Вы здесь

Оценка уровня сформированности умений и навыков работы с информацией

Сельденкова М.А.

            Задача современной школы состоит не столько в вооружении своих учащихся знаниями, сколько в формировании умений добывать, приобретать знания.  В нашей школе мы стараемся  делать это целенаправленно по мере возникновения у учащихся такой потребности при решении, поставленных перед ними проблем.

            Чтобы  учащиеся при выходе из стен школы  обладали  в полной мере  способностью работать с информацией, необходимо постепенно формировать  у  них следующие умения и навыки:

  • находить, требующуюся информацию в различных источниках, осознанно ее считывать;
  • критически осмысливать информацию, понимать ее суть, цель изложения;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать   альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
  • устанавливать связи между информационными сообщениями, находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних  информационных потоков».

Одним из главных условий формирования этих умений является, на наш взгляд, создание в школе соответствующей информационно-образовательной среды. Для этого необходимо компьютеризировать школьные кабинеты, иметь выход в Интернет,  обеспечить  всем учащимся  с младших классов возможности осваивать основы работы с компьютерной техникой, прикладным программным обеспечением (в основной школе), осваивать основы медиакультуры, Интернет-технологии, компьютерную графику и дизайн. Кроме этого необходимо организовать работу по созданию Интернет-сайтов, школьных газет, видеофильмов. Хорошо, если в школе  реализуются телекоммуникационные проекты: дистационное образование, тестирование, сотрудничество со сверстниками из других стран, осуществляется работа по созданию электронного библиотечного каталога. Мы ожидаем, что в  созданную в нашей школе коммуникативную  информационно-образовательную среду будут включены все учащиеся и учителя школы.

Процесс формирования у учащихся информационных умений  необходимо контролировать. Для этого в школе  (основной и старшей) осуществляется стартовый, промежуточный и итоговый контроль в следующих формах:

  • устные и письменные задания, проверяющие отдельные этапы  работы с информацией - навыки беглого осознанного чтения, умения конспектировать найденную информацию, перерабатывать информацию (сокращать, выделять главные моменты, которые имеет смысл сохранить в памяти);
  • деловые игры по различным предметам;
  • устные интервью, письменные анкетирования;
  • анализ предложенных учащимися сайтов;
  • презентации проектов, видеофильмов на итоговой аттестации в качестве альтернативных форм сдачи экзаменов.

Выбор форм контроля  осуществляется с учетом  индивидуальных особенностей  учащихся,  уровня развития у них интеллектуальных учебных умений, их медицинских показателей. В каждом классе заполняется карта динамики работы учащихся с информацией (см. Приложение 1).

Исследования второй половины ХХ века подтвердили индивидуально-личностную специфику восприятия информации.  В 1983 году Гарднер констатировал, что все люди, сталкиваясь с проблемными ситуациями, используют 7 типов мыслительных способностей:

  • лингвистический (поэты);
  • логико-математический (ученые-естественники);
  • музыкальный (композиторы);
  • пространственный (скульпторы, летчики);
  • телесно-кинестический (танцоры, атлеты);
  • интерперсональный (учитель);
  • интаперсональный (люди с точным взглядом на себя).

Различия учащихся по восприятию информации необходимо учитывать при оценке  их работы. На школьных конференциях,  при проведении итоговой аттестации учителя оценивают защиту рефератов, презентацию сайтов и проектов по следующим позициям:

  • демонстрация понимания проблемы, собственная формулировка цели и задач проекта, выбранного пути решения;
  • аргументация выбранного способа решения проблемы;
  • анализ хода поиска решения;
  • анализ  влияния различных факторов на ход работы;
  • самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

При промежуточной оценке работ учащихся   уровень   успешности выполнения    определяется набранными баллами. Баллы начисляются по следующим показателям:

«5 баллов» - ученик проявил творчество в работе, мыслит образно, умеет работать с различными источниками и видами информации, выполнял задание самостоятельно, не прибегая к помощи.

«4 балла» - ученик использовал приемы, которые применяли другие учащиеся, 1-2 раза обращался за помощью к учителю.

«3 балла» - ученик мыслит продуктивно, но работает по шаблону, 3-4 раза обращался за помощью к учителю, имеет проблемы с систематизацией и оформлением задания.

«2 балла» - ученик воспроизводит информацию механически, на всех этапах работает только под руководством учителя.

«1 балл» - ученик может работать только вместе с учителем по особой методике, так как слабо владеет речью, обладает низким уровнем всех мыслительных операций.

Приведем примеры промежуточных упражнений, связанных с работой с информацией, которые выполняли учащиеся нашей школы.

