Психология и методология образования

Обработка результатов

Описание методики и тест-опросника
Тест-опросник для оценки роли гражданина
Обработка результатов

Бланк для регистрации ответов

Номер вопроса

Варианты ответов

А

Б

В

Г

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся сверяются с ключом:

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В

Б

Г

В

А

Б

Г

А

Б

Г

В

Г

 

За каждый совпавший с ключом ответ учащийся получает 1 балл. Сумма баллов является показателем сформированности у учащегося представления о роли гражданина, готовности принять на себя эту роль. Максимальное количество баллов – 12.

Для удобства интерпретации полученных результатов мы предлагается выделить на шкале оценки 3 уровня: низкий (0-4 правильных ответов), средний (5-8 правильных ответов) и высокий (9-12 правильных ответов).

 

Предварительные результаты апробации тест-опросника

Данный тест был апробирован в школе № 236. В апробации теста участвовали учащиеся 8-10 классов. Всего в эксперименте приняли участие 145 учащихся - 43 учащиеся 8-х классов, 68 учащиеся 9-х классов, 34 учащиеся 10-х классов.

Результаты тестирования (см. табл. 1)

Таблица 1

уровень:

8 класс

9 класс

10 класс

высокий

16%

22%

56%

средний

55%

59%

38%

низкий

29%

19%

6%

 

После обработки всех данных по классам получены следующие результаты.

  1. В 8-х классах 55% учащихся продемонстрировали средний уровень усвоения роли гражданина, 29% показали низкий уровень и всего 16% - высокий уровень.

  2. С возрастом уровень социализированности в отношении роли гражданина возрастает, причем от 9 к 10 классу значительно более заметно, чем от 8 к 9.

  3. В 9-х классах несколько увеличивается процент учащихся со средним уровнем (от 55% до 59%), при этом также увеличивается процент учащихся с высоким уровнем (от 16% до 22%) и снижается – с низким (от 29% до 19%).

  4. С возрастом уровень социализированности в отношении роли гражданина возрастает, причем от 9 к 10 классу значительно более заметно, чем от 8 к 9.

  5. В 9-х классах несколько увеличивается процент учащихся со средним уровнем (от 55% до 59%), при этом также увеличивается процент учащихся с высоким уровнем (от 16% до 22%) и снижается – с низким (от 29% до 19%).

  6. В 10-ом классе показатели уровня усвоения роли гражданина меняются еще более существенно: большинство учащихся демонстрируют уже высокий уровень (56%), средний уровень у 38% десятиклассников, у 6% - низкий уровень сформированности (см. рис. 1)

Показатели уровня усвоения учащимися роли гражданина

Рис. 1. Показатели уровня усвоения учащимися роли гражданина

 

Полученные результаты можно проинтерпретировать следующим образом.

Во-первых, следует учитывать, что развитие правовой культуры, а также знания и представления учащихся о роли гражданина и готовность принять на себя эту роль во многом связано с изучением такого предмета школьной программы, как обществознание. В 7-ом классе учащиеся только начинают знакомиться с устройством современного общества и государства, основными законами, правами и обязанностями граждан. Поэтому у них еще нет достаточно полного объема информации по данному вопросу. Программа 8, 9 и 10 классов более углубленно знакомит учащихся с знаниями об обществе и государстве, что помогает им лучше усвоить гражданские права и обязанности, принять роль гражданина.

Во-вторых, рост уровня усвоения роли гражданина, сформированности гражданской позиции учащихся более старших классов объясняется более богатым опытом общения, социального взаимодействия с различными людьми и организациями.

В-третьих, низкий уровень сформированности роли гражданина у восьмиклассников объясняется и некоторыми психологическими особенностями подросткового возраста, такими как негативизм, протест. Это было выявлено с помощью дополнительных обсуждений методики с подростками после окончания процедуры ее проведения: Оказалось, что многие восьмиклассники, отвечая на вопросы теста, знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, но часто просто не хотят так поступать, выбирая заведомо неправильный вариант ответа, демонстрируя протест общепринятым взрослыми нормам поведения в обществе.

В целом же затруднений с проведением методики не наблюдалось, учащиеся легко понимали инструкцию, с интересом выполняли задание, и справлялись с ним.

Некоторые вопросы по содержанию заданий поступали только от учащихся 8-х классов.

Анализ полученных результатов тестирования позволил сделать следующие выводы:

  1. Тест отражает динамику изменения показателя уровня усвоения роли гражданина в зависимости от возраста учащихся.

  2. Тест удобен при проведении с учащимися и в обработке, требует мало времени, поэтому легко может использоваться в школе.

  3. Тест отражает не только уровень социализации учащихся, но также уровень усвоения учащимися учебной программы по предмету обществознание, поэтому может использоваться не только психологами, но и учителями на уроках.

  4. Некоторые вопросы являются трудными для понимания восьмиклассниками, поэтому требуют доработки и уточнения. Учителям необходимо внести в личное планирование на уроках сопутствующее повторение по данным темам и отработку на индивидуальных консультациях вопросов с учащимися, у которых они вызвали трудности.

