Вы здесь

Опыт проведения психологических исследований в школе

И.В. Исаева, Е.М. Косцова

По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий для успешного самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

Направления развития личности на разных возрастных этапах определяются потребностями человека, прежде всего потребностями улучшения и совершенствования личностью самой себя.

Основное содержание оценки личностных результатов общего образования строится вокруг оценки:

  1. сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  2. ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  3. сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  4. сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  5. сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  6. знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в следующие блоки:

  • Мотивационная сфера - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познан. Мы предлагаем исследовать данный критерий с помощью анкеты «Мотивация учения» (авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.). Содержательная сторона предлагаемой методики изучения учебной мотивации школьников отражает сущность пяти обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними: наличие личностного смысла учения, выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач), целеполагание, реализация доминирующих мотивов в поведении, эмоциональный компонент.

  • Сфера социальной активности - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Данный блок предлагается исследовать с помощью следующих методик:

  • Опросник личностного роста.

Опросник состоит из двух частей. Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам предлагается выразить свое отношение. Содержащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо общественно одобряемой. По окончании опроса оценки, которые школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по нескольким шкалам, соответствующим различным аспектам их личностного роста. На этой основе делается вывод об имеющихся у ребенка социальных знаниях и его отношениях к базовым общественным ценностям.

Вторая часть – это перечень возможных социально-ориентированных акций, общественно-полезных дел, контактов ребенка с представителями общества, которые могли быть организованы в образовательном учреждении. Школьнику предлагается указать те из них, в которых он был задействован, а также отметить, в каком статусе он был задействован в этих делах: участника или организатора. На этой основе делается вывод о том, какой опыт самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия школьники приобретают в образовательном учреждении.

  • Диагностика уровня сотрудничества в детском коллективе - актуальность данного исследования состоит в том, что становление личности как члена общества и гражданина начинается в детском коллективе, так как в нем действуют те же социальные механизмы, что и в современном обществе.

  • Модификация опросника Кеттелла (фактор А – открытость\замкнутость) - Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем (

  • КОС (Коммуникативные и организаторские способности, авторы: В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей тщательно анализируются данные вне учебной и внешкольной деятельности. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. «Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей тщательно анализируются данные вне учебной и внешкольной деятельности».

Морально-нравственная сфера - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Для исследования данного блока рекомендованы следующие методики:

  • Опросник личностного роста.

  • Диагностика мотивационной сферы личности (по Ж. Ньютену) - методика, разработанная Ж. Ньютеном, направлена на изучение мотивационной сферы личности учащихся. Данная методика поможет психологу выявить ведущие для личности учащегося мотивы жизнедеятельности.

  • Модификация опросника Кеттелла (фактор L – подозрительность\дружелюбие),

  • Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству.

  • Диагностика уровня сотрудничества в детском коллективе, КОС

  • Диагностика нравственной мотивации - методика позволяет выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным каче­ствам (ответственности,  коллективистской направленности, са­мокритичности, уровень отношения к собственному здоровью и здоровью близких и провести ранговые корреляции.

  • Методика изучения социализированности личности учащегося (по М.И. Рожкову)

Цель данной методики - выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

  • Толерантность, Жизненные ценности.

В данном блоке предлагается исследовать формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Рекомендованы следующие методики:

  • Опросник личностного роста,

  • Диагностика отношения к жизненным ценностям

  • Знание  ценностей  и  жизненных  целей  современного  подростка  важно  для  педагогов, психологов, родителей, так  как  позволяет  в  какой — то  степени  «заглянуть»  в  душу  ребенка, узнать, о  чем  он  мечтает, к  чему  стремится  в  жизни  и  как  планирует  свое  будущее. Поэтому  было  бы  полезно  иметь  первичную  информацию  о  желаниях  и  стремлениях  детей. Опираясь  на нее, можно  найти  точки  соприкосновения  с  подростками, построить  совместную  воспитательную  и  учебную  работу.

 

  • Методика изучения социализированности личности учащегося (по М.И. Рожкову)

Данные методики наиболее информативны, достаточно просты для использования, надежны и валидны. Позволяют исследовать сразу несколько критериев с помощью одной диагностики. Разработка, отбор методик, интерпретация и оценка полученных результатов должна проводиться в соответствии с имеющимися представлениями о возрастных возможностях учащихся и особенностях детей изучаемого возраста.

 

Название методики

мето-

дики

Период

прове-

дения

С кем прово-

дится

Название

диагностики

Результат работы

Скрининг Е.А.Екжановой. Оценка готовности детей к успешному обучению в школе.

1

Сентябрь

 

Учащиеся 1-х классов.

