Психология и методология образования
  • Главная
  • Система учебных умений. Часть 5

Система учебных умений. Часть 5

Система учебных умений. Часть 1 
Система учебных умений. Часть 2
Система учебных умений. Часть 3
Система учебных умений. Часть 4
Система учебных умений. Часть 5

Формы обучения как фактор учения

 

1. Виды форм обучения и их характеристики

Формы обучения представляют собой виды занятий (лекция, се­минар и т.д.). Они выделяются не по одному какому-нибудь осно­ванию, а по нескольким родовым и видовым характеристикам. Рассмотрим их основные виды и характеристики.

1.1. Наличие или отсутствие преподавателя и непосредственно­го его участия в обучениu. При наличии преподавателя обучение является по форме несамостоятельным, управляемым непосредст­венно, а при его отсутствии - самостоятельно опосредованно уп­равляемым. Формы несамостоятельного обучения (лекции, семи­нары, консультации и др.) реализуются всегда как аудиторные за­нятия. Формы самостоятельного обучения - как аудиторные и внеаудиторные занятия.

1.2. Характер взаuмодействия преподавателя с обучаемыми и между обучаемыми. По характеру взаимодействия можно выде­лить монологическую и диалогическую формы обучения, что оп­ределяется соответственно отсутствием или наличием двусторон­него взаимодействия и обратной связи участников процесса обуче­ния. К монологическим формам обучения относятся лекции, контрольные работы, самостоятельная работа в виде самоподго­товки по учебникам и задачникам. К диалогическим формам обу­чения можно отнести семинарские занятия, деловые игры, са­мостоятельную работу - в виде программированного обучения по программированным пособиям, содержащим объяснительные тек­сты (как в учебниках) и упражнения с информацией об ошибках, а не просто с ответами (как в задачниках) и др. Некоторые формы обучения могут быть как монологическими, так и диалогически­ми. К ним относятся консультации, лабораторные работы, коллоквиумы.

1.3. Налuчие или отсутствие взаимодействия обучаемых между собой.

По этому основанию выделяются совместно-коллективные формы обучения, такие, как деловые игры, коллективные дискус­сии, и раздельно-индивидуальные занятии - лекции, программированное обучение, контрольные работы, консультации.

Большинство форм обучения могут быть как совместными, так и раздельными, например семинарские занятия, лабораторные ра­боты, тренировочные занятия,· самоподготовка, коллоквиумы-за­четы, экзамены.

1.4. Общность видов деятельности обучаемых в группе.

По этой характеристике выделяют фронтальные и индивидуали­зированные формы обучения. Если группа выполняет одно общее задание, занятие называют фронтальным; если каждый обучаемый в группе работает над своим заданием, занятия яв­ляются индивидуализированными. К фронтальной форме обуче­ния относятся лекции, контрольные работы, к индивидуали­зированным формам - деловые игры, программированное обуче­ние, коллоквиумы. Многие формы обучения могут быть и фронтальными, и индивидуализированными, например, семинар­ские занятия, консультации, лабораторные работы, тренировоч­ные занятия, контрольные работы.

1.5. Применuмость для осуществления объяснения, отра6тки u контроля усвоения.

К формам обучения, используемым для объ­яснения учебного материала, относятся лекции, семинарские за­нятия, консультации, лабораторные работы. Отработка знаний и умений осуществляется на тренировочных занятиях, контроль ус­воения - на контрольных работах, коллоквиумах, зачетах, экза­менах. Для объяснения и отработки знаний и умений используют­ся деловые игры, самоподготовка, программированное обучение.

 

2. Возможности формы обучения для реализации различных ме­тодов обучения.

Рассмотрим в данном аспекте возможности ос­новных форм обучения.

