Психология и методология образования

Оценка качества знаний с использованием тестов ЛАТ МИОО

Марголина В.В.

Многолетний опыт использования 5-тибалльной шкалы для оценки качества знаний школьников показывает, что эта система оценки не является удовлетворительной и не отвечает современным требованиям. Во всех отчетах учителей и администрации школ, в справках представляемых при аттестации учителей, фигурирует такой показатель качества работы, как количество учеников, имеющих отметки “4 и 5”. В то же время многим учителям хорошо известно, что отметка не является достаточно объективным и надежным показателем качества знаний и разные учителя за одну и ту же работу ученика могут поставить и “5” и “2”. Поэтому мы называем эти отметки “валютой местного хождения”, ценность которой понятна только учителю и иногда ученику.

Использование такого способа оценки качества знаний приводит к тому, что административные контрольные работы, которые проводятся в присутствии завуча и проверяются им же, дают результаты, которые учителя начинают оспаривать: по объему, по содержанию, по требованию к оформлению, по срокам изучения материала (давно изучали - забыли; только что изучили - не отработали).

Как избежать этих недостатков?

Вот уже несколько лет в нашей школе используюся для контроля ЗУН учащихся тесты Лаборатории аттестационных технологий (ЛАТ) МИПКРО. Тестирование, как правило, проводится дважды: в декабре - как рубежный контроль и в апреле - мае - как итоговый. При этом мы сами проверяем и обрабатываем бланки тестирования, составляем таблицы, проводим обсуждение результатов с учителями и т. д.

Наша школа является опорной школой ЛАТ МИПКРО, поэтому тестирование проводится у нас систематически и организуется следующим образом. В начале года определяются сроки входного, рубежного и итогового контроля и проводится собеседование с учителями. Перед проведением тестирования учителям, участвующим в тестировании, сообщается перечень элементов знаний, которые будут проверяться. Инструктирование учителей проводится ответственным за тестировапние (как правило, завучем школы). Результаты выполнения тестовых заданий после обработки сводятся в специальную таблицу (см. табл.1) и передаются учителям для подведения итогов и проведения анализа.

Таблица 1. Результаты выполнения диагностического теста по русскому языку в 5-х классах. Сентябрь 1999 г.

Элементы знаний

% выполнения заданий

5-ые

Глухие и непроизносимые согласные

1

93%

84%

80%

85%

Лексическое значение слова

2

50

95

70

74

Укажите глагол

3

79

95

85

87

Укажите глагол 1 спряжения

4

36

21

20

25

Склонение существительных

5

57

47

25

42

Ь в конце и в середине слова

6

64

74

60

66

Алфавит

7

64

68

65

66

Буквы и звуки

8

57

58

60

58

Глухие и звонкие звуки

9

36

42

25

34

Приставка, корень, суффикс, окончание

10

64

100

95

89

Однокоренные слова

11

36

68

55

55

Безударная гласная в корне

12

43

84

50

60

Окончания существительных

13

64

89

70

75

Окончания прилагательных

14

93

100

95

96

Приставки, предлоги, частица НЕ

15

29

63

55

51

Главные члены предложения

16

64

74

50

62

Знаки препинания

17

57

79

50

62

Культура речи: текст

18

43

42

50

45

Элементы знаний

% выполнения заданий

5-ые

Глухие и непроизносимые согласные

1

93%

84%

80%

85%

Лексическое значение слова

2

50

95

70

74

Укажите глагол

3

79

95

85

87

Укажите глагол 1 спряжения

4

36

21

20

25

Склонение существительных

5

57

47

25

42

Ь в конце и в середине слова

6

64

74

60

66

Алфавит

7

64

68

65

66

Буквы и звуки

8

57

58

60

58

Глухие и звонкие звуки

9

36

42

25

34

Приставка, корень, суффикс, окончание

10

64

100

95

89

Однокоренные слова

11

36

68

55

55

Безударная гласная в корне

12

43

84

50

60

Окончания существительных

13

64

89

70

75

Окончания прилагательных

14

93

100

95

96

Приставки, предлоги, частица НЕ

15

29

63

55

51

Главные члены предложения

16

64

74

50

62

Знаки препинания

17

57

79

50

62

Культура речи: текст

18

43

42

50

45

Результаты

Класс

Ср. балл

%

выполне

ния

% качества

"5"

