Психология и методология образования

Оценка уровня социализации учащихся

Карнаухова А.Б.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить и в целенаправленного формирования личности (в условиях воспитания), и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе,. однако воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

Процесс социализации может быть понят как приобщение человека к культуре как таковой и - одновременно - как приобщение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохронной, родной.

Процесс социализации как адаптация человека к культурной среде осуществляется практически всю его жизнь, однако наиболее активный ее период приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни ребенка. Если этот период упущен, то нормальная социализация становится практически невозможной (феномен Маугли).

В детстве социализация происходит за счет психологических механизмов подражания, принятия роли другого, имитации и идентификации себя с другими. В процессе социализации очень важной является проблема агента социализации, т.е. чья поведенческая норма выступает в качестве образца для ребенка. При этом важно отметить, что социализация выступает одновременно и как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), и как стихийно-спонтанное воздействие (путем трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции Фрейда таким образцом, на который ориентируется ребенок, является семья (прежде всего родители). В свою очередь, Т.Тернером было показано, что референтным агентом социализации может выступать группа, не носящая семейного характера. При  всех  различиях,  однако,  агент  социализации фиксируется, во-первых, как «другой/другие»    и,     во-вторых,     как    «значащий другой/другие»: типовым образцом отношений в рамках процесса социализации являются вертикальные отношения по принципу «учитель-ученик». Индивид вбирает в себя общие  ценности в процессе общения со «значащими другими».

Социализация является стадиальным процессом. Мид выделяет три этапа ее осуществления:

  • психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок;
  • образно-символический, основанный на образной системе, безусловно-рефлекторно связанной с символами;
  • интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением.

Социальные функции социализации обусловлены тем, что она выступает важнейшим механизмом:

  • воспроизводства субъекта социально-исторического процесса;
  • обеспечения преемственности в развитии культуры и цивилизации;
  • поддержания  бесконфликтного   существования  общества  как  интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.

Учитывая то, что воспитание – это ведущее и определяющее начало социализации,   а основным агентом социализации является семья, для оценки уровня социализации школьников был выбран опросник социализации для школьников «Моя семья». Данная методика позволяет изучить степень выраженности социализации в семейном воспитании, оценить общий уровень взаимоотношений в семье (благополучный (высокий),   менее   благополучный,   удовлетворительный,   неблагополучный),   а   также провести более подробный анализ по 8 выделенным факторам:

  1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17);
  2. Воспитание самостоятельности, инициативы (вопросы 2, 10, 18);
  3. Доминирование в семье матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (вопросы 3, 11, 9);
  4. Отношение к школе, учителям (вопросы 4, 12, 20);
  5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5, 13, 21);
  6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы 6. 14. 22);
  7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (вопросы 7, 15, 23);
  8. Общность интересов (вопросы 8, 16, 24).

Полученные результаты могут быть представлены как в письменном виде, так и в форме графика по целому классу и по отдельным ученикам (см. рис. 1 - 2).

Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник.

Для  получения  более полной  и достоверной  информации  рекомендуется  проводить дополнительное анкетирование родителей.

 Результаты исследования с исследованием тест-опросника «Моя семья» представлены на рис. 1- 2.

Уровни взаимоотношений в семье (6- классы)

Уровни взаимоотношений в семье (6- классы)

Рис.1.  Уровни взаимоотношений в семье (6- классы)

Результаты тестирования по отдельным шкалам (факторам) теста

Рис. 2. Результаты тестирования по отдельным шкалам (факторам) теста

Приложение.

Опросник социализации для школьников «Моя семья»

Инструкция: Вопросы переписывать не надо, а ставить только номер вопроса и номер ответа. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбирать ответы указанием матери или отца.

Варианты ответов:

5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет; 1 - конечно да.

  1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
  2. Часто ли  родители  помогают вам  в  выполнении домашних заданий?
  3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно принять какое либо решение?
  4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
  5. Часто ли родители Вас наказывают?
  6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
  7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
  8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
  9. Часто ли в ответ на ваш просьбу разрешить что-либо родители отвечают, что это нельзя?
  10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?
  11. Кто является главой в вашей семье - мать или отец?
  12. Смеются ли родители на кем-нибудь из ваших учителей?
  13. Часто ли  родители разговаривают с  вами  раздражительным тоном?
  14. кажется ли  вам,  что у вас  в семье холодные недружеские отношения между родителями?
  15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в хозяйственных делах?
  16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
  17. Считают ли вас родители капризным ребенком?
  18. часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
  19. с кем из родителей вы больше общаетесь?
  20. Часто ли родители не одобряют  и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
  21. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
  22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь поличным проблемам?
  23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
  24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация результатов

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Ключ

Выделяются 8 факторов:

  1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).
  2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18).
  3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3, 11, 19).
  4. Отношение к школе, учителям (4, 12, 20).
  5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21).
  6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6, 14, 22).
  7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23).
  8. Общность интересов (8, 16, 24).

Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное

проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору - 15.

Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное

проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору - 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам - 120, минимальная - 24.

Уровни взаимоотношений в семье

Благополучный (высокий)-105-84

Менее благополучный - 83-63

Удовлетворительный - 62-41

Неблагополучный - меньше 40.