Лекция как монологическая форма обучения позволяет прово­дить объяснение материала только с помощью методов сообщения готового знания - информирующего или проблемного изложения. На лекции не представляется возможным осуществлять объясне­ние методом выведения из общих положений и тем более методом эвристического поиска. Использовать два последних метода для объяснения материала можно только на семинарском занятии. На групповых предэкзаменационных консультациях так же, как и на лекциях, практически возможны только методы сообщения гото­вого знания из-за большого дефицита времени. На текущих груп­повых и индивидуальных консультациях для объяснения материа­ла можно привлекать те же методы, что и на семинарских заняти­ях.

 

2. Возможности формы обучения для реализации различных ме­тодов обучения.

Рассмотрим в данном аспекте возможности ос­новных форм обучения.

Лекция как монологическая форма обучения позволяет прово­дить объяснение материала только с помощью методов сообщения готового знания - информирующего или проблемного изложения. На лекции не представляется возможным осуществлять объясне­ние методом выведения из общих положений и тем более методом эвристического поиска. Использовать два последних метода для объяснения материала можно только на семинарском занятии. На групповых предэкзаменационных консультациях так же, как и на лекциях, практически возможны только методы сообщения гото­вого знания из-за большого дефицита времени. На текущих груп­повых и индивидуальных консультациях для объяснения материа­ла можно привлекать те же методы, что и на семинарских заняти­ях.

На самостоятельных работах полноценное объяснение достига­ется только с помощью сообщения готового знания, включая де­дуктивное выведение. И, в определенной степени, метод эвристиче­ского поиска.

Отработка материала может проводиться одинаково успешно на практических за­нятиях (решение типовых задач), на лабораторных работах, а так­же на самостоятельных работах с использованием всех известных методов отработки.

Указанная функциональная отнесенность форм обучения не является жесткой Она лишь указывает на преимущеcтвенные, преобладающие их функции. Так, на семинарском занятии можно не только объяснять материал, но и проводить промежуточный контроль понимания и частично даже отработку материала, а на практических занятиях может происходить дообъяснение и промежуточный контроль. Тем не менее, главная функция семинарского занятия - продолжение и завершение объяснения материала, которое было начато на лекции или при выполнении самостоятельных работ, причем в некоторых слу­чаях объяснение определенного раздела или темы целиком, проводится только на семинарских занятиях.

Главная функция практических занятий - организация и про­ведение отработки материала в упражнениях или решении задач. Тоже можно сказать и о лабораторных работах. Здесь необходимо сделать два пояснения. Во-вторых, иногда семинарское занятие считается разновидностью практических занятий и поэтому ис­пользуется для упражнений и решения задач, как лабораторные работы и практикумы (т.е. подчеркивается егo второстепенная, вспомогательная функция), а главная функция - проведение объ­яснения материала приписывается только лекциям. Такая класси­фикация вредит практике обучения, поскольку связывает проце­дуру объяснения материала только с лекцией, возможности кото­рой в данном отношении ограничены, и дезориентирует преподавателей, не раскрывая функции семинарского занятия и его большие возможности для проведения объяснения и достиже­ния понимания материала, следовательно, не обосновывая необхо­димости его обязательного использования прежде всего для объяс­нения.

Второе пояснение касается функций лабораторных работ и практикумов. Зачастую структура этих занятий такова: сначала осуществляется объяснение, только после этого отработка, на ко­торую остается мало времени. Поэтому преподаватели, проводя­щие лабораторные работы, оказываются в затруднительном поло­жении. Даже когда на объяснительных занятиях (лекциях и семи­нарских занятиях) имеются излишки времени, преподаватели не отводят их на объяснения действий, отрабатываемых на практику­мах и лабораторных работах. Преподаватели должны четко пони­мать, что на объяснительных занятиях необходимо проводить объ­яснение вceгo материала, а не части его, а на лабораторных заня­тиях этот материал следует отрабатывать. Таким образом, каждая форма обучения может быть определе­на не менее чем по шести рассмотренным выше характеристикам, а не по какой-нибудь одной, как это часто пытаются делать.

Рассмотрим, какие формы обучения наиболее приемлемы для реализации тех или иных методов обучения.