"4"

"3"

"2"

Ср. отметка

СОУ

5 Акро

10,3

57

36

1

4

7

2

3,3

33%

5 Б

12,6

70

68

-

13

5

1

3,6

53%

5 В

10,6

59

25

-

5

8

7

2,9

30%

5-ые

11,2

62

43

1

22

20

10

3,3

42%

Эти   таблицы   использовались   для   проведения   анализа   по преемственности  3- 5 классов.  При обсуждении с учителями этих результатов обращалось внимание на неосвоенные элементы знаний, анализировались причины этих “пробелов”и определялись возможности пути их ликвидации. Если в школе появляется новый учитель, начинающий работать в классе, то он имеет возможность ознакомиться с результатами выполнения диагностических тестов и анализом освоения элементов знаний учащихся по изученному материалу, что существенно помогает ему в его работе.

Результаты тестирования позволяют, среди прочего, проводить анализ усвоения знаний по каждому ученику. Ниже приводится таблица результатов тестирования учащихся 7-х классов по русскому языку, которое проводилось в декабре 1998 года.

Результаты усвоения элементов знаний по русскому языку за курс 7 класса

Элементы знаний

Уровень

Разбор слова по составу

11

70%

Глаголы совершенного и несовершенного вида

7

90%

Причастие

5

75%

15

25%

Причастные и

14

70%

Деепричастные обороты

22

70%

23

70%

Анализ текста

21

П 65%

Ор4)оэпическая норма

20

70%

Морфологическая норма

16

75%

Синтаксическая норма

19

П 65%

Правописание личных

3

80%

Окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

8

75%

Правописание корней с безударными гласными

1

55%

Правописание суффиксов и

9

70%

Соединительных гласных

10

70%

Правописание падежных и родовых окончаний

2

90%

Написание -Н и-НН- в различных частях речи

12

П 65%

Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи

4

П 55%

Знаки препинания при обособленных определениях

17

70%

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

18

75%

Знаки препинания в простом предложении (обобщение)

24

60%

Знаки препинания в простом и сложном предложении (обобщение)

6

П 70%

Состав слова и орфография

13

П 65%

Тестовый балл

% выполнения

Оценка

Элементы знаний

Уровень

Разбор слова по составу

11

70%

Глаголы совершенного и несовершенного вида

7

90%

Причастие

5

75%

15

25%

Причастные и

14

70%

Деепричастные обороты

22

70%

23

70%

Анализ текста

21

П 65%

Ор4)оэпическая норма

20

70%

Морфологическая норма

16

75%

Синтаксическая норма

19

П 65%

Правописание личных

3

80%

Окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

8

75%

Правописание корней с безударными гласными

1

55%

Правописание суффиксов и

9

70%

Соединительных гласных

10

70%

Правописание падежных и родовых окончаний

2

90%

Написание -Н и-НН- в различных частях речи

12

П 65%

Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи

4

П 55%

Знаки препинания при обособленных определениях

17

70%

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

18

75%

Знаки препинания в простом предложении (обобщение)

24

60%

Знаки препинания в простом и сложном предложении (обобщение)

6

П 70%

Состав слова и орфография

13

П 65%

Тестовый балл

% выполнения

Оценка

В колонке “уровень” взят процент выполнения заданий в среднем по Москве. Имея такие данные, мы можем сравнивать школьные результаты с городскими и окружными. Кроме того, использование тестовой формы контроля побуждает учителей применять тематические тесты на уроках.

Опыт использования в нашей школе тестов ЛАТ МИПКРО показывает, что там где для контроля знаний используются предметные тесты, учащиеся, как правило,  успешнее проходят централизованное тестирование и становятся студентами вузов. Опыт нашей школы показывает, что на итоговой аттестации ученики и учителя предпочитают тестирование как более объективную форму оценки знаний.