Психология и методология образования
  • Главная
  • 4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423

4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423

1. Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников
2. Предложения по использованию методик в практике воспитательной работы ГОУ ЦО 1423
3. Индивидуально-личностный профиль ученика 5 класса
4. Материалы мониторинга воспитательного процесса ГОУ ЦО №1423

Приложение №1.

Исследование социализированности с помощью теста Рожкова М.И.

Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанный М.И. Рожковым, предоставляет информацию о процессе и результатах развития личности учащегося в коллективе, кроме того,  имеет существенные преимущества перед другими тестами своей компактностью и простотой обработки.

Замеряемые параметры (интерпретация названия шкал авторская ГОУ ЦО 1423):

  • Социальная адаптированность - ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – адаптация
  • Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности
  • Социальная активность – наличие внутренней потребности в социальной деятельности
  • Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество

После анализа результатов возникает необходимость калибровки показателей по возрастам. Предложенный вариант в методике не отвечает требованиям практики.

Проведенный опрос на базе ГОУ ЦО 1423 в 2009-2011 годах показал следующие результаты

Диаграмма №1

Младшие подростки  проявляют наиболее высокий уровень принятия правил,  норм поведения и социальную направленность. С возрастом растет автономность и активность школьников. К 10 классу социальная направленность несколько снижается. В целом полученные результаты согласуются с возрастными особенностями развития школьников.  Поэтому рассогласование индивидуальных результатов с общими закономерностями могут рассматриваться, как  своеобразие развития и или завершение решения возрастных задач данного периода, готовность перехода ребенка к другим возрастным периодам или задержку в личностном развитии ребенка.

Например, результаты Кирилла Л – пятиклассник:

  • Социальная адаптированность – низкая
  • Социальная автономность        - высокая
  • Социальная активность            - хорошая
  • Социальная направленность    - низкая 

Данные результаты не соответствуют профилю пятиклассника, в большей степени подходят для более старших школьников. По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя с Кириллом бывает непросто найти общий язык, хотя он учится хорошо, профессионально занимается хоккеем.  Он упрям, настойчив, пользуется уважением одноклассников, демонстрирует протестные реакции при несогласии с оценкой его успехов. Главной рекомендацией в работе с Кириллом является необходимость перестройки отношений со взрослыми: постепенно, но необходимо переходить на партнерские взаимоотношения в взрослеющим школьником, меньше выдвигать директивных требований, вводить систему договоров.

 

Интерпретация результатов обследования и рекомендации по развитию социальных компетенций пятиклассников.

 

Уровни

Очень низкий

Низкий

Средний

Хороший

Высокий

5 класс «А»

Социальная  адаптированность

8%

17%

33%

21%

21%

Социальная автономность

17%

17%

38%

17%

13%

Социальная активность

17%

21%

25%

25%

13%

Социальная направленность

21%

13%

25%

25%

17%

 

 

 

 

 

 

5 класс «Б»

Социальная  адаптированность

15%

10%

10%

45%

20%

Социальная автономность

0%

15%

25%

30%

30%

Социальная активность

5%

5%

50%

20%

20%

Социальная направленность

0%

25%

30%

25%

20%

 

Уровни

Очень низкий

Низкий

Средний

Хороший

Высокий

5 класс «А»

Социальная  адаптированность

8%

17%

33%

21%

21%

Социальная автономность

17%

17%

38%

17%

13%

Социальная активность

17%

21%

25%

25%

13%

Социальная направленность

21%

13%

25%

25%

17%

 

 

 

 

 

 

5 класс «Б»

Социальная  адаптированность

15%

10%

10%

45%

20%

Социальная автономность

0%

15%

25%

30%

30%

Социальная активность

5%

5%

50%

20%

20%

Социальная направленность

0%

25%

30%

25%

20%

 

Характеристика 5 класс «А»

Только половина учащихся (42%) принимают нормы и правила,  хорошо приспосабли-ваются к изменению условий. Поэтому с учащимися 5 класса «А» на классных часах и в индивидуальных беседах следует уделить внимание воспитанию сознательного отношения к выполнению правил поведения в школе. Продумать систему мер по поддержанию дисциплины, например, ввести работу с дисциплинарной тетрадью.

Треть класса проявляет низкую автономность (34%), а, следовательно, слабую настойчивость в достижении успеха. Поэтому есть необходимость проводить целенаправленную работу по развитию мотивации обучения через классные часы, классные собрания, где формировать общественное мнение о значимости учебы, уважения к успешным в обучении школьникам. Подключить к формированию учебной мотивации родителей. Провести родительское собрание, индивидуальные беседы с некоторыми родителями.