Метод получения готового знания из печатного источника ис­пользуется в самоподroтовке, а устное сообщение, информирую­щее или вопросное - на лекции. Другие формы (консультации, лабораторная работа, программированное обучение) играют вспомогательную роль в сообщении готового знания. Методы логиче­ского выведения и эвристического поиска знаний наилучшим об­разом реализуются на групповых занятиях, например на семинарском. Самоподготовка и программированное обучение менее по; ходят для этого, поскольку без участия преподавателя трудно организовать косвенное управление поисковой деятельностью об чаемых, а решение поисковых задач без управления или с помощью явных подсказок при обратной связи на выборочных ответах снижает эффективность логического и эвристического методов.

Методы отработки знаний и умений менее дифференцированны по формам обучения, но некоторые различия можно выделить, так форма деловой игры чаще связана сметодомупражнени

Метод прямого заучивания реализуется в основном в самоподго­товке. Поэтапная отработка реализуется в различных формах, на­иболее целесообразно использовать ее на групповых тренировоч­ных занятиях, где преподаватель контролирует переход обучае­мых с этапа на этап.

Кроме того, следует учесть, что для объяснения или отработки знаний и умений, как правило, следует использовать не одну фор­му обучения, а несколько форм, в их определенном сочетании и порядке применения; так, для объяснения материала нельзя обойтись только лекцией или семинарским занятием, необходимо их сочетание; целесообразно использовать самостоятельную рабо­ту. Для проверки отработки и контроля усвоения также нужно ис­пользовать разные сочетания (подробнее об этом будет сказано ниже).

Проведение контроля материала на фронтальных формах (семинарских занятиях, коллоквиумах, зачетах, экзаменах, письменных контрольных работах) позволяет применять методы конт­роля с конструируемыми ответами, пооперационно и по конечному продукту, т.е. все основные эффективные методы контроля. На самостоятельных работах можно осуществлять контроль только с помощью методов выборочного ответа.

Проведение контроля материала на фронтальных формах (семинарских занятиях, коллоквиумах, зачетах, экзаменах, письменных контрольных работах) позволяет применять методы конт­роля с конструируемыми ответами, пооперационно и по конечному продукту, т.е. все основные эффективные методы контроля. На самостоятельных работах можно осуществлять контроль только с помощью методов выборочного ответа.

 

3. Эффективность разных форм обучения

3.1. Эффективность разных форм обучения для объяснения знаний

Объяснение может быть реализовано только с использованием фронтальных форм обучения, или только самостоятельных, или сочетания фронтальных и самостоятельных форм обучения.

В настоящее время обучение с использованием только фрон­тальных форм или только самостоятельных считается менее эффективным по сравнению с обучением, использующим сочетание форм фронтальной и самостоятельной работы, поэтому ниже бу­дет рассматриваться только такая форма обучения (смешанная).

Поскольку фронтальное обучение и самостоятельная работа как составляющие смешанной формы обучения реализуются в разных видах форм обучения (лекции, семинарские и практические занятия и др. при фронтальном обучении, изучение материла по учебникам и задачникам или программированным пособиям на самостоятельных работах), то возникает возможность для объяснения материала пользоваться разным составом и последовательностью конкретных форм фронтального обучения и самостоятельных работ,

Можно рекомендовать два варианта состава и последовательности

форм обучения при изучении каждой порции материала.

В первом, более традиционном варианте обучения должны быть использованы три формы в такой последовательности: лекция, самостоятельная работа, семинарские занятия. В этом варианте процесс обучения протекает примерно следующим образом: на лекции преподаватель объясняет материал порциями и в конце объяснения каждой из них формулирует вопросы в качестве задания для самостоятельной работы; на самостоятельной работе обучаемые готовятся и затем на семинарском занятии обсуждают вопросы по содержанию.

