Психология и методология образования

Многофункциональность мониторинга

Кормишина С. Н.

На протяжении нескольких лет лабораторией новых технологий образования Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) проводилась работа по изучению качества обучения математике. Ставились следующие задачи:

- определение уровня усвоения отдельных тем курса математики и сформированности соответствующих умений и навыков;

- выявление типичных и индивидуальных ошибок учащихся на каждом этапе обучения;

- выявление общих тенденций и закономерностей усвоения обязательного (базового) материала по математике;

- выявление факторов, влияющих на усвоение базовых знаний, умений, навыков;

- выявление и ранжирование методических проблем, связанных с результативностью обучения.

В педагогическом мониторинге по математике приняли участие около 9 тысяч учащихся 1-9 классов из 32 школ г. Самары и Самарской области. В исследовании использовалась технология мониторинга качества обученности математике, разработанная в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области коллективом под руководством проф. Н.Н. Решетникова. В качестве средства изучения уровня обученности учащихся математике была взята диагностическая работа, проводимая три раза в год и состоящая из 10 заданий.

В содержание диагностической работы для 1-7 классов вошли задания на арифметические действия, порядок действий в вычислениях, измерения, действия с именованными числами, текстовая задача, логические задачи. Диагностическая работа для 8-9 классов строилась в соответствии с основными содержательными линиями школьного курса и федеральной программой по математике.

В этом исследовании была получена обьективная информация об уровне сформированности основных умений и навыков учащихся начальной и средней школ, выявлены методические затруднения учителя, и в результате - обеспечена преемственность между начальной и средней школой. Полученная информация позволяет конкретизировать проблемы участникам процесса обучения (ученику, учителю, завучу) и выстроить систему их решения (самоконтроль, самокоррекция, индивидуальная работа, изучение положительного опыта, целевая методическая учёба и т. п.).

 Анализ результатов исследования позволяет сделать определенные выводы, касающиеся содержания измерителей качества математической подготовки и процедур её измерения.

1) Время овладения материалом, предусмотренным программой, должно продолжаться не менее года. Этот срок необходим, на наш взгляд, для внутренней организации знаний, полученных детьми с пониженными способностями. Поэтому содержание диагностической работы должно существенно отличаться от содержания средств текущего контроля.

2) Существенное влияние на успеваемость школьников по математике оказывает уровень развития вербальных способностей.

3) Важным параметром сложности задачи является степень стандартности (в смысле привычности ) формулировки задачи.

4) Натренированность в решении стандартных задач не может считаться свидетельством глубокого и осмысленного усвоения математических знаний.

Таким образом, мониторинг качества обученности помогает администрации организовать управление процессом обучения математике; учителю - оптимизировать процесс усвоения знаний учащимися; ученику - вовремя обнаружить пробелы в своих знаниях.