Психология и методология образования

Опросник для оценки уровня социально-психологического развития педагогического коллектива школы

Осницкий А.К.

Инструкция. Просим вас оцепить социально-психологические состояния коллектива, в котором вы работаете. В опроснике представлены содержательные характеристики пед.коллектива. В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по вашему мнению, соответствует развитию вашего коллектива.

Характеристики коллектива

Оценка в баллах

1.1

Все педагоги нашей школы обладают глубокими профессиональными знаниями, с успехом применяют их в своей работе, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый профессионально авторитетен и именно этому школа обязана высокими показателями

12, 11, 10

1.2

Большинство педагогов нашей школы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике.

9, 8, 7

1.3

В нашей школе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету коллектива.

6, 5, 4

1.4

Большинство педагогов имеют недостаточную профессиональную подготовку. В большинстве вопросов - это дилетанты, не умеющие грамотно решать педагогические проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Поэтому в коллективе часто возникают конфликты, мешающие педагогической работе.

3, 2, 1

2.1

Педагоги нашей школы следуют общей, четкой и понятной всем цели, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие.

12, 11, 10

2.2

Перед педагогами нашей школы стоит общая задача. Каждый старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашем коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения.

9, 8, 7

2.3

У каждого педагога нашей школы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые не зависят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами коллектива.

6, 5, 4

2.4

Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто и входят противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на предпочтительные для него цели. В отношениях обнаруживаются конфликтность, агрессивность.

3, 2, 1

3.1

Наши педагоги способны самостоятельно организовать свою работу и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В коллективе немало авторитетных специалистов, способных взять на себя функции организаторов работы

12, 11, 10

3.2

Наши педагоги часто пытаются самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наши организаторы (лидер, директор, заместители) нечетко представляют себе план работы и возможности каждого.

9, 8, 7

3.3

При попытках педагогов организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему руководству.

6, 5, 4

3.4

Наши педагоги не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Часто даже директор не в состоянии справиться с коллективом.

3, 2, 1

4.1

Все педагоги нашей школы люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу

12, 11, 10

4.2

Большинство педагогов нашей школы люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное дело, многие члены коллектива участвуют в общей работе, помогая друг другу.

9, 8, 7

4.3

Большинство педагогов нашей школы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально.

6, 5, 4

4.4

Наших педагогов невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены коллектива проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В коллективе преобладают соперничество, конкуренция.

3, 2, 1

5.1

В нашей школе преобладает справедливое отношение ко всем его членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Педагоги участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены коллектива тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу "один за всех, все за одного". В коллективе велико желание трудиться совместно.

12, 11, 10

5.2

Большинство педагогов нашей школы членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях коллектив временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга.

9, 8, 7

5.3

Педагоги нашей школы часто равнодушно относятся друг к другу. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. Даже в кризисных ситуациях наш коллектив не сплачивается.

6, 5, 4

5.4

Педагоги нашей школы заметно разделяются на "привилегированных" и "второстепенных". Здесь невнимательно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими. Поэтому в коллективе нередко возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы.

3, 2, 1

6.1

При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность коллектива, все педагоги активно участвуют в процессе выработки и принятия такого решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.

12, 11, 10

6.2

При необходимости выработать важное решение все педагоги нашей школы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитывается мнение большинства членов коллектива. Решение принимается путем общего открытого голосования.

9, 8, 7

6.3

При необходимости выработать важное решение все педагоги нашей школы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитывается мнение большинства членов коллектива. Решение принимается путем общего открытого голосования.

6, 5, 4

6.4

Каждый из педагогов нашей школы считает свою точку зрения самой правильной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно

3, 2, 1

7.1

Все педагоги нашей школы доброжелательно настроены по отношению друг к другу. В коллективе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всего коллектива переживаются нами как свои собственные. Успехи или неудачи отдельных педагогов вызывают искреннее участие остальных. Критика допускается только в мягкой доброжелательной форме. Мы гордимся своим коллективом, своей школой.

12, 11, 10

7.2

В нашей школе есть всякие люди — хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всего коллектива искренне переживаются нами. В коллективе у всех хорошее, ровное настроение.

9, 8, 7

7.3

Большинство педагогов нашей школы — люди малопривлекательные, несимпатичные, работающие вместе только в силу производственной необходимости. Относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное

6, 5, 4

7.4

Педагоги нашей школы люди неприятные, враждебно настроенные по отношению друг к другу. В коллективе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи - злорадство. Люди неуютно себя чувствуют в школе.

3, 2, 1

Характеристики коллектива

Оценка в баллах

1.1

Все педагоги нашей школы обладают глубокими профессиональными знаниями, с успехом применяют их в своей работе, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый профессионально авторитетен и именно этому школа обязана высокими показателями

12, 11, 10

1.2

Большинство педагогов нашей школы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике.