  5. Необходимо отработать отдельные теоретические понятия, введя сложные термины в словарь по обществознанию, усилить как метод работы на уроках обществознания ролевые игры с отработкой теоретических понятий.

 

В процессе обсуждения результатов тестирования школьников было решено продолжить и расширить работу над созданием методики и тест-опросника, дополнив его заданиями, направленными на оценку знаний учащихся основных понятий и терминов. основных законом, навыков поведения в различных социально-правовых ситуациях и готовность применять их в соответствующих условиях. В итоге, были выделены следующие категории (виды) заданий:

  • задания, направленные на проверку знания понятий и терминов, относящихся к проверяемой области;

  • задания, связанные с проверкой знания моделей поведения, связанных с ролью гражданина;

  • задания, проверяющие знание и понимание последствий, связанных с выполнением или невыполнением каких-либо действий;

  • задания, проверяющие готовность к поведению определенного типа

 

Этот тест-опросник (и материал к нему) может использоваться не только в рамках оценки социализации учащихся (наряду с другими тестами), но и при оценке знаний по предмету «Обществознание». Поэтому, нами был составлен дополнительный тест-опросник, учитывающий особенности оценки знаний по обществознанию (по соответствующим разделам учебного предмета).

I. Знание понятий, относящихся к проверяемой области.

Какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «гражданин»?

I. Знание понятий, относящихся к проверяемой области.

Какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «гражданин»?

А) Нравственный человек, исполняющий закон.

Б) Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделенное политическими правами и обязанностями.

В) Человек, который горячо любит свою Родину, предан отечеству.

Г) Лицо, покинувшее страну постоянного проживания в результате военных действий или чрезвычайной ситуации.

 

II. Знание и понимание последствий, связанных с выполнением или невыполнением каких-либо действий.

Полная уголовная ответственность за совершение любых преступлений наступает:

А) с 18 лет

Б) с 16 лет

В) с 21 года

Г) с 14 лет

 

III. Знание моделей поведения (какое поведение соответствует той или иной роли в соответствующей ситуации).

Что не относится к обязанностям гражданина?

А) обязанность платить налоги

Б) обязанность получить высшее образование

В) обязанность защищать Отечество (служить в армии)

Г) обязанность соблюдать законы, Конституцию

 

IV. Индивидуальные предпочтения (какой вид поведения предпочитает учащийся в той или иной ситуации).

Как бы вы поступили, если бы вас попросили дать показания как свидетеля какого-либо происшествия (например, аварии):

А) Отказался бы, так как боюсь быть замешанным в какую-нибудь «темную» историю.

Б) Согласился бы, так как возможно это поможет восстановить справедливость, и это гражданский долг каждого.

В) Отказался бы, так как жалко тратить свое свободное время.

Г) Согласился бы, так как испугался правовых последствий отказа.

 

V. Готовность к поведению определенного типа.

Если бы вам нужно было голосовать на выборах, вы бы:

А) не пошел голосовать, так как один мой голос все равно ничего не изменит

Б) голосовал бы за тех, за кого большинство моих друзей и родственников

В) изучил бы внимательного программы партий и на основании этого сделал выбор

Г) голосовал бы за тех, кого больше всех «рекламируют», чьи имена «на слуху»

 

Апробация доработанного теста была проведена с учащимися 9-х классов. Полученные результаты характеризуют положительную динамику изменения уровня сформированности гражданской позиции у тех учащихся, которые выполняли тест «Роль гражданина в обществе» в прошлом учебном году, будучи восьмиклассниками.

Учащиеся заинтересованы в данной форме работы, так как тест проверяет не только теоретические знания по предмету, но и позволяет проработать варианты поведения в той или иной жизненной ситуации, узнать, в каких случаях знание законов, правил и норм поведений в обществе может помочь учащимся справиться с возможными трудностями, подготовиться к взрослой жизни в социуме. После выполнения теста возникшие вопросы всегда обсуждаются с учениками.

Апробацию данного теста мы планируем продолжить с учащимися других классов, с целью отбора заданий, в наибольшей степени позволяющих определить уровень усвоения учащимися ЗУН по обществознанию, уровень сформированности у них гражданской позиции, освоения норм и правил поведения в различных социально-правовых ситуациях.

В заключении отметим, что, данная работа помогает педагогическому коллективу определить, какими знаниями, умениями и навыками по обществознанию должен обладать выпускник II и III ступеней обучения, позволяет составить задания для определения не только уровня ЗУН учащихся, но и уровня сформированности у них гражданской позиции, усвоения норм и правил поведения, соответствующих роли гражданина, а главное – готовности вести себя правильно в различных жизненных ситуациях в соответствии с усвоенными знаниями, что очень важно в условиях современного общества. Разработанный тест помогает учителям выявить, какие темы по предмету учащиеся усваивают хорошо, а какие необходимо повторить, чтобы лучше подготовить их к итоговой аттестации, особенно в форме ЕГЭ.

Отличительной особенностью данного теста также является выделение по каждому вопросу той области знаний, которую этот вопрос проверяет и которой учащиеся должны овладеть в ходе изучения определенной темы по программе обществознания. В соответствии с данной схемой был составлен новый тест, с вопросами по каждому из 5 блоков, например,