Психология и методология образования

Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений

Котенко А.Н.

Среди основных тенденций современного образования важную роль играет развитие познавательной деятельности учащихся.

Познавательная деятельность имеет сложную структуру и для реализации каждого из ее компонентов учащиеся должны овладеть как интеллектуальными, так и организационными умениями.

В дидактической и психологической литературе нет общепринятой классификации умений, достаточно полно представляющей учебно-познавательную деятельность.

Чаще всего выделяют три группы умений: интеллектуальные (или познавательные), организационные (включая самоконтроль) и специальные (предметные).

Наиболее значимы для осуществления познавательной деятельности интеллектуальные умения, развитие которых позволяет ученику не только правильно воспроизводить усвоенное, но и самостоятельно рассуждать, осознавая взаимосвязь явлений, устанавливая закономерности и логические связи в изучаемом материале.

Овладение интеллектуальными умениями открывает учащимся простор к развитию мышления.

К учебно-интеллектуальным умениям относятся: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация,) обобщение, моделирование, установление причинно-следственных связей, абстрагирование, доказательств,) исследование, проведение аналогии.

Примерами заданий для учащихся VIII класса, выявляющих уровень сформированности интеллектуальных умений являются:

1. Сравнениеумение устанавливать черты сходства и различия; например, умение отвечать на такие вопросы, как:

а) чем различаются понятия «атом» и «молекула»?

б) в чём разница между относительной и абсолютной массами?

в) чем сходны физические и химические явления?

2. Установление причинно-следственных связей умение определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием:

а) почему атом электронейтрален?

б) что произойдёт, если атом присоединит один протон? А если он при этом присоединит и один электрон?

3. Классификация:

а) Определите признаки классификации и разделите указанные химические элементы из группы: водород, азот, железо, углерод, медь, серебро, сера, цинк.

б) Определите, в каких случаях указано «тело», а в каких – «вещество»: стекло, стакан, кислород, крахмал, ключ, льдина, облако, труба, жир, проволока, вода, ртуть, масло.

4. Анализ (мысленное или фактическое разложение целого на составные части):

а) Слово «атом» в переводе с греческого языка означает «неделимый». В каком случае это утверждение верно, а в каком нет?

б) Какие явления наблюдаются при горении свечи?

5. Проведение аналогии:

а) дополните таблицу собственными примерами:

Агрегатное состояние веществ в смеси

Примеры смесей

Твердое – твердое

Гранит (смесь кварца, полевого шпата и слюды)

Жидкое – твердое

Масляная краска (взвесь твердой краски в олифе)

Жидкое – жидкое

Вводно-эмульсионнная краска (эмульсия жидкой краски в воде)

Газообразное – твердое

Дым

Газообразное – жидкое

Туман, взбитые сливки

газообразное – газообразное

Кислородно-гелиевая смесь для дыхания подводников

6. Обобщение:

а) Составьте общую схему классификации веществ по их составу.

б) Какой общей формулой можно обозначить простые газообразные вещества: кислород, водород, азот, хлор, фтор?

7. Доказательство:

а) Вы сварили картошку. Что изменилось – «тело» или «вещество»? На чём основано ваше заключение?

б) Почему относительная атомная масса не имеет единиц измерения?

8. Выделение главного.

Какие свойства позволяют:

а) алюминию конкурировать с медью в электротехнике;

б) использовать корунд для приготовления точильных камней и наждачной бумаги;

в) использовать сахар и ванилин в кондитерских изделиях?

9. Формулирование гипотез:

Предположите, что изменилось бы на Земле, если tпл. (Н2О):

а) уменьшилась на 10 градусов Цельсия;

б) увеличилась бы на 10 градусов Цельсия.

10. Синтезирование:

а) Составьте алгоритм действий при записи формулы сложного вещества.

б) Составьте предложения с использованием следующих пар слов: атомы, молекулы; вода, воздух; Резерфорд, атом; Бор, электрон; химия, жизнь.

Требования, предъявляемые к заданиям, направленным на развитие отдельных интеллектуальных умений:

б) Составьте предложения с использованием следующих пар слов: атомы, молекулы; вода, воздух; Резерфорд, атом; Бор, электрон; химия, жизнь.