Во втором варианте состава и последовательности форм обуче­ния лекции исключаются. Используется лишь самостоятельная ра­бота и семинарские занятия, причем сначала на самостоятельной работе обучаемые читают текст и самостоятельно уясняют содер­жание очередной порции материала, готовясь к обсуждению воп­росов, которое проводится на семинарском занятии. Недостаток этого варианта состава и последовательности форм занятий связан с его непривычностью, так как знакомство и изучение но­вого материала осуществляется обучаемыми самостоятельно, а не из сообщения преподавателя. Достоинство варианта — в большой ак­тивности обучаемых на занятиях, так как самоподготовка и семинар­ское занятие является более активными формами учебной работы, чем слушание лекции (разумеется, при прочих равных условиях).

Уяснение содержания учебного материала в условиях аудитор­ной работы происходит на основе слушания сообщений преподава­теля, сопровождаемых демонстрациями в виде схем, графиков, таблиц и записей на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, и обучаемый либо фиксирует его без предварительной об­работки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае обучаемый много вре­мени тратит на малополезную запись текста (иногда под диктовку преподавателя, а чаще — вслед за его речью, звучащей в нормаль­ном темпе). Во втором случае осуществляется активная работа по по­ниманию, но в осложненных условиях, так как возвращение к тек­сту, произнесенному преподавателем ранее, невозможно, а для пол­ноценного понимания материала эта операция в подавляющем большинстве случаев просто необходима. По этой причине у обучае­мых часто возникают вопросы к преподавателю, на которые они не могут получить ответ, поскольку лишены возможности диалога с лектором. Однако непонятое на предыдущем шаге может вызвать не­понимание последующих компонентов сообщений. Таким образом, можно считать, что понимание и уяснение содержания учебного ма­териала из устных сообщений является делом сложным.

Уяснение содержания учебного материала из письменных сооб­щений лишено тех недостатков, которые характерны для уяснения из устных сообщений. Здесь у обучаемых есть возможность много­кратного обращения к непонятым при чтении местам, чередова­ния чтения с обдумыванием и анализом. Кроме этого, читая текст, легче понять общую структуру содержания учебного материала, иерархию понятий, частей, разделов содержания. На этом моменте преподаватели обычно не акцентируют внимания в устных сообщениях, что также снижает уровень понимания. Вопросы, возникающие у обучаемого после уяснения содержания материала из текста, яв­ляются, как правило, более глубокими, принципиальными, содержательными, поскольку их источник — серьезная проработка ма­териала и его осмысление.

Изложенное позволяет сделать вывод, что более эффективным является такой вариант уяснения содержания учебного материала из сообщений, при котором оно начинается с самостоятельной работы над текстом, содержащим подлежащую усвоению информацию об объектах и действиях с ними, а затем продолжается и за­вершается на аудиторных занятиях. В этом варианте преподавате­ли освобождены от больших затрат времени и сил на осуществление сообщений, содержание которых уже давно зафик­сировано в текстах (и может быть самостоятельно извлечено обу­чаемым), а работа с обучаемыми становится творческой, актив­ной, взаимной, поскольку при этом затрагиваются серьезные вопросы, проводятся обсуждения, дискуссии.

Изложенное позволяет сделать вывод, что более эффективным является такой вариант уяснения содержания учебного материала из сообщений, при котором оно начинается с самостоятельной работы над текстом, содержащим подлежащую усвоению информацию об объектах и действиях с ними, а затем продолжается и за­вершается на аудиторных занятиях. В этом варианте преподавате­ли освобождены от больших затрат времени и сил на осуществление сообщений, содержание которых уже давно зафик­сировано в текстах (и может быть самостоятельно извлечено обу­чаемым), а работа с обучаемыми становится творческой, актив­ной, взаимной, поскольку при этом затрагиваются серьезные вопросы, проводятся обсуждения, дискуссии.

В подавляющем большинстве случаев подход к обучению взрослых такой же, какой используется при обучении младших школьников, для которых самостоятельное уяснение содержания учебного материала из текста по целому ряду психологических причин действительно не может предшествовать уяснению из уст­ных сообщений преподавателя на аудиторных занятиях.

