Вы здесь

О мониторинге качества образования

О.Б. Логинова

Оценка качества образования ведется на основе сопоставления социальных запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг (детей и родителей, работодателей, подсистем системы образования) с планируемыми, реализуемыми и достигаемыми образовательными результатами.

Под образовательными результатами на настоящем этапе мы понимаем следующие:

  • общеучебные умения (ключевые интеллектуальные умениям);
  • предметные знания и умения;
  • навыки социализации (социально-коммуникативные навыки);
  • креативность;
  • сохранность психического и физического здоровья;
  • отношение к образованию и мотивацию к его продолжению, включая удовлетворенность полученным образованием.

К ключевым интеллектуальным (общеучебным) умениям, в первую очередь, мы относим:

навыки работы с информацией, базирующиеся на умении

  • поставить и сформулировать (вычленить) проблему – как минимум, участвовать в совместной дискуссии по постановке проблемы;
  • активизировать имеющуюся информацию и организовать целенаправленный поиск недостающей информации;
  • систематизировать собранную информацию;
  • сформулировать вопросы для уточнения понимания информации;
  • провести анализ, обобщить и представить полученную информацию в словесной и графической форме;

а также, как минимум, следующее:

  • навыки контрольно-оценочной деятельности (умение оценить свои способности, умение оценить сложность и трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, умение объективно оценить причину своих неудач);
  • умение отличать факты от гипотез и суждений (мнений, отношений и оценок);
  • умение видеть и указывать область, на которую распространяется данное суждение, способ познания или способ действия;
  • умение формулировать и аргументировать суждения, – как минимум, распознавать неправдоподобные или неаргументированные суждения,
  • навыки обнаружения (самостоятельно или прибегнув к помощи) и исправления (с опорой на справочную и учебную литературу) допущенных ошибок или неточностей  (как минимум, способность усомниться в правильности полученного решения, высказанного суждения, зафиксировать противоречие, сделать попытку исправить допущенную ошибку).

 К перечисленным общеучебным умениям следует добавить: а) умение воспринимать текстовую информацию (читать и понимать текст – художественный, учебный и научно-популярный, публицистический) и б) умение извлекать информацию из нетекстового источника (рисунки, диаграммы, таблицы, графики, формы). Эти умения выступают в качестве необходимого условия формирования и функционирования общеучебных умений.

 К предметные знаниям и умениям мы относим:

1) систему структурообразующих знаний, рассматриваемых как основа для содержательной ориентировки. К этим знаниям мы относим:

  • основополагающие данные (имена и даты, объекты материальной, интеллектуальной культуры и искусства, события и факты, данные опытов и наблюдений);
  • аксиоматику и определения, общепризнанные классификации;
  • фундаментальные понятия, ведущие концепции, теории, гипотезы, положения и т.п.;

2) активное и пассивное использование наиболее часто употребляемых терминов, алгоритмов (порядка 1000 – 1500 терминов для продуктивного усвоения и порядка 3000 – 4000 терминов для рецептивного усвоения);

3) освоение базовых моделей и способов познания, характерных для трех основным сфер: «Природа и техника», «Общество», «Человек», включая:

  • языки их описания (включая общеупотребительную символику, способы рассуждения и способы представления информации);
  • языки общения – разговорную и письменную речь (родную и иностранную), математику,
  • базовые двигательные навыки, в том числе – трудовые,
  • способы передачи ощущений с помощью слова, цвета и формы, звука и ритма и т.п.

К навыкам социализации, в первую очередь, мы относим:

  • умение делать ответственный выбор;
  • умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, в том числе (при работе в группе, в процессе межкультурного диалога, в процессе взаимодействия с природой и техникой, в обыденной жизни, в процессах повседневного общения, в экстремальных ситуациях):
  • элементарные коммуникативные навыки (умение знакомиться, поддерживать разговор и т.д.);
  • сложные коммуникативные навыки (умение договариваться, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях);
  • навыки, связанные с умениями осозновать и выражать свои чувства, а также понимать чувства других людей;
  • навыки поведения в ситуациях, связанных с агрессией;
  • навыки поведения при стрессе.

