Вы здесь

Психологическая диагностика в системе мониторинга качества образовательного процесса

Герасимова С.В., Вылегжанин И.В.

Интенсивные изменения, происходящие в современном обществе, диктуют новые требования к образованию. Не вызывает сомнения, что без достаточно ясного  понимания того, какими должны стать результаты образовательного процесса невозможно управлять этим процессом так, чтобы он был качественным и эффективным. Отсюда принципиально важным является не только повышение  качества образования в целом, но  и разработка способов оценивания его результатов. В связи с этим возникает необходимость выработки особого управленческого механизма – системы мониторинга (отслеживание, получение обратной связи) в  системе образования.

Одной из форм такого мониторинга может выступать диагностика психического развития детей и подростков, проводимая школьной психологической службой.

Психологическая диагностика нашла свое место в образовательном пространстве только потому, что смогла ответить на конкретные запросы школы. В деятельности психологической службы диагностика имеет свои принципиальные особенности и научно-практическую направленность. Ее данные необходимы для того, чтобы:

  • обеспечить контроль динамики психического развития детей;
  • оценить степень эффективности оказываемой психологом и педагогами целенаправленной деятельности;
  • выявить общие тенденции развития каждого ребенка и классов в целом с последующими рекомендациями.

Работа в области психологической диагностики строится в основном по двум направлениям:

  1. исследование  когнитивной (познавательной) и личностной сфер каждого учащегося;
  2. диагностика динамики когнитивной и социометрической характеристик классов.

Специалисты значительное внимание уделяют предупреждению возможных осложнений в связи с переходом учащихся с одной возрастной ступени на другую. Переходные возрастные периоды – очень ответственные этапы психического развития.  Выготский Л.С. считал, что на этих этапах ребенок становится «относительно трудновоспитуем» вследствие того, что изменение воспитывающей среды и педагогических требований, применяемых к ребенку, не поспевают за быстрыми изменениями его личности. К началу нового периода у ребенка должны быть сформированы все основные психические новообразования предшествующего периода.

 

Для реализации указанных выше задач, нами были подобраны  диагностические методики, отражающие принцип преемственности. Очевидно, разработанный сотрудниками психологической службы протокол первичной психологической диагностики возможно эффективно использовать как в начальной школе, так и в среднем и старшем звеньях образовательной системы, заменяя лишь методику исследования уровня интеллектуального развития учащихся.

 

 

 

Возрастная категория

Диагностическая методика

Начальная школа

ТУРМШ - тест умственного развития младшего школьника (вербальный и невербальный варианты)

5ые и 6ые классы

ГИТ - групповой интеллектуальный тест

7, 8 и 9-ые классы

ШТУР - школьный тест умственного развития

9, 10-ые классы

Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра

11-ые классы

АСТУР - тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников

 

Перечисленные в таблице диагностические инструменты были созданы или адаптированы отечественными психологическими лабораториями, едины с точки зрения теоретических основ интеллекта и построены по одному принципу. Материал тестов напрямую не связан с содержанием школьных уроков.

В разработанном протоколе фиксируются результаты проводимых нами диагностик, исследующих:

1. особенности нервной системы;

2. особенности развития когнитивных процессов:

 2.1 исследование характеристик внимания (переключаемость,

устойчивость, распределение, объем);

 2.2    исследование особенностей памяти; 

 2.3  диагностика уровня умственного развития:

- уровень развития вербального и невербального мышления;

- степень овладения логико-функциональными связями: род -

 вид, часть - целое, причина - следствие, противоположности, функциональные отношения, порядок следования, рядоположенность;

- овладение понятийным аппаратом различных областей знаний, что позволяет выявить степень освоения программного материала.

2.4 диагностика творческого мышления (тест Торренса, который, в частности позволяет оценить творческие способности детей 6-18 лет не выявляемые интеллектуальными, академическими и другими тестами);

3. Психологические особенности личности:

3.1 изучение самооценки и уровня притязаний;

3.2 изучение социально-психологического статуса ребенка в системе отношений класса;

3.3 диагностика внутрисемейных отношений.

 

Второе направление диагностической работы – мониторинг динамики когнитивных и социальных характеристик классов.