Разумеется, чтобы данный вариант соотношения аудиторной и самостоятельной работы применительно к уяснению содержания материала из сообщений мог быть успешно реализован, должны быть в наличии педагогически полноценные учебные пособия, в которых полно, обобщенно и систематично из­лагается информация, составляющая содержание учебного мате­риала.

Таким образом, очевидны преимущества объяснения методами информирующего и вопросного изложения в самостоятельной работе и в семинарских занятиях без использования лекционной формы. Для реализации методов дедуктивного выведения и проблемного объяснения единственно пригодными формами обучения являются самостоятельная работа и семинарские занятия. Лекции в этом случае вообще неприемлемы.

Предлагаемый вариант соотношения форм обучения проверял­ся в ходе обучения студентов МГУ. Результаты эксперимента по­казали, что процесс уяснения содержания материала в целом ха­рактеризовался весьма высокой активностью студентов. Они стре­мились понять материал каждой порции самостоятельно, фиксировали и выносили на обсуждение сложные для понимания моменты. На аудиторных занятиях происходило деловое обсужде­ние вопросов по содержанию порций материала, в котором участ­вовали все обучаемые. Обсуждение и активное общение с преподавателем позволяли не только добиться понимания материала каж­дой порции, но и одновременно достаточно полно контролировать его уровень. Отмечено вполне положительное отношение студен­тов к данной системе построения обучения. Заметим, что при этом и труд преподавателя облегчается.

Особое место в обучении занимает выбор компьютерной (программирован­ной, автоматизированной) формы объяснения знаний. Планируя ее использование в учебном процессе, преподаватель должен учи­тывать ее преимущества - возможность формирования обратной связи посредством использования компьютерных моделей, а также недостаток — неудобство работы с экранным текстом по сравне­нию с печатным. Это, во-первых, хуже для зрения, во-вторых, сложнее на этапе проработки данного текста (листать, возвращаться к прочитанному, подчеркивать, делать пометы, в дальнейшем возвращаться к тексту в любой момент — все это легко и просто при использова­нии печатного текста). Поэтому для реализации метода сообще­ния готового знания достаточно большого объема лучше прибегнуть к сочетанию индивидуальной самостоятельной работы с книгой, компьютерного контроля и корректировки понимания. Кроме того, во всех случаях следует помнить об уникальной функции компьютера — знаковом моделировании: обучаемый может экспериментировать с объектом изучения, рассматривать его с разных сторон и т.д. Компьютерная форма позволяет реализовать логиче­ский и эвристический методы объяснения, хотя это далеко не просто.

Лабораторная форма обучения, связанная с демонстрацией технических объектов и их моделей, может быть индивидуальной (работа в лаборатории в специально отведенное для индивидуальных занятий время), групповой (лабораторная работа, экскурсия на предприятие) и поточной (так называемые лекционные демонстрации, кинодемонстрации и т.п.). Эта форма в наибольшей сте­пени зависит от специфики учебной дисциплины — предмета изучения и материальной оснащенности учебного заведения

3.2. Эффективность форм обучения для отработки знаний и умений

Для отработки отдельных действий следует использовать практические занятия, на которых осуществляется выполнение заданий и решение задач, в том числе, в условиях деловых игр, когда это возможно. Отработка сложных систем действий проводится на лабораторных занятиях и практикумах.

Определенными возможностями для реализации эффективно­сти отработки обладают формы самостоятельной работы: самопод­готовка и программированное обучение. Имеющиеся трудности в обеспечении обратной связи можно преодолеть путем организации коллективной самостоятельной работы и использования ЭВМ. Целесообразно принять методы поэтапной отработки материала, ес­ли обучаемые владеют соответствующими учебными умениями (если не владеют, можно научить их поэтапной методике).