1. Анкетирование (проводится  после изучения темы):

  • Какой план изложения темы избрал автор?
  • Известны ли вам другие источники, в которых эти вопросы изложены более строго?
  • Какие места вам показались наиболее сложными (красивыми)?
  • Не можете ли вы в некоторых местах упростить изложение, дать иное доказательство (иное изложение проблемы)?
  • Как можно представить результаты для лучшего восприятия?

2. Творческие задания:

  • Постройте алгоритм (программу решения проблемы).
  • Подготовьте  сообщения с опорой на мультимедиа-презентацию, включающую наименование разделов выступления и основных тезисов, иллюстрации (фотографии, видеофильмы, динамические модели), звуковое сопровождение.

Предварительная  обязательная работа, которая проводится с учащимися на  различных уроках, включат обучение правилам запоминания и хранения информации (как запомнить правило, выучить формулу, как правильно работать со справочниками, атласами  и т.п.).

По результатам анкетирования выпускников школы были получены следующие данные:

- при чтении учащиеся запоминают 35% информации, при конспектировании – 70%;

-  60% учащихся сталкиваются с необходимостью самостоятельно изучать новый материал, при этом справляются с такой работой только половина учащихся, другая половина учащихся отмечает, что не всякий материал доступен для самостоятельного освоения;

- 10% выпускников не могут самостоятельно сделать конспект, критически оценить информацию;

- 5% учащихся не могут правильно оформить полученную информацию (правильно расположить, озаглавить, составить план, привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения);

- 2% испытывают трудности при чтении.

По этим данным мы можем оценивать результаты деятельности школы  по формированию  у учащихся навыков работы с информацией.

         Почти в три раза за последние годы  в нашей школе возросло количество учащихся, которые выбирают альтернативные формы сдачи экзаменов: рефераты, творческие проекты. Подготовка к сдаче экзаменов в такой форме является замечательным дидактическим средством развития способностей работать с информацией на творческом уровне.

Приложение 1

Карта динамики работы учащихся с информацией.

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Фамилия, имя

Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа здоровья

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная мотивация

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника чтения

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи (устной/письменной)

в/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие памяти и внимания

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.)

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки работы на компьютере

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать со справочной литературой

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение конспектировать

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое представление информации

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критическая оценка результатов работы

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень самостоятельности при работе

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:               в - высокий уровень;        с - средний;       н - низкий.

 

Основные задачи педколлектива  ГОУ СОШ № 1129 по повышению качества знаний:

  1. На различных ступенях обучения учить учащихся целенаправленному поиску информации различными способами, уделяя внимание следующим аспектам:

                   - общему развитию личности

                   -интересам учащихся

                   -поиску учебной информации

                   - общению со сверстниками

                   - учебно-образовательным проектам

                   - профориентации

                   - работе в сети Интернет

2.Методическим объединениям разработать перечень навыков работы с информацией,

   которыми должны овладеть учащиеся , исходя из специфики предмета.

3.Методическому совету школы совместно с психологической службой разработать

   задания для  контроля  уровня  умений и навыков работы с различного рода ин-

   формацией.

4.Классным руководителям ежегодно анализировать динамику умений работать с ин-

   формацией для каждой возрастной группы и знакомить учителей- предметников и

       родителей с результатами.

5.Для мотивированных на учебу учащихся активнее использовать рефераты и

     исследовательские  проекты  для  творческих домашних заданий, 

      для проведения итоговой аттестации за курс основной и полной средней

     школы.

6. Изучать и пропагандировать передовой педагогический опыт  по обучению

     учащихся  работе с информацией на уроках и во внеурочное время.

 

Совместная работа учителей, классных руководителей, психологической службы школы, родителей позволит учащимся овладеть умениями и навыками работы с информацией и подготовит их к дальнейшей взрослой жизни, продолжению образования и получению профессии.

Список используемой литературы.

1. Бухвалов В.А. « Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества»

                              М. « Педагогический поиск » ,2002 год.

2. Педагогическая лоция приложение к журналу « Лицейское и гимназическое образование» 2002-2003 год.

3. Сериков В.В. « Образование и личность» М. « Логос» 1999 год.

4. Сборник « Мониторинг функционального состояния здоровья школьников»

                   М. МИОО. 2004 год

5. Чернявская А.П. « Педагогическая техника в работе учителя»

                                  М. «Педагогический поиск «2002год.

6. Якушина Е.В. « Интернет для школьников и начинающих пользователей»

                             М. «Аквариум» 1997год

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.