Вы здесь

Исследование уровня коммуникативной толерантности учащихся и педагогов школы

Евстюнина Л.В., Каретникова М.В.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить уровень коммуникативной толерантности педагогов и учащихся в различных жизненных и педагогических ситуациях. Для оценки толерантности использовался Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

В анкетировании приняли участие 25 педагогов школы (75 % преподавательского состава) и 64 ученика 9-10 классов.

Результаты исследования представлены в таблицах 1 -

Таблица I. Общий уровень коммуникативной толерантности учащихся и педагогов школы.

Коммуникативная толерантность

Группы исследуемых

низкая

средняя

хорошая

высокая

Педагоги

0

13%

68%

19%

Учащиеся

0

11%

48%

41%

 

Таблица Анализ коммуникативной толерантности по основным блокам анкеты.

 

Показали невысокий уровень коммуникативной толерантности

Основные блоки анкеты.

педагоги

учащиеся

1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальности других людей.

6%

8%

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.

3%

1,5%

3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей.

3%

5%

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сгла­живать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у одноклассников (коллег).

10%

9%

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать других людей

15%

5%

6. Вам хочется подогнать других под себя, сделать их удобными.

5%

5%

7. Вы не умеете прощать другому ошибки, неловкость, непреднамс»ренно причиненные вам неприятности.

3%

9%

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался одноклассник (коллега)

0%

1,5%

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.

8%

5%

 

Таблица 3. Анализ коммуникативной толерантности педагогов в отдельных ситуациях.

СИТУАЦИИ

% педагогов с низкой коммуникативной толерантностью

1. Взаимодействие с коллегами по работе, у которых низкий профессиональный уровень

77%

2. Общение с невоспитанными людьми

67%

3. Взаимодействие с «новыми русскими»

64%

4. Общение с самоуверенными людьми

61 %

5. Общение с человеком с безупречной репутацией

58%

6. Спор с человеком, который стремится настоять на своем

48%

7. Общение с несколько странными людьми

48%

8. Неумение прощать обиды и бестактные шутки

42%

9. Адаптация к новым партнерам по работе

42%

10. Общение с непоседливыми, суетливыми людьми.

42%

11. Общение с людьми, которые находятся в психологическом или физическом дискомфорте.

3' %

 

Таблица 4. Анализ коммуникативной толерантности учащихся в отдельных ситуациях.

СИТУАЦИИ

% учащихся с низкой коммуникативной толерантностью

Общение с невоспитанными людьми

45%

Поучения, наставления пожилых людей

34%

Общение с несколько странными людьми.

31%

Взаимодействие с «новыми русскими»

27%

Общение с самоуверенными людьми.

27%

Общение с человеком с безупречной репутацией.

22%

Работа в группе.

16%

Адаптация к новым партнерам по работе.

9%

Неумение прощать обиды и бестактные шутки.

9%

Неумение принимать индивидуальность другого человека.

8%

Общение с людьми, которые находятся в физическом или психическом дискомфорте.

1,5%

 

Таблица 5. Сравнительный анализ коммуникативной толерантности педагогов и учащихся в отдельных ситуациях.

СИТУАЦИИ

 

Низкая коммуникативная толерантность

% педагогов

% учащихся

Общение с невоспитанными людьми

67%

45%

Взаимодействие с «новыми русскими»

64%

27%

Общение с самоуверенными людьми

61%

27%

Общение с человеком с безупречной репутацией

58%

22%

Общение с несколько странными людьми

48%

31%

Неумение прощать обиды и бестактные шутки

42%

9%

Адаптация к новым партнерам по работе

42%

9%

Общение с людьми, которые находятся в психологическом или физическом дискомфорте

30%

1,5%

 

Результаты данного исследования обсуждались на педсовете школы. Педколлектив школы был ознакомлен с результатами первичной диагностики толерантных качеств учащихся и педагогических работников.

На педсовете рассматривались вопросы, связанные с учетом результатов диагностики в процессе обучения и воспитания учащихся, и, в частности, с тем, как принципы толерантности реализуются в процессе преподавания социологии, философии, психологии, обществознания, а также во внеучебной работе (через развивающие групповые  и классные часы). Педколлектив школы был ознакомлен с планом проведения развивающих групповых занятий для учащихся и семинаров-тренингов для педагогов школы.

Полученные результаты рекомендовано использовать на родительских собраниях, в процессе индивидуальной работы с педагогами и учащимися школы.

Выводы

1) Анализ результатов исследования показал, что в целом уровень развития коммуникативной толерантности у педагогов и учащихся школы является -удовлетворительным, причем, у 41 % учащихся отмечалась высокая коммуникативная толерантность.

2) В процессе исследования были выявлены проблемные ситуации, в которых и учащиеся, и педагоги показали низкую толерантность. К ним относится:

  • общение с невоспитанными людьми;
  • взаимодействие с «новыми русскими»;
  • общение с самоуверенными людьми;

3) Наиболее сложная проблемная ситуация для некоторых педагогов школы- это взаимодействие с коллегами по работе, у которых, по их мнению, низкий профессиональный уровень (72 %). Следует, кроме того, обратить внимание педагогов на проблему взаимоотношений с новыми партнерами по работе (42 %).