Отработка материала может происходить при выполнении действий в виде тренировки или при имитации условий реальной трудовой деятельности, например в деловой игре. Это целесообразно при отработке знаний и умений на завершающих этапах отработки, хотя в принципе метод деловой игры можно применять с самого начала отработки, поскольку нет оснований считать, что в условиях деловой игры методы поэтапной отработки нереализуемы и следует использовать только метод упражнений. Действия, соответствующие той или иной роли в деловой игре, вполне возможно выполнять сначала с помощью конспектов или схем, а потом без них.

Отработка материала может происходить при выполнении действий в виде тренировки или при имитации условий реальной трудовой деятельности, например в деловой игре. Это целесообразно при отработке знаний и умений на завершающих этапах отработки, хотя в принципе метод деловой игры можно применять с самого начала отработки, поскольку нет оснований считать, что в условиях деловой игры методы поэтапной отработки нереализуемы и следует использовать только метод упражнений. Действия, соответствующие той или иной роли в деловой игре, вполне возможно выполнять сначала с помощью конспектов или схем, а потом без них.

 

4. Средства обучения как фактор учения

4.1. Средства обучения, их виды и характеристики

Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснения знаний, отработки знаний и умений и контроля усвоения.

Любая педагогическая процедура может включать (или обязательно включает) четыре основных вида действий преподавателя:

  • предъявление информации (знаний и заданий);

  • получение ответа анализ;

  • обработка и оценка ответа;

  • принятие решения о дальней­ших действиях.

Так, например, при объяснении материала методом сообще­ния готового знания реализуется одно действие преподавателя ­- предъявление материала, а при объяснении методом эвристического поиска - осуществляются все четыре действия: предъявле­ние знания и задания, получение знания, анализ и оценка, при­нятие решений. Отработка и контроль также требуют вьполне­ния четырех действий: предъявление заданий, получение ответов и их оценка, решение о дальнейших действиях.

Средства обучения - это средства, используемые для осуществления указанных четырех видов универсальных педагогических действий в составе методов обучения и по существу являются разными материальными носителями иинформации и устроиствами для ее обработки.

Выбрав в качестве основания классификации действия препо­давателя, можно подразделить средства обучения:

  • на средства предъявления информации;

  • средства получения ответа от обучаемых;

  • средства анализа и оценки ответов;

  • средства принятия реше­ний о дальнейших действиях обучаемых.

В качестве материала носителей информации могут выступать бумага, слайды и фильмы, магнито- и видеозаписи и т.п. Носители информации и устройства для ее переработки могут быть автоматизированными в разной степе­ни, вплоть до очень высокой степени, которая достигается с по­мощью современных ЭВМ.

 

4.2. Эффективность средств обучения

Для передачи и получения знаний (информации, образной и понятийной), содержащихся в источниках (учебники, тексты лекций, описания действий, разные изображения объектов, процессов и действий), пригодны средства на любых носителях (бумажных, аудиовизуальных простых (магнитных, оптических и электронных) и автоматизированных (компьютеризованных). Здесь для знаний об объектах средства на любых носителях эффективны при сочетании образных и вербально-понятийных форм презентации знаний. Для знаний о процессах и действиях использование, кроме описаний, образного представления динамики значительно повышает эффективность учения при использовании соответствующих средств обучения (фильмы,.видео, компьютеры).

Для обработки информации и принятия решения пригодны только компьтерные устройства. Они позволяют давать и получать информацию от учащихся, обрабатывать (оценивать) ее, принимать решения о дальнейших действиях учащихся (переходить к новым заданиям или обратную связь и помощь при ошибках для их исправления). Они позволяют не только давать и получать информацию от учащихся, но главное - обрабатывать (оценивать) ее, принимать решения о дальнейших действиях учащихся (переходить к новым заданиям или обратную связь и помощь при ошибках для их исправления.) Это последнее очень важно при реализации комплексных обучающих программ с сообщениями знаний, постановкой вопросов и заданий для контроля и оценки хода учения, обеспечения обратной информации учащимся с указаниями по дальнейшим действиям. Такие программы могут быть весьма эффективными для объяснения, отработки и контроля на всех этапах обучения.