По социальной активности класс разделился на две равные части: половина учащихся социально активны (38%), другая половина социально пассивна (38%). Для успешной социализации всех учащихся необходимо включать в социальную жизнь неактивных ребят. Давать небольшие поручения, включать в групповую работу тех, кто не проявляет самостоятельной активности.

Высока доля школьников с низкой социальной направленностью (21%). Этим детям необходима помощь в осознании важности жить не только для себя. Учить таких детей заботиться о других, помогать родным и друзьям. И наоборот, тем (17%) кто готов забыть о себе ради класса, помочь научиться заботится о себе.

 

Приложение №2.

Исследование социально-психологической адаптированности учащихся

Тест «Социально-психологической адаптированности» К Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой.

Шкала социально-психологической адаптированности  исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Показатель адаптированности в опроснике совпадает с такими критериями личностной зрелости как чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справляться с ними и т.д. В свою очередь дезадаптированность указывает на неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении собственного опыта, кажущееся «решение» проблем, т. е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов. Данный опросник замеряет личностные качества, которые, конечно же, определяют социальное поведение человека.

Изучение социально-психологической адаптированности учащихся проходило среди учащихся 10 и 8  классов.

Модель отношений человека с социальным окружением и  самим собой

Принятие себя - неприятие себя

Принятие других - неприятие других

Самостоятельность в достижении целей

Эмоциональный комфорт

 

Результаты тестирования учащихся 8 класса ГОУ ЦО 1423 2009 г

Среднее арифметические показатели по субтестам

 

адаптированность

6,1

4,9

5,8

5,0

4,4

5,4

 

4,3

4,1

4,3

4,8

4,6

5,4

5,1

4,4

дезадаптированность

 

3,2

 

3,6

 

3,3

 

2,8

 

4,0

 

3,5

3,9

 

4,4

 

2,6

 

2,9

 

4,2

 

3,4

 

2,4

 

4,2

приятие себя

6,8

4,8

6,3

5,6

5,5

5,5

3,5

4,5

4,7

4,3

5,5

6,0

5,5

5,5

неприятие себя

2

3

2

1,7

3,4

3,9

3,4

4

1,9

2

3,6

1,9

2,1

3,6

"шкала лжи"

6,6

3,6

4,9

4,4

4,9

4,7

4,2

4,3

4,4

5,3

4,8

4,4

4,4

2,6

принятие других

5,5

5,3

5,3

4

4,5

5,2

4,8

5,3

4,7

4,8

4,7

5,7

5,5

3,2

конфликт с другими

3

3,1

3

3,3

4,1

3,1

3,6

3

2,1

4,7

2,1

2,4

1,9

3,3

эмоц комфорт

6,3

4,2

5,7

5,0

3,7

4,8

4,3

4,2

4,2

5,7

3,0

5,3

5,2

2,3

эмоц дискомфорт

2,9

4,8

2,9

2,0

3,8

2,6

4,1

4,8

3,4

2,6

5,4

2,8

2,6

4,9

успех от тебя

6

5

5,7

4,4

3,9

5,2

4,5

3,6

4,2

4,9

4,3

5,6

4,6

4,6

успех от других

3,6

3,4

3,3

4,1

4,7

3,7

4,0

4,9

2,6

3,1

5,8

4,8

1,9

5,2

доминирование

4

3,7

6,3

5,3

4,7

4,3

4,7

3

2,3

3,7

5,7

4

4

4

ведомость

2,7

4,5

4,7

3,0

5,2

5,3

4,7

5,3

3,5

2,5

4,2

2,5

4,2

3,7

уход от проблем

5,2

3,8

5,4

4,4

4,2

3,4

4,6

4,8

3,6

3,2

3,6

4,8

3

4

 

Александра В.

Никита Е.

Олег К.

маша Л.

Дима М.

Миша М.

Алина М.

Ольга М.

Анна Р.

Ксения Р.

Настя С.

Руслан Х.

Владимир Ш.

Дмитрий Ш.