Требования, предъявляемые к заданиям, направленным на развитие отдельных интеллектуальных умений:

  • изучаемый материал должен содержать максимально возможное количество информации, но не выше того объёма, который может быть переработан учеником;

  • все задания должны быть объединены в некоторую целостность, характеризующуюся направленностью на формирование аналитико-синтетической деятельности учащихся;

  • средства, методы и формы организации познавательной деятельности должны быть адекватны особенностям изучаемого материала;

  • выполнение каждого задания должно быть основано на использовании единичных интеллектуальных умений или их совокупности;

  • познавательную деятельность учащихся нужно строить с учётом их познавательных особенностей и обеспечивать постепенный переход от репродуктивной деятельности к исследовательской;

  • при переходе от одного задания к другому необходимо изменение хода мыслей учащихся на противоположные, что позволяет отказаться от стереотипов, находить новые способы действий.

Учебно-интеллектуальные умения формируются поэтапно. При планировании необходимо определять вид контроля и отслеживаемые обще-учебные умения на каждом уроке.

Тема урока

Формы контроля

Контролируемые умения

1. Предмет химии

Устный опрос

Сравнение

Классификация

2. Вещества. Смеси

Письменное задание

(7 мин.)

Классификация

Синтезирование

3. Практическая работа по теме: «Ознакомление с лабораторным оборудованием»

Формулирование гипотез.

Доказательство.

Сравнение

4-5. Разделение смесей веществ

Устный опрос

Классификация

Выделение главного.

Доказательство

Другим средством развития интеллектуальных умений учащихся являются многокомпонентные задания.

Каждое такое задание состоит из нескольких заданий, направленных на развитие отдельных интеллектуальных умений. Они должны отвечать следующим требованиям:

1)все задания, несмотря на отсутствие в них четкой логической связи, должны быть психологически объединены в некоторую целостность, характеризующуюся направленностью на формирование аналитико- синтетической деятельности учащихся, так как именно эта деятельность необходима для определения значимости, сходства и различия объектов, их взаимосвязи и др., и на развитие познавательной деятельности учащихся разного уровня (от репродуктивного до творческого);

2) выполнение каждого задания должно быть основано на использовании отдельных интеллектуальных умений или их совокупности;

3) выполнение многокомпонентных заданий направлено на одновременное развитие как интеллектуальных умений, так и специфических для химии умений, (характеризовать свойства вещества, выявлять признаки и условия химических реакций, составлять уравнения химических реакций и осуществлять расчеты по ним и др.), которые основаны на умениях сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

4) при переходе от одного задания к другому необходимо резкое изменение либо хода мыслей учащихся на противоположный, либо вида деятельности, что позволяет им отказаться от стереотипов, находить новые способы действий;

5) в составе многокомпонентных заданий должны быть такие, выполнение которых направлено на развитие умений рассуждать, приводить доказательство, строить умозаключение.

При организации работы по многокомпонентным заданиям необходимо учитывать следующие условия:

  • необходимо формирование мотива деятельности, т.е. обеспечение активного отношения учащихся к выполнению задания посредством воздействия на их эмоционально-личностную сферу;

  • использование вариативных многокомпонентных заданий, позволяющих учитывать подготовленность учащихся (качество их знаний по предмету и владение интеллектуальными умениями);

  • постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий  переход от работы по образцу к работе с помощью устной инструкции учителя и до полной самостоятельности;

  • использование различных форм организации работы учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная), что способствует обогащению содержания интеллектуальных умений учащихся.

Примеры заданий.

3 а д а н и е 1. Выпишите схемы, отражающие правильное распределение электронов в атомах химических элементов:

  1. 2е, 9е, 1е; 4) 2е, 8е, 18е;

2) 2е, 8е, Зе; 5) 2е, 8е, 18е, 2е;

3) Зе, 8е, 2е; 6) Зе, 8е, 4е.

При выполнении этого задания учащиеся должны проанализировать предложенные схемы, используя для обоснования правильности выбора знания о способе расчета максимального числа электронов на внутренних слоях и максимальном числе электронов на внешнем слое.

2) 2е, 8е, Зе; 5) 2е, 8е, 18е, 2е;

3) Зе, 8е, 2е; 6) Зе, 8е, 4е.

При выполнении этого задания учащиеся должны проанализировать предложенные схемы, используя для обоснования правильности выбора знания о способе расчета максимального числа электронов на внутренних слоях и максимальном числе электронов на внешнем слое.

Характер деятельности преимущественно репродуктивный.

3 а д а н и е 2. Какие схемы распределения электронов в атомах соответствуют элементам, оксиды которых реагируют с гидроксидом химического элемента Ч группы 3-го периода:

1) 2е, 8е, 2е; 3) 2е, 8е, 18е, 2е;

2) 2е, 8е, 7е; 4)2е, 4е?

