Психология и методология образования

Использование интегрированно концентрированного обучения на уроках природоведения в начальной школе

М.С. Сапожникова, Е.А Стрижак

Традиционный учебный план предполагает равномерное (один час в неделю) распределе­ние учебной нагрузки по природоведению. Это вызывает трудности в изложе­нии на уроке всего разнообразия материала. В среднем учитель тратит около 40% урочного времени на повторение материала и 20% - на за­крепление пройденного на уроке материала, т. е. 60% времени урока уходит только на обобще­ние и упрочнение знаний. Таким образом на сам познавательный процесс (объяснение и усвоение материала) остается только 40% времени. Дополнительные трудности в усвоении материала урока связаны с возрас­тными особенностями младших школьников. Использование интегрированно-концентриро­ванного обучения позволяет сэкономить время, а следовательно, улучшить знания де­тей по предмету. Природоведение дает богатые возможности для использования этого метода, причём, объединение двух уроков природоведения в один день дает, на наш взгляд, значительно более лучшие результаты.

В качестве примера организации урока по методу интегрированно-концентрированного обучения  рассмотрим план проведения одного из уроков по природоведению: “Природное сообщество. Лес”. В ходе опытной работы проводилась интеграция пред­метов одного учебного дня (природоведение, русский язык, чтение).  Ниже представлен примерный ход учебного дня учащегося 4 класса (по системе 1-4) с использованием интегрированно-концентрированного обучения.

1-й урок. Знакомство со сказкой Н. Сладкова “Бюро услуг” (читает учитель, время - 3-4 минуты).

Перед чтением учащимся дается задание:

  1. . определить жанр произведения, доказать.
  2. . почему сказка имеет такое название?

 При данной форме работы решается несколько задач:

  1. Художественное наслаждение текстом (что понравилось и почему?  как вы думаете, достиг ли автор своей цели  помощью данного жанра?);
  2. Развитие речи (о чем данный текст, словарная работа).

Работа в классе проводится в повышенном темпе, чтобы дети не устали (на выполнение задания отводится не больше 10 минут).

Затем детям раздаются карточки трех цветов, в которых находится одна из частей текста (7 - Идея создания Бюро, 2 - Претенденты, 3 - Волк - “сторож”) с пропущенными орфограм­мами по теме “Безударные гласные”. Учащиеся должны выполнить задание и объеди­ниться в группы в зависимости от цвета карточки, причем, при раздаче карточек учитель дол­жен учитывать разный уровень знаний учащихся, заранее продумывая состав групп с целью создания ситуации успешности в их последующей работе. После этого каждая группа получает новое задание: письменно ответить на вопросы по “своей” части текста и вы­полнить грамматическое задание. Например,

> Найти в отрывке героев текста;

> Определить части речи в указанных словах;

> Определить склонение данных слов;

> Выписать в тетрадь, распределив по столбикам (1-2 склонение);

> Найти в тексте безударные гласные;

> Выписать слова, распределяя их на два столбика: проверяемые и непроверяемые ударения;

> Ответить письменно на вопросы:

  • Почему животные решили создать бюро услуг?
  • Почему автор главной зачинательницей делает ворону?
  • Какие животные предлагали свои услуги?
  • Какие услуги предлагаются и почему именно эти животные их предлагают?
  • Почему волка не приняли в бюро услуг?
  • Права ли сорока?

При такой организации урока учитель решает сразу несколько задач: орфографический тренинг, развитие пись­менной речи, повторение теоретических знаний по русскому языку по теме “Склонение имени существительного”. Выполнение задания занимает от 15 до 25 минут в зависимости от класса (скорость письма, уровень подготовленности).

2-й урок. После выполнения письменной работы каждая группа должна защитить свой “проект”. Для этого на ватмане учащиеся отображают героев своего отрывка и их услуги в той последователь­ности, в которой это происходит в сказке. Цель задания - научить конспектированию текста при помощи символов (на выполнение задания отводится 15-18 минут). Задача остальных групп - оценить точ­ность, последовательность и глубину изложения материала. После защиты проектов дети должны выполнить общее задание, например, распределить проекты соответственно с распо­ложением частей сказки (на выполнение всего задания отводится 25-30 минут).

3 и 4-й уроки посвящены проведению деловой экологической игры.

Игровая ситуация описывается следующим образом:

животные создали бюро добрых услуг. Даже волк пригодился: убивал слабых и больных животных, поскольку сильных и здоровых поймать не мог. Его даже прозвали санитаром. Но пришли люди. Они решили, что и больным живот­ным надо жить. А волк вовсе не пользу приносит, а вред. И стали уничтожать волков, и тогда в лесу произошло...

3 и 4-й уроки посвящены проведению деловой экологической игры.

Игровая ситуация описывается следующим образом:

животные создали бюро добрых услуг. Даже волк пригодился: убивал слабых и больных животных, поскольку сильных и здоровых поймать не мог. Его даже прозвали санитаром. Но пришли люди. Они решили, что и больным живот­ным надо жить. А волк вовсе не пользу приносит, а вред. И стали уничтожать волков, и тогда в лесу произошло...

Детям раздается игровой материал со следующими вопросами:

Что произошло в лесу?

Положительные или отрицательные изменения произошли в лесу?

Что произойдет, если уничтожить всех волков?

Укажите взаимоотношение животных леса между собой?

Какие изменения могут произойти при уничтожении любого вида живот­ных?

Вспомните, какие среды обитания вы уже знаете?

Какая наука изучает связь живых существ со средой обитания?

На индивидуальную работу учащимся дается 10 минут, на внутригрупповую - 10 минут, на межгруппо­вую дискуссию - 10 - 15 минут. После выполнения всех заданий ученики составляют обобщающую таблицу по теме: “Среда обитания. Лес”.

Организация занятий в соответствии с рассмотренной выше схемой дает следующие результаты:

  1. возростает познавательная активность учащисяся; они с большим удовольствием расска­зывали о лесе, о животных, готовили в качестве домашнего задания доклады по близкой теме, зарисовки и т. п.; 
  2. увеличивается продуктивность обучения (полученные знания часто использовались детьми на других уроках);
  3. повышается интерес к обучению.

Кроме того такая организация обучения позволяет закрепить знания по русскому языку и разви­тию речи;

  • учащиеся знакомятся с внепрограммным литературным произведением;
  • сокращается время репродуктивного получения знаний;
  • повышается уровень самостоятель­ности;
  • появляется возможность отработать навыки групповой и индивидуальной работы.

Такую форму организации занятий целесообразно проводить раз в две-три недели.