Психология и методология образования

От традиционных ценностей к уникальным смыслам (к психологии смысла В.Франкла)

От традиционных ценностей к уникальным смыслам (к психологии смысла В.Франкла). Часть 1
От традиционных ценностей к уникальным смыслам (к психологии смысла В.Франкла). Часть 2

А.А. Пископпель

В каждой развитой концепции, претендующий на свой особый вклад в ту или иную науку, на то, что в ней сказано новое слово и перевернута очередная страница ее истории, есть свой «архимедов рычаг», с помощью которого она стремится воздействовать на дисциплину в целом, направить ее историческое развитие в новое русло. Есть такой «рычаг» и в концепции Виктора Франкла, напрямую связанный с введением в концептуальный аппарат психологии категории «смысла» на правах ее центральной категории, вокруг и на основе которой он стремится установить в ней новый порядок, открыть для психологии новую перспективу рассмотрения психических явлений и феноменов.

Смысл – понятие для психологии отнюдь не новое. Его легко обнаружить в любом психологическом тексте. Конечно, прежде всего в тех его частях, где содержится авторская методология подхода к тем или иным психическим явлениям, т.е. в авторефлексии, сопровождающей любой продвинутый текст. Но не только – уже довольно давно сложилась традиция выделения и эмпирического изучения «смысла» как специфического психического явления2. В рамках этой традиции наиболее представительной всегда была линия, связанная с изучением «смысла» как феномена языковой компетенции. Да это и неудивительно, поскольку в психологию понятие смысла проникает из разных, в том числе и из языковедческих дисциплин и тесно связанных с ними направлений символической логики.