Задание направлено на развитие умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность. При его выполнении познавательная деятельность учащихся приобретает частично-поисковый характер,

3 а д а н и е 3. Выпишите схемы распределения электронов в атомах элементов, которым соответствуют основные оксиды и гидроксиды:

1) 2е, 8е, 2е; 4) 2е, 6е;

2) 2е, 7е; 5) 2е, 8е, 18е, 18е,

3) 2е, 8е, 8е, 1е; 8е, 2е.

Экспериментально подтвердите характер свойств этих оксидов и гидроксидов. Составьте уравнения реакций.

Выполняя данное задание, учащиеся должны уметь не только анализировать и сравнивать, но и находить причинно-следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами его соединений.

При выполнении задания учащиеся параллельно с названными умениями используют и специальные: умение планировать и осуществлять эксперимент, составлять уравнения реакций, характер деятельности преимущественно эвристический.

3 а д а н и е 4. Три элемента принадлежат к одной группе элементов периодической системы. Сумма атомных номеров двух крайних из них равна 76. Нитрат, образованный средним из этих элементов, используется для окрашивания огней фейерверка в красный цвет. Назовите эти элементы, определите их положение в периодической таблице. Охарактеризуйте строение атомов этих элементов и предскажите изменение свойств с увеличением их атомной массы, Какие природные соединения этих элементов вам известны.

Задание составлено так, что интеллектуальные умения, используемые при выполнении предыдущих заданий, и исходные знания учащихся переносятся в новую ситуацию, а деятельность включает элементы исследования.

3 а д а н и е 5. Составьте связанный рассказ по теме «Строение атома», используя следующую схему:

Акцент при выполнении этого задания делается на развитии монологической речи, при этом применяются ранее использованные умения аналитико-синтетической деятельности. Характер деятельности преимущественно репродуктивный.

Многокомпонентные задания позволяют избежать ограниченности сознания, выражающейся в концентрации на какой-то одной стороне рассматриваемого факта, явления, понятия, побуждают видеть и удерживать в сознании разные их стороны, разные признаки, использовать при выполнении задания одновременно разные интеллектуальные умения.

Развитие интеллекта учащихся целесообразно продолжить во время внеурочных занятий. Они могут быть направлены на формирование интеллектуальной активности личности. Интеллектуальная активность представляет собой продолжение мыслительной деятельности за пределами заданной ситуации. Это интегральное качество личности, которое позволяет ей осуществлять собственное целеполагание. Внешней качественной характеристикой интеллектуальной активности личности является интеллектуальная инициатива.

При организации такой работы все учащиеся класса становятся полноправными участниками творческого процесса. Обучение при этом строится по двухуровневой модели. Первый уровеньэто деятельность по решению конкретных задач с известными условиями. Второй – это деятельность по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит всех задач, но открытие этих закономерностей не требуется для успешного решения предложенных задач.

Потребность решить задачу служит для учащегося стимулом для мыслительной деятельности, причем этот стимул сохраняется до тех пор, пока учащийся не найдет оптимальный алгоритм решения предложенных задач.

Поскольку переход на второй уровень осуществляется после решения задачи, то в этом смысле можно говорить об отсутствии внешнего и внутреннего стимулов его деятельности, а также о проявлении им интеллектуальной инициативы.

Такая модель обучения реализована в программе дополнительного образования «Гидропоника», разработанной педагогическим коллективом лаборатории физической химии Дома научно-технического творчества молодежи, филиала Московского городского Дворца творчества детей и юношества.

В нашей школе эта модель частично используется при организации проектной деятельности (9–10 кл.). Коллектив учителей помогает учащимся поставить задачи проекта так, чтобы наблюдать двухуровневую модель деятельности учащихся. Успех проекта заключается не только в реализации поставленных задач, но и в том, что учащиеся осуществляют собственное целеполагание и предлагают свой собственный вариант решения задач.

В нашей школе эта модель частично используется при организации проектной деятельности (9–10 кл.). Коллектив учителей помогает учащимся поставить задачи проекта так, чтобы наблюдать двухуровневую модель деятельности учащихся. Успех проекта заключается не только в реализации поставленных задач, но и в том, что учащиеся осуществляют собственное целеполагание и предлагают свой собственный вариант решения задач.

Такая организация деятельности обеспечивает взаимосвязь обучении и воспитания. Учитель должен создавать условия для формирования внутренней мотивации, реализации деятельности и формирования системы ценностей. Тем самым создаются основы для становления и развития личности.

