социума [ 4 ].

2. Cфера образования в процессах воспроизводства жизни человечества в его настоящих формах общественного взаимодействия имеет совершенно особую функцию. Так как, именно, нормальная организация управления развитием сферы образования, организация, обеспечивающая каждому человеку полноценное образование в течение всей его жизни, оказывается главным условием устойчивой передачи богатства человеческой культуры новым поколениям живущих на земле людей. В настоящее время мы переживаем мировой кризис сферы образования. Главной причиной этого кризиса является повсеместная реализация в образовательной деятельности принципов и практики «объяснительно иллюстративной дидактики» и «классно-урочной организации» образования, основанных на педагогических и психологических знаниях двухсотлетней давности, то есть фактически на донаучных «научных» представлениях [ 6; 2 ].

3. С точки зрения политологии и социологии сфера образования принадлежит к наиболее консервативным сферам. Это свойство необходимо для нормального общественного развития, так как всякая необоснованная, волюнтаристская новация может привести к катастрофическим последствиям, трудно предсказуемым в историческом времени.

Мы предлагаем в качестве научного обеспечения инновационной деятельности в сфере образования фундаментальные законы образования человека, выведенные в концепции комплексной психологии развития. Исходная онтология новой психологии постулирует пространство развития субъективности человека как картезианское пространство, образованное развитием личности, сознания и деятельности. В отличие от традиционной психологии эти категории полагаются как независимые и все вместе задающие комплекс трех базовых предметов новой психологии: психологию развития личности, психологию развития сознания и психологию развития деятельности (способностей). На основании этой онтологии могут быть сформулированы законы образования человека[ 1; 5 ].

3. Формулировку основного закона образования предложил В.В.Давыдов в 1986 году, определив образование как всеобщую общественную форму развития человека в его онтогенезе [ 1,231 ]. В свою очередь основной закон образования человека включает закон воспитания, закон формирования сознания и закон обучения, которые составляют фундамент современной педагогической психологии. Согласно этим законам необходимо различать воспитание, формирование сознания и обучение как различные виды педагогической деятельности в комплексе пространства образовательной деятельности.

Закон периодизации психического развития как второй фундаментальный закон образования требует содержание образования, методы образования и организационные формы образования на каждой ступени образования определять в строгом соответствии с возрастными нормами и особенностями психического развития в каждом его периоде.

Третий закон требует рассматривать национальные системы образования как общественные профессиональные сферы деятельности в целом общественной и политической системы конкретного государства.

Следование трем фундаментальным законам образования человека становится неукоснительным требованием фундаментального научного обоснования всякой новации в системах образования. Как показывает психологический анализ, на каждой ступени образование система нуждается в значительных обновлениях. В первую очередь, должно быть радикально пересмотрено содержание образования на ступенях дошкольного образования, начального школьного, среднего школьного и старшего школьного образования. В особенности это касается образования младшего школьника и подростка. Содержанием образования в эпоху отрочества должно стать социальное обучение и методическое обеспечение полноценной социализации детей и подростков. Для этого необходимо перестроить организационные формы образования в начальной и средней школе. Для этого необходимо отказаться от «классно–урочной системы», «объяснительно-иллюстративной дидактики» и «фронтального» обучения в пользу внедрения «проектного», «лабораторного», проблемного» методов и групповой организации решения учебных и «исследовательских» задач.

Таким образом, все новационные технологии в сфере образования, внедряемы новые методы образования и его организационные формы, необходимо привести в соответствие с психологическими фундаментальными законами, установленными современной психологией развития. Только такая политическая работа позволит приблизить начало выхода из мирового кризиса образования.

 

  1. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. - М., Педагогика, 1986.

  2. Кумбс Р. Мировой кризис образования. - М., “Прогресс”, 1968.

  3. Липкин А.И. Основания современного естествознания.- М., 2000. –230 с.

  4. Тюков А.А. Образование и дизайн: пространство взаимодействия. // Журнал “техническая эстетика” - М., 1994, №1, с.32-38.

  5. Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека // Рига, “Эксперимент”, 1998.- 32 с.

  6. Тюков А.А. Основы новой психологии - Калининград, КВШУ, 1995.

  7. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., Политиздат, 1971. – 367 с.

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.