Диагностико-прогностический скрининг Е.А.Екжановой.

Аналитический отчет, рекомендации родителям, классным руководителям, учащимся по результатам диагностики.

Анкета сформированности отношения к основным социальным ценностям Степанова П.В.

2

 

5 классы (новый набор).

 

Диагностика личностного роста.

Аналитический отчет. Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям, педагогам

Анкета для учащихся Субъективных ощущений

 

3

 

 

Октябрь

 

Учащиеся 5-х классов.

 

Психологическая диагностика при переходе в среднее звено.

Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям.

Социометрия

 

4

 

Тест Филлипса

 

5

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

6

 

Ноябрь

 

Учащиеся

4,5,6-х классов.

 

Диагностика личностных результатов учащихся.

(по запросу классных руководителей)

Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям, педагогам-предметникам, учащимся по результатам диагностики.

Диагностика нравственной мотивации

7

Диагностика нравственной самооценки

 

8

Диагностика отношения к жизненным ценностям

9

Уровень сотрудничества в детском коллективе

10

Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков

11

Коммуникативные и организаторские способности (КОС) В.В. Синявский, В.А. Федорошин

12

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

13

Подростковый вариант теста Кеттелла 12-18 лет

14

Сформированность эстетических потребностей

15

Методика «Профиль» (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)

16

 

Декабрь - Январь

 

Учащиеся

9-10-х кл.

 

Профориентационная диагностика.

Аналитический отчет. Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям, учащимся по результатам диагностики, индивидуальные карты профессиональной направленности для учащихся.

 

Тип мышления (модификация Г. Резапкиной)

17

Опросник профессиональных склонностей

(Методика Л.Йовайши в модификации Г. Резапкиой)

18

Методика «Эрудит»

(ШТУР в модификации

Г. Резапкиной)

19

 

ГИТ-Б

 

 

 

20

 

 

Февраль

 

Учащиеся 4-х классов.

 

Диагностика готовности 4-х классов к переходу в среднее звено.

Аналитический отчет. Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям, педагогам-предметникам, учащимся по результатам диагностики.

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

6

 

Март

 

Учащиеся 7,8,9,10 классов.

 

Диагностика личностных результатов учащихся.

(по запросу классных руководителей)

Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям, педагогам-предметникам, учащимся по результатам диагностики.

Диагностика нравственной мотивации

7

Диагностика нравственной самооценки

8

 

 

Диагностика отношения к жизненным ценностям

9

Уровень сотрудничества в детском коллективе

 

10

 

 

 

 

Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков

11

 

Коммуникативные и организаторские способности (КОС) В.В. Синявский, В.А. Федорошин

12

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

13

Подростковый вариант теста Кеттелла 12-18 лет

14

Сформированность эстетических потребностей

15

 

 

Анкета сформированности отношения к основным социальным ценностям Степанова П.В.

2

 

Апрель

 

Учащиеся 6,8,10-х классов.

 

Диагностика личностного роста.

Аналитический отчет.

Консультирование и рекомендации родителям, классным руководителям, учащимся по результатам диагностики.

Скрининг Е.А.Екжановой. Оценка готовности детей к успешному обучению в школе.

1

 

Май

 

Учащиеся 1-х классов.

Диагностико-прогностический скрининг Е.А.Екжановой (повторная диагностика учащихся 1-х классов группы «Риска» и «Беда»).

Аналитический отчет, рекомендации родителям, классным руководителям, учащимся по результатам диагностики.

 

Источники:
1. Диагностика личностного роста : Л.В. Алиева, Г.Ю. Беляев, Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова, И.В. Степанова, П.В.  Степанов. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях. – М.: Московский центр качества образования, 2010 – с.8-21.
2. Анкета "Мотивация учения" (Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.) http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05-16_motivacija.htm
3. Диагностика уровня сотрудничества в детском коллективе http://biblios.newgoo.net/t4829-topic
4. Модификация опросника Кеттелла    http://vch.narod.ru/file.htm
5. Диагностика мотивационной сферы личности (по Ж. Ньютену) http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/1303-diagnostika-motivaczionnoj-sfery-lichnosti-podrostkov-14-17-let
6. Диагностика  доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Издательство: Издательство Института психотерапии. - 2005
7. КОС http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html
8. Диагностика нравственной мотивации   http://www.ethos.narod.ru/vospit.htm
9. Методика изучения социализированности личности учащегося (по М.И. Рожкову) http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/1351-metodika-dlya-izucheniya-soczializirovannosti-lichnosti-uchashhegosya
10. Диагностика отношения к жизненным ценностям  http://www.ethos.narod.ru/vospit.htm

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.