Диагностику качества и уровня сформированности социальных навыков можно рассматривать как необходимое условие оценки качества образовательного процесса (реализуемых образовательных результатов), и/или как средство анализа и планирования учебной и воспитательной работы, но не как способ и средство оценки уровня социальной компетентности ребенка. Методически правильно оценивать эффективность этого процесса только на основе сопоставления планируемых и достигаемых результатов формирования социальных навыков, и ни в коем случае не на основе прямой оценки уровня развития этих навыков. При этом планирование результатов в этой области может быть основано только на дифференцированной самооценке детьми уровня развития у себя этих навыков. При этом следует ориентироваться на список дефицитных навыков, которые реально представляют собой осознаваемые детьми затруднения в развитии собственной социальной компетентности.

Отношение к образованию включает в себя:

  • систему ценностных ориентаций и отношений;
  • отношение к себе как к успешному или неуспешному ученику;
  • отношение к школьным предметам;
  • отношение к школе.

Креативность можно оценивать на основе уровня сформированности умения решать проблемные задачи при дефиците имеющихся средств, способов и знаний в различных жизненных ситуациях и в сфере познавания. Основными составляющими этого умения являются:

  • умение применять ключевые интеллектуальные навыки, в том числе:
  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • способность действовать нестандартно (оригинальность);
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали
  • умение дать оценку (высказать оценочное суждение);
  • умение принимать решение.

На планируемые, реализуемые и достигаемые образовательные результаты влияют различные факторы: внешние (социально-экономические, демографические) и внутренние (финансовое, материально-техническое, учебное, кадровое обеспечение образовательного процесса, управление и менеджмент).

Основная сложность настоящего этапа состоит в том, что неизвестна степень влияния различных факторов, в силу чего невозможно априори выделить и указать группу приоритетных факторов.

Процесс оценки качества образования предполагает:

  • разработку методики его оценки (организационная схема и формирование выборки, исходная система требований и показателей, способы получения и обработки данных);
  • разработку инструментария;
  • проведение исследований;
  • первичную и вторичную обработку данных;
  • анализ и интерпретацию результатов.

Основная сложность настоящего этапа состоит в практически полном отсутствии инструментария почти по всем позициям (за исключением инструментария для оценки предметных знаний и отчасти – предметных умений. Анализ показывает, что:

  • нет методик экспертной оценки соответствия планируемых результатов социальным ожиданиям;
  • нет методик анализа урока (реализуемых учителем образовательных результатов);
  • нет надежного инструментария для оценки уровня сформированности общеучебных умений, отношений, навыков социализации, креативности и пр.

Отсутствуют надежные представления о наиболее значимых факторах, влияющих на образовательные результаты. Как следствие,  возникают трудности с формированием репрезентативной выборки, множественность опросных форм и т.д.

Отсутствует надежная система показателей для оценки качества образования, основанная на данных мониторинговых исследований (как правило, несмотря на проводимые исследования для оценки качества образования пользуются в основном показателями образовательной статистики).

Отсутствует методика анализа данных (из-за чего анализ и интерпретация данных в настоящее время является скорее искусством, чем технологической процедурой).

В заключении (в качестве материала для обсуждения) предлагается организационная схема мониториногвых исследований, связанных с оценкой достижений учащихся и оценкой качества образования в образовательных учреждениях (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Организационная схема мониторинговых исследований в ОУ

Ступень

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

Цели исследования

Готовность к обучению в школе

Готовность к обучению в 5 – 9 классах, готовность к продолжению обучения

Готовность к профильному обучению

Классы, инструментарий

1-й кл. (сентябрь)

 

Задания для учащихся,

анкеты для учителя, администрации, родителей,

листы обработки

Тесты для учащихся

  • 5-й

- Общеучебные навыки (сентябрь – октябрь))

- Русский язык (середина октября)

- Математика (середина октября)

  • 7-й

- Арифметика (середина октября)

  • 8-й

- Русский язык (середина октября)

- ОБЖ (поведение в экстремальных ситуациях) (март – апрель)

  • 9-й

- Естественнонаучная грамотность (март – апрель)

- Общекультурная подготовка в области предметов обществоведческого и эстетического циклов (март – апрель)

Задания для учащихся

  • 9-й

- Защита групповой проектной работы (март – апрель)

 

Схемы анализа для учителя

  • 9-й

- Схемы поэлементного анализа экзаменационных работ по русскому языку и математике

Анкеты для учащихся, учителя, администрации, родителей

Листы обработки

Тесты для учащихся

  • 10-й

- Общеучебные навыки (сентябрь – октябрь))

- Русский язык (середина октября)

- Математика (середина октября)

 

Анкеты для учащихся, учителя, администрации, родителей

Листы обработки

 

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.