Современные условия предъявляют все более высокие требования к качеству знаний выпускников. Одно из этих качеств – действенность знаний, т. е. способность применять их на практике и в новых нестандартных ситуациях. Это побуждает искать такие приемы и методы обучения, которые способствовали бы развитию личности, обеспечивали самостоятельность их учебной деятельности и создавали условия для углубленного изучения предмета. В поисках таких методов главный упор делается на развитие познавательных процессов. К познавательным процессам человека относят внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память. Все они тесно связаны между собой, поэтому их комплексное развитие может привести к высоким результатам в обучении.

Ниже предлагаются варианты упражнений для развития внимания.

1. Упражнения на развитие внимания.

Упражнение 1.1. В приведённом списке обведите кружком формулы кислот, подчеркните формулы спиртов и вычеркните формулы углеводородов:

СН3 – СОН, СН3 – СН2 – СООН, С2Н5 – С2Н5,

СН3 – СН(ОН) - СН3, С2Н5 – С3Н7, С5Н12,

СН3 – СН2 – СО - СН3, НСООН, НСОН,

СН2(ОН) – СН(ОН) - СН2ОН, С3Н7 – СОН,

С3Н7 – ОН, С4Н10, СН3 – ОН, НООС – СООН,

СН3 – СО - СН3 , С4Н9 – СООН,

НООС - СН2 – СООН, СН3 – СН2 - СН3,

СН2(ОН) – СН(ОН) - СН(ОН) - СН2ОН,

СН3 – СН(СООН) - СН3,

НОС – (СН2)2 – СОН, С2Н5 – ОН, СН3 – СН3.

В инструкции учащимся говорится, что это упражнение нужно выполнять быстро, точно, просматривая каждую формулу один раз. Это задание можно предложить на первом уроке по теме: «Карбоновые кислоты» (после определения данного класса соединений). В ходе выполнения этого упражнения тренируется такое качество внимания, как переключение (т.е. намеренный перенос внимания с одного объекта на другой), а также распределение внимания (т.е. способность удерживать в центре внимания несколько объектов).

Упражнение 1.2. Определите на слух верные утверждения:

  • амины можно рассматривать как производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами;

  • амины, как и аммиак, являются основаниями, а их свойства аналогичны свойствам кислот;

  • амины, которые являются производными предельных углеводородов, более сильные, чем ароматические амины;

  • будучи основаниями, амины взаимодействуют с кислотами, образуя соли.

Это упражнение можно предложить на обобщающем уроке по теме «Амины». В ходе его выполнения происходит тренировка способности чётко и ясно отражать один объект, или иначе, концентрации внимания. Концентрация внимания на одном объекте даёт положительный результат только в сочетании с достаточным объёмом и распределением внимания между объектами.

2. Упражнения для развития восприятия.

Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия учебного материала. Соответственно им соответствуют виды восприятия: зрительное, слуховое и осязательное.

Упражнение 2.1. Прослушайте текст, в котором есть умышленно сделанные ошибки. Найдите их по ходу чтения.

«Растворимые в воде органические кислоты, в отличие от спиртов, имеют характерный кислый вкус, окрашивают лакмус в красный цвет, проводят электрический ток, относятся к сильным электролитам.

При действии на их растворы некоторых металлов выделяется водород и образуется соль. Выделение водорода идёт быстрее, чем при взаимодействии металлов с минеральными кислотами – серной и соляной.

При взаимодействии органических кислот с основными оксидами и основаниями образуются соли. Сила карбоновых кислот зависит от полярности связи О-Н в гидроксо-группе и увеличивается в гомологическом ряду с ростом числа атомов углерода. Реагируя с солями, органические кислоты вытесняют более слабые и летучие кислоты, а со спиртами вступают в реакцию этерификации».

Это упражнение, рассчитанное на слуховое восприятие, можно применять в качестве материала для первичного закрепления знаний при изучении химических свойств карбоновых кислот. Его выполнение требует волевых усилий учащихся, что способствует тренировке различных свойств произвольного внимания, в первую очередь устойчивости и концентрации. Концентрация внимания на рассматриваемом объекте способствует его правильному и чёткому восприятию.

Это упражнение, рассчитанное на слуховое восприятие, можно применять в качестве материала для первичного закрепления знаний при изучении химических свойств карбоновых кислот. Его выполнение требует волевых усилий учащихся, что способствует тренировке различных свойств произвольного внимания, в первую очередь устойчивости и концентрации. Концентрация внимания на рассматриваемом объекте способствует его правильному и чёткому восприятию.

3. Упражнения для развития воображения и речи.

Упражнение 3.1. Предскажите все возможные способы применения изучаемого вещества.

В этом упражнении акцент сделан на свойства и строение вещества.