адаптированность

6,1

4,9

5,8

5,0

4,4

5,4

 

4,3

4,1

4,3

4,8

4,6

5,4

5,1

4,4

дезадаптированность

 

3,2

 

3,6

 

3,3

 

2,8

 

4,0

 

3,5

3,9

 

4,4

 

2,6

 

2,9

 

4,2

 

3,4

 

2,4

 

4,2

приятие себя

6,8

4,8

6,3

5,6

5,5

5,5

3,5

4,5

4,7

4,3

5,5

6,0

5,5

5,5

неприятие себя

2

3

2

1,7

3,4

3,9

3,4

4

1,9

2

3,6

1,9

2,1

3,6

"шкала лжи"

6,6

3,6

4,9

4,4

4,9

4,7

4,2

4,3

4,4

5,3

4,8

4,4

4,4

2,6

принятие других

5,5

5,3

5,3

4

4,5

5,2

4,8

5,3

4,7

4,8

4,7

5,7

5,5

3,2

конфликт с другими

3

3,1

3

3,3

4,1

3,1

3,6

3

2,1

4,7

2,1

2,4

1,9

3,3

эмоц комфорт

6,3

4,2

5,7

5,0

3,7

4,8

4,3

4,2

4,2

5,7

3,0

5,3

5,2

2,3

эмоц дискомфорт

2,9

4,8

2,9

2,0

3,8

2,6

4,1

4,8

3,4

2,6

5,4

2,8

2,6

4,9

успех от тебя

6

5

5,7

4,4

3,9

5,2

4,5

3,6

4,2

4,9

4,3

5,6

4,6

4,6

успех от других

3,6

3,4

3,3

4,1

4,7

3,7

4,0

4,9

2,6

3,1

5,8

4,8

1,9

5,2

доминирование

4

3,7

6,3

5,3

4,7

4,3

4,7

3

2,3

3,7

5,7

4

4

4

ведомость

2,7

4,5

4,7

3,0

5,2

5,3

4,7

5,3

3,5

2,5

4,2

2,5

4,2

3,7

уход от проблем

5,2

3,8

5,4

4,4

4,2

3,4

4,6

4,8

3,6

3,2

3,6

4,8

3

4

 

Александра В.

Никита Е.

Олег К.

маша Л.

Дима М.

Миша М.

Алина М.

Ольга М.

Анна Р.

Ксения Р.

Настя С.

Руслан Х.

Владимир Ш.

Дмитрий Ш.

 

Вывод об адаптированности учащихся можно делать при сравнении двух шкал: адаптированность и дезадаптированность. Так в группу подростков с разницей этих показателей от 2 и далее попадает следующая группа учащихся:

 

Высокий уровень

Адаптированность > Дезадаптированности

(разница больше 2,1)

Средний уровень

Адаптированность >

дезадаптированности

(разница больше 1 -2)

Низкий уровень

адаптированность

примерно равна дезадаптированности

(разница меньше 1)

8 класс

1. Александра В. – 2,9

2. Володя Ш. – 2,7

3. Олег К. – 2.5

4. Маша  - 2,2

1. Руслан Х. – 2

2.  Миша – 1,9

3. Ксения Р. – 1,9

4. Аня – 1,7

5. Никита  - 1,3

1. Дима М. – 0,4

2. Алина – 0,4

3. Оля М. – 0,3

4. Дима Ш. – 0,2

По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя школьники, попавшие в одну группу по итогам обследования, обладают некоторыми общими характеристиками. Так школьники с высоким уровнем адаптированности хорошо учатся, нет замечаний по поведению, исполнительны и организованы. Эту группу составляют подростки с активной жизненной позицией. Они всегда в действии. Деятельность может быть необязательно учебной, но сидеть на месте они не будут: чем-то увлечены, куда-то стремятся, чего-то хотят.

Школьники из средней группы стремятся хорошо учиться, но не все получается. Некоторые из них получают замечание по поведению. Эта группа образована из подростков тоже с активной жизненной позицией, но большинство из них имеют проблемы.

В третьею группу входят ученики с пассивной жизненной позицией. Они скорее изберут стратегию избегания в поведении, чем будут отстаивать свои интересы. Хотя при этом внутренняя неудовлетворенность будет причиной тревог и переживаний.