9, 8, 7

1.3

В нашей школе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету коллектива.

6, 5, 4

1.4

Большинство педагогов имеют недостаточную профессиональную подготовку. В большинстве вопросов - это дилетанты, не умеющие грамотно решать педагогические проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Поэтому в коллективе часто возникают конфликты, мешающие педагогической работе.

3, 2, 1

2.1

Педагоги нашей школы следуют общей, четкой и понятной всем цели, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие.

12, 11, 10

2.2

Перед педагогами нашей школы стоит общая задача. Каждый старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашем коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения.

9, 8, 7

2.3

У каждого педагога нашей школы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые не зависят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами коллектива.

6, 5, 4

2.4

Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто и входят противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на предпочтительные для него цели. В отношениях обнаруживаются конфликтность, агрессивность.

3, 2, 1

3.1

Наши педагоги способны самостоятельно организовать свою работу и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В коллективе немало авторитетных специалистов, способных взять на себя функции организаторов работы

12, 11, 10

3.2

Наши педагоги часто пытаются самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наши организаторы (лидер, директор, заместители) нечетко представляют себе план работы и возможности каждого.

9, 8, 7

3.3

При попытках педагогов организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему руководству.

6, 5, 4

3.4

Наши педагоги не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Часто даже директор не в состоянии справиться с коллективом.

3, 2, 1

4.1

Все педагоги нашей школы люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу

12, 11, 10

4.2

Большинство педагогов нашей школы люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное дело, многие члены коллектива участвуют в общей работе, помогая друг другу.

9, 8, 7

4.3

Большинство педагогов нашей школы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально.

6, 5, 4

4.4

Наших педагогов невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены коллектива проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В коллективе преобладают соперничество, конкуренция.

3, 2, 1

5.1

В нашей школе преобладает справедливое отношение ко всем его членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Педагоги участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены коллектива тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу "один за всех, все за одного". В коллективе велико желание трудиться совместно.

12, 11, 10

5.2

Большинство педагогов нашей школы членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях коллектив временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга.

9, 8, 7

5.3

Педагоги нашей школы часто равнодушно относятся друг к другу. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. Даже в кризисных ситуациях наш коллектив не сплачивается.

6, 5, 4

5.4

Педагоги нашей школы заметно разделяются на "привилегированных" и "второстепенных". Здесь невнимательно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими. Поэтому в коллективе нередко возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы.

3, 2, 1

6.1

При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность коллектива, все педагоги активно участвуют в процессе выработки и принятия такого решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.

12, 11, 10

6.2

При необходимости выработать важное решение все педагоги нашей школы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитывается мнение большинства членов коллектива. Решение принимается путем общего открытого голосования.

9, 8, 7

6.3

При необходимости выработать важное решение все педагоги нашей школы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитывается мнение большинства членов коллектива. Решение принимается путем общего открытого голосования.

6, 5, 4

6.4

Каждый из педагогов нашей школы считает свою точку зрения самой правильной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно

3, 2, 1

7.1

Все педагоги нашей школы доброжелательно настроены по отношению друг к другу. В коллективе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всего коллектива переживаются нами как свои собственные. Успехи или неудачи отдельных педагогов вызывают искреннее участие остальных. Критика допускается только в мягкой доброжелательной форме. Мы гордимся своим коллективом, своей школой.

12, 11, 10

7.2

В нашей школе есть всякие люди — хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всего коллектива искренне переживаются нами. В коллективе у всех хорошее, ровное настроение.

9, 8, 7

7.3

Большинство педагогов нашей школы — люди малопривлекательные, несимпатичные, работающие вместе только в силу производственной необходимости. Относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное

6, 5, 4

7.4

Педагоги нашей школы люди неприятные, враждебно настроенные по отношению друг к другу. В коллективе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи - злорадство. Люди неуютно себя чувствуют в школе.

3, 2, 1

Опросный лист

Состояние

Баллы оценки состояний

1

Подготовленность к деятельности

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

I

2

Направленность

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

3

Организованность

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

4

Активность

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

5

Сплоченность

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

6

Интегративность

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

I

7

Референтность

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Обработка и интерпретация результатов.

Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются, и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. В зависимости от полученной средней можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития и зрелости.

Обработка и интерпретация результатов.

Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются, и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. В зависимости от полученной средней можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития и зрелости.

О зрелой, сложившейся, сплоченной, работоспособной и надежной группе можно говорить в том случае, если средняя оценка лежит в пределах от 10 до 12 баллов. Группа является достаточно зрелой, развитой, способной выполнять трудовые задания, если средняя оценка 7-9 баллов. Группа недостаточно зрелая и развитая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами, если средняя оценка лежит в пределах от 4 до 6 баллов. Группа характеризуется как незрелая, неразвитая, не способная справиться с поставленными задачами, если средняя оценка составляет 1 -3 балла.