 По показателям интеллектуальных методик мы можем говорить об общих тенденциях и значимых отличиях в умственном развития учащихся классов в целом. Качественная обработка результатов тестирования  позволяет:

  •  определять степень освоения учащимися класса определенными понятиями, логическими умениями;
  • разрабатывать коррекционно-развивающие программы с соответствующими рекомендациями для педагогов;
  • выявлять в классе группы успешности  по итогам выполнения теста.

Социометрические исследования внутригрупповых взаимоотношений проводятся  с целью понимания особенностей социальной структуры класса. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин:

  • коллектив школьного класса выступает важным «условием» в развитии каждого учащегося. Именно отношения с другими людьми помогают человеку не только понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяя ее особенности;
  • перед педагогом стоит задача обращения к классу как социально-психологической общности, что требует понимания психологических особенностей класса как малой группы;
  • предполагая, что школьный коллектив играет важную роль в формировании личности, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние, и как оно осуществляется.

 

Диагностику следует проводить два раза в год, чтобы было возможно отследить изменения, которые происходят с учениками.

 

Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие:

1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах. Сообщать результаты по конкретному классу или ученикам имеет смысл для заинтересованных в этом педагогов в индивидуальном собеседовании с ними.

2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами. В подобной работе обсуждаются особенности классных коллективов, личности отдельных учеников в контексте отношений с учителем, с целью предложить максимально эффективную стратегию педагогических воздействий, дать понятные и, главное, осуществимые рекомендации.

3.Индивидуальная и групповая работа с учениками с целью оказать влияние и коррекцию социальной ситуации в классе и личностных особенностей учеников.

4. Индивидуальные собеседования с родителями. Для повышения качества образовательного процесса, мы считаем необходимым информировать родителей об актуальной ситуации развития ребенка.

6. Групповая работа с родителями - тематические выступления на родительских собраниях просветительского характера.

7. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения и участие, в случае необходимости,  в принятии управленческих решений.

 

Возникает  закономерный вопрос: для чего необходима подобная работа?

1.Мониторинг психологического развития учащихся  помогает ,прежде всего, обеспечить каждому ученику максимум возможностей для развития своих склонностей и познавательных интересов, что по сути отвечает  основной цели образовательного процесса.

 

  1. Мониторинг призван, с одной стороны, давать представление администрации и педагогическому коллективу школы о результатах образовательного процесса, а с другой, выявлять его перспективы, потенциал развития педагогического коллектива. Важно, чтобы педагоги воспринимали эту работу как помощь в более эффективной организации образовательного процесса.

3.Установление уровня интеллектуального развития школьников на каждом образовательно-возрастном этапе является актуальным ответом на запросы школы. Однако психологическая диагностика может существовать и развиваться в школе, если она будет  соответствовать изменяющимся запросам.

4.Материал учебных программ массовой школы доступен всем здоровым детям. Психологическая диагностика способствует выяснению причин неуспеваемости детей и  планированию развивающей работы с ними. Наряду с тестированием уровня интеллектуального развития, развития способностей школьные психологи работают с методиками, диагностирующими психофизиологические особенности школьников, их мотивацию, аффективные стороны психики.

5.Стало очевидным, что нет теоретических оснований, чтобы видеть в тестах научно оправданный инструмент для диагностики природных особенностей психики, в частности ее интеллектуального потенциала. Метод тестов в принципе пригоден для решения вопроса об уровне умственного развития (понятие было введено Н.С. Лейтесом). Под умственным развитием мы понимаем совокупность знаний, умений и сформировавшихся  при их усвоении умственных действий (например, установление аналогий, обобщение, классификация, некоторые другие).

6.Модернизированные тесты позволяют судить об умственном уровне испытуемых в период диагностирования, поэтому в критериально-ориентированных  тестах уместно использовать не любой, а лишь такой вербальный и графический материал, который соответствует определенному образовательно-возрастному этапу.  Тесты, наиболее часто используемые нами в школе, доведены их авторами до высокого методического совершенства: строго регламентированы правила их конструирования, правила их проведения и обработки и предоставление выводов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968
  2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Текты. М., 1984.
  3. Возрастные особенности психического развития детей - под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982 г.
  4. Лейтес Н.С. Одаренные дети. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  5. ШамоваТ.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.
  6. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. СПб-М; 2000 г.
  7. Управление качеством образования // Под ред. М.М. Поташника. Москва; 2000 г.

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.