К тому же каждая из этих шкал может быть использована отдельно. Так, например, шкала принятие – непринятие себя может быть использована для исследования самооценки. Для использования этих результатов в качестве самооценки необходимо провести калибровку по возрасту и полу. С помощью экспертной оценки классного руководителя эмпирическим путем на небольшой выборке учеников 8 класса были получены результаты:

 

Завышенная самооценка

Разность принятия и непринятия себя больше 4

Адекватная самооценка

Разность принятия и непринятия себя больше 2-3,9

Заниженная самооценка

Разность принятия и непринятия себя больше 0-1,9

8 класс

1. Александра В. - 4.8

2. Олег К. – 4,3

3. Руслан Х. – 4,1

1. Маша Л. – 3,9

2. Володя – 3,4

3. Никита Е. – 2,8

4. Аня Р. – 2,8

5. Дима М. – 2,4

6. Ксения Р. – 2,3

1. Дима Ш. – 1,9

2. Настя С. – 1,9

3. Миша М. – 1,6

4. Оля М. – 0,5

5. Алина М. - 0,1

 

Приложение 3.

Исследования ценностных ориентаций старшеклассников

 

Ценностные ориентации характеризуют в некоторой степени результат воспитательного процесса.  Детализация психологического портрета подростков с помощью описания ценностей дает информацию о решении задач, поставленных новыми стандартами образования. Такое исследование может быть полезным как в индивидуальной работе с учащимися, так и в планировании и коррекции работы с классом в целом.

Значение шкал опросника школьников «Ценностные ориентации»

Отношение подростка к человеку:

1. как таковому                   -           «человек это - ценность»

2. как к другому                  -            «значимость другого человека»

2. как к другому                  -            «значимость другого человека»

3. как к иному                     -            «права другого человека»

4. к своему телесному        -            « ценность здоровья»

5. к своему душевному «я» -            «ценность своего Я»

6. к духовному   «я»           -            «роль человека в жизни»

 

Результаты представлены на графике №1.

Сравнив средние показатели значений восьмиклассников и десятиклассников можно сделать некоторые выводы:

Параллельность графиков показателей шкал ценностных ориентаций говорит о некоторой общих ценностных ориентациях  для восьми и десяти-классников по 1, 2, 5 и 6 шкалам: низкая ценность человека, как такового; более высокая оценка значимости других людей; вера в значимой роли самого человека в этой жизни.  Высокие показатели по шкале № 6 говорят о вере подростков в свои силы и возможности. При этом многим восьмиклассникам катастрофически не хватает веры в себя, понимания ценности своего «Я».

Расхождение графиков по шкалам 3 и 4 говорит о разной позиции школьников: десятиклассники в большей степени нетерпимы, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Тогда как восьмиклассники, в данном исследовании, показали более терпимое отношение к человеку, как к другому, в признании прав других людей.

 

Анализ уровней проявления той или иной ценности представлен на диаграмме №2,3.

 

В целом в группе восьмиклассников наблюдается большая поляризация точек зрения по всем шкалам, чем в группе десятиклассников, что свидетельствует об активном процессе поиска ответов на ценности в этой жизни.  В отношении подростка к своему телесному «Я» восьмиклассники ровно разделились на две группы: одна группа считает здоровье приоритетной ценностью, тогда как у второй группы подростков ценность здоровья невысока. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность, шарм.

Десятиклассники показали слабую поляризация точек зрения по всем шкалам, что свидетельствует о завершении у большинства школьников процесса формирования ценностей на данном возрастном этапе. И только в отношении к человеку как Иному (№3) десятиклассники резко разделились на противоположные группы: одна группа  признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов, а другая отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур.  Для всех  десятиклассников отношение к своему духовному «Я» более устойчиво-позитивное - подростки рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Они способны на самостоятельный и ответственный выбор. Для них очень важно найти смысл собственной жизни, которую они хотят прожить «по совести».

Рекомендации для работы с учащимися

Проведение бесед на морально-этические темы с учащимися 8 классов. Полезным будет проведение диспутов с участием старшеклассников, мнения которых уже определились и являются для восьмиклассников более авторитетными, чем точки зрения учителей.

Для десятиклассников можно включить в курсы общественных предметов рассмотрение национального вопроса. Разговор на эту тему в рамках исторических или общественных событий будет полезен юношам и девушкам, т.к. он перейдет из эмоционального обсуждения в плоскость фактов и аргументов.

С учащимися, у которых тестирование выявило искажения ценностных ориентаций, необходима индивидуальная работа. Причем значение будет иметь не столько содержание бесед, сколько проявление внимание к подростку, проявление уважения к его личности в целом. Именно внимательное и уважительное отношение к самому человеку может изменить внутреннюю позицию школьника, когда он сам почувствует ценность себя самого.