Упражнение 3.2. Представьте, что произойдёт в мире, если вдруг исчезнет то или иное вещество.

При выполнении этих упражнений развивается способность видеть взаимосвязь веществ и явлений. Данные упражнения можно применять и на уроке, и во внеклассной работе, и в качестве домашнего задания.

Формы выполнения могут быть самыми разнообразными: сочинение, сказка, интервью, научный доклад, рисунок и т.п. В ходе выполнения таких упражнений развиваются все виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, монолог и диалог.

4. Упражнения, связанные с развитием мышления.

Мышление – очень сложный, но в тоже время самый важный процесс в познании. Мыслительные задачи человек решает, используя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации, абстрагирования, конкретизации и др. Поэтому упражнения, направленные на развитие мышления, предполагают использование этих операций.

Таким образом, в процессе выполнения вех этих и подобных им упражнений при преобладающем развитии какого-то одного познавательного процесса происходит развитие и всех остальных, включая память.

Установлено, что материал запоминается легче, если он служит объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. При прочих равных условиях лучше также запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа, а также материал, который имеет важное значение для человека. В этом случае, когда учащийся проводит большую работу по осмыслению, преобразованию, классификации изучаемого материала, установлению в нём определённых внутренних и внешних связей, непроизвольно он запоминает его лучше, чем произвольно.

Рассмотрим теперь другой вопрос: Как учитель может определить уровень сформированности интеллектуальных умений?

Для этого целесообразно составить таблицу, в которой определяются интеллектуальные умения для каждого вида деятельности.

Например:

Таблица №1

№ п/п

Виды деятельности

Интеллектуальные умения

Сравнение

Классификация

Анализ

Синтез

Проведение аналогии

Обобщение

Доказательство

Выделение главного

Формулирование гипотез

1

Контрольная работа

+

+

+

+

2

Практическая работа

+

+

+

3

Тестирование

+

+

+

+

4

Работа с учебником

+

+

+

+

Эта таблица позволяет осуществить комплексный подход к формированию интеллектуальных умений.

После проведения любого вида деятельности, указанного в таблице № 1, заполняется таблица № 2

Таблица № 2

№ п/п

Список учащихся класса

Контрольная работа № 1

Интеллектуальные умения

Классификация

Сравнение

Обобщение

Доказательство

1

Иванов П.П.

.

.

25

Якименко И.

Оценка качества развития %

№ п/п

Список учащихся класса

Контрольная работа № 1

Интеллектуальные умения

Классификация

Сравнение

Обобщение

Доказательство

1

Иванов П.П.

.

.

25

Якименко И.

Оценка качества развития %

Знак «+» в этой таблице обозначается сформированность умения, «-» - отсутствие его.

Качество развития умений определяется по формуле:

К = ( а + б )/n Х 100%, где

К – качество развития умения;

а – количество учащихся, выполнивших задание на «5»;

б– количество учащихся, выполнивших задания на «4»;

n – общее количество учащихся, выполнивших работу.

Например:

№ п/п

Список учащихся класса

Контрольная работа № 1

Интеллектуальные умения

Классификация

Сравнение

Обобщение

Доказательство

1

Иванов П.П.

+

-

+

+

.

.

25

Якименко И.

+

+

+

-

Качество развития умений в %

70

65

70

80

Полученные значения качества развития умений сопоставляются со средними значениями развития умений, представленными в таблице № 3. Таким путем определяется уровень сформированности конкретного интеллектуального умения в каждом классе.

Таблица № 3

Класс

Оценка качества развития, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

V

80 – 100

60 – 79

40 – 59

VI

90 – 100

70 – 89

50 – 69

VII

95 – 100

75 – 94

60 – 50

Критерии оценки качества развития общеучебных умений учащихся зависят от их возрастных способностей, поэтому пограничные значения уровней в каждом классе различны. Но необходимо помнить, что к концу VI класса общеучебные умения в основном должны быть уже сформированы.

Главная цель оценки общеучебных умений – стимулировать познание. Человек стремится к успеху. Если cделать восхождение по ступеням познания успешным, то перед нами будут благодарные ученики, которые смогут показать глубину и широту своих знаний в любой нестандартной ситуации. Это показатель качества образования, в том числе и вне уроков.

Задача учителя-предметника – создавать условия для развития интеллектуальных умений и познавательной активности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Богоявленская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества».

2. «Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся» («Химия в школе», № 5, 2001 год, стр. 23-29).

3. Шульгин А.Т. «Гидропоника» («Химия в школе», № 3, 2001 год,
стр. 68-78).

4. Немов Р.С. Психология, 1994 г.