Психология и методология образования

О проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

Е.А. Исупова

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса. Наиболее сложно эти изменения идут в системе государственных общеобразовательных школ. Основными социально-экономическими процессами, предопределяющими указанные изменения, являются:

  • резкое расслоение детей по уровню жизни,
  • сокращение государственных расходов на образование и как следствие сокращение материально-технической базы общего образования,
  • уменьшение поддержки учебного процесса со стороны родителей, занятых проблемами выживания, изменения в шкале ценностей родителей и детей, где образование потеряло приоритетность,
  • сокращение промышленного производства (как источника рабочих мест) снизило интерес к точным наукам.

            Одной из главных целей образования в постиндустриальном обществе становится подготовка рабочей силы, способной конкурировать на рынке труда. Однако это возможно только в том случае, когда выпускник школы имеет не только определенный набор практических знаний и умений, но также способен самостоятельно мыслить, учиться новому и успешно приспосабливаться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям.

            По определению С.П.Капицы, образование - это индустрия, направленная в будущее. Как всякая индустрия, образование опирается на соответствующие технологии, которые развиваются и совершенствуются по мере развития знания. ЮНЕСКО так определяет понятие «педагогическая технология»: «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и освоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

            Важнейшим результатом любого технологического процесса является качество получаемой продукции или оказываемых услуг. Управление качеством в современном мире обеспечивается стандартами системы качества, имеющими, как правило, административное закрепление в качестве государственных стандартов многих стран мира, в том числе и России. Стандарт - набор фиксированных норм, характеристик, правил, требований, которые должны неукоснительно соблюдаться. Качество - совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые требования потребителя.

            Законом Российской Федерации "Об образовании" предусмотрена разработка стандарта общего образования. На протяжении последних лет ряд творческих коллективов вел разработку проектов стандарта федерального компонент общего образования. В августе 2003 года Министерство  образования РФ разослало для обсуждения проект федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанный временным научным коллективом "Образовательный стандарт" под руководство академиков РАО Э.Д.Днепрова и В.Д.Шадрикова.

            Проведенный  анализ этого проекта позволяет сделать следующие выводы:

            1. Разработанный проект «Стандарта» не соответствует сложившейся системе стандартизации - как российской, так и международной. Для стандартизации процессов образования необходима система стандартов, охватывающий весь технологический процесс образования (по типу стандартов серии ISO 9000).

            2. В проекте «Стандарта» не предусмотрен механизм и инструментарий проверки результатов процесса обучения. 

            Оценка знаний (устные опросы, письменные, самостоятельные и контрольные работы, текущие экзамены, участие в конкурсах) является одним из инструментов управления процессом обучения. Необходимо, поэтому, внимательнее относится к внедрению тестирования в образовании. Исследования, проведенные в США, показали, что только незначительная часть учащихся, правильно решившая тесты, может обосновать свой выбор ответа. Это заставило власти США еще в 1989 году ввести стандарт, предусматривающий проверку знаний с помощью традиционных, классических инструментов.

            3. В проекте «Стандарта» отсутствует определение термина "Компетентность», хотя этот термин часто и широко используется при описании целей и результатов образования.  Это, в свою очередь, делает невозможным контроль компетенций (компетентностей).

            4. Предлагаемый «Стандарт» должны будут реализовывать около 70 тысяч школ, более миллиона учителей, десятки миллионов учащихся. При этом порядок внедрения «Стандарта» не определен, тем более не указаны источники финансирования (практика внедрения стандартов в образовании свидетельствует о высокой капиталоемкости этого процесса).

            5. Предметное содержание учебных дисциплин в проекте «Стандарта» (математика, русский язык и литература, естественные науки, технология) не соответствует, на наш взгляд, требованиям постиндустриального общества (основная производительная сила - наука  и технология) и не учитывает меры уже реализуемые государством по внедрению IT технологий в общее образование.

            5. Предметное содержание учебных дисциплин в проекте «Стандарта» (математика, русский язык и литература, естественные науки, технология) не соответствует, на наш взгляд, требованиям постиндустриального общества (основная производительная сила - наука  и технология) и не учитывает меры уже реализуемые государством по внедрению IT технологий в общее образование.

            В частности черчение и графика - основной язык технологии и узел межпредметных связей ни по месту, ни по содержанию не соответствует даже современным запросам рынка рабочей силы, мало того, изучение понятий о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах "подлежат изучению, но не включаются в требования к уровню подготовки выпускников".

        В октябре текущего года подготовленный проект «Стандарта» был рассмотрен на совещании заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций с участием представителя Администрации Президента. Совещание рекомендовало после доработки утвердить стандарт как временный и продолжить работу над перспективным «Стандартом». Считаем, что такое решение целесообразно и его можно поддержать, хотя на реализацию временного стандарта найти средства в бюджете вряд ли удастся.