Анализ результатов исследования позволил разработать рекомендации для учащихся и педагогов (см. табл. 6)

Таблица 6. Рекомендации по развитию толерантности для учащихся и педагогов

 

Для педагогов

Для учащихся

1

Становясь старше, все больше обра­щайте внимания на появление и преодо­ление своих возрастных и профессио­нальных стереотипов.

Если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоя­тельности.

2

Следите за тем, чтобы профессио­нальная педагогическая позиция не проявлялась в ситуациях с близкими людьми.

Внимательнее относитесь к другим людям и стремитесь расширить круг позиций, идей, сведений за счет мнений, исходящих от других людей.

3

Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

 

Изменение взглядов, мыслей, поведения требует определенных усилий, большой внутренней работы, активности.

4

Взаимоотношения с единомышлен­никами и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.

5

Расширяйте круг идей, позиций, мнений, фактов и сведений, исходящих от других людей.

 

Принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир -единственный.

6

Старайтесь выходить за рамки педаго­гической науки, профессиональной деятельности, возможно важные для вас вопросы лежат в других науках, областях, сферах, интересах

Если вы заинтересованы в продуктивном общении с одноклассниками, родственниками, друзьями, обращайтесь к тому лучшему, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной

7

Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и, если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право. Для каждого дела и периода осмысления есть свой срок. Мы должны быть внутренне готовы к реализации нового.

 

Приложение: Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко

Инструкция:

«Проверьте, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам:

0 баллов - совсем неверно; 1 балл - верно в некоторой степени; 2 балла - верно в значительной степени; 3 -верно в высшей степени.

Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов, но будьте искренни».

1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей                                                                                                                           Баллы

1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

1

2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

0

3 Шумные детские игры переношу с трудом

0

4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

0

5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

1

Всего:

2

2 Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя

1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

Баллы 1

2 Меня раздражают любители поговорить

0

3 Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу

0

4 Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

1

5 Мне трудно общаться с учениками иного интеллектуального уровня, чем у меня

1

Всего:

3

3 Вы категоричны или консервативны в оценках людей

1 Пожилые люди вызывают неприятные чувства желанием поучать, вмешиваться в мою жизнь

Баллы 0

2 Так называемые новые русские обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

0

3 Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне

0

4 Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

0

5 Терпеть не могу работать а группе с одноклассниками, которые плохо владеют изучаемым материалом

0

Всего:

0

4 Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возника­ющие при столкновении с некоммуникабельными качествами у одноклассников

1 Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

Баллы 1

2 Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

0

3 Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

0

4 Мне неприятны самоуверенные люди

0

5 Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

0

Всего:

1

5 Вы стремитесь переделать, перевоспитать других

 

 

1 Я имею привычку поучать окружающих

Баллы 1

2 Невоспитанные люди возмущают меня

0

3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо из окружа­ющих

0

4 Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

0

5 Я люблю командовать близкими.

1

Всего:

2

6 Вам хочется подогнать других под себя, слелать их удобными

1 Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском тран­спорте или в магазинах

баллы 0

2 Жить в одной палате (в лагере, больнице) с посторонним человеком - для меня просто пытка

0

3 Когда одноклассник не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

0

4 Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

1

5 Меня раздражает, если одноклассники делают что-то по-своему не так как мне того хочется

1

Всего:

2

7 Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

1 Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

Баллы 1

2 Меня часто упрекают в ворчливости

0

3 Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю

1

4 Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки

0

5 Если одноклассник непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь

1

Всего:

3

8 Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался одноклассник

1 Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

Баллы 1

2 Внутренне я не одобряю одноклассников, которые при удобном случае расска­зывают о своих болезнях

0

3 Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на учителей

0

4 Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

1

5 Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из одноклассников

2

Всего:

4

9 Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других

1 Как правило, мне трудно идти на уступки другим ученикам

Баллы

2 Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

 

3 Обычно я с трудом приспосабливаюсь к другим ученикам по совместной работе

 

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми__

 

5. Чаще я из принцип настаиваю на своем, даже если понимаю, что другой прав

 

Всего:

 

Данная анкета предлагается автором как для самодиагностики педагогов и учащихся по коммуникативной толерантности, так и для оценки уровня толерантности в образовательном учреждении.

Обработка результатов.

Оценка данных по тесту проводится в несколько этапов. На первом этапе определяется общая толерантность. Для этого выделяется 4 уровня толерантности: 0 - 34 балла - высокая толерантность; 35-68 баллов - хорошая толерантность; 69 - 102 балла - средняя толерантность; 103-135 баллов - низкая толерантность (до нетерпимости).

Общая толерантность определяется по числу набранных баллов по всему тесту. Максимально возможный балл 135.

На втором этапе толерантность определяется по 9 блокам, выделенным в методике. Толерантность считается низкой в интервале от 10 до 15 баллов

На третьем этапе рекомендуется посмотреть наиболее актуальные и проблемные ситуации по отдельным вопросам. Низкая толерантность в интервале от 2 до 3 баллов.

Методику можно проводить индивидуально и в группе.

Алгоритм действий при обработке данных

1. Подсчитать сумму баллов, полученных по всем 9 признакам. Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов - 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим.

2. Обратить внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у анкетируемого высокие суммарные оценки (возможен интервал от 0 до 15). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем человек менее терпим к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений.

Полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные взаимоотношениям анкетируемого с партнерами. В непосредственном, прямом, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.

Добавить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.