Психология и методология образования
  • Главная
  • 3. Новаторские идеи, определяющие развитие системы оценивания в 20-е - 30-е годы

3. Новаторские идеи, определяющие развитие системы оценивания в 20-е - 30-е годы

1. Формирование первых представлений об учете и оценке в обучении в дореволюционной России
2. Концепция «новой школы» и борьба между запрещением и разрешением оценок в России
3. Новаторские идеи, определяющие развитие системы оценивания в 20-е - 30-е годы
4. Формирование традиционной системы педагогического контроля и оценки результатов и качества обучения
5. Опыт совершенствования системы традиционного контроля и оценки результатов обучения на основе информационно-кибернетических представлений и деятельностного подхода

Известно, что в первые годы Советской власти на волне революционно-реформаторского подъема и стремления к обновлению в педагогической среде возникали различного рода новаторские идеи, школы и направления исследовательской деятельности. К их числу относится и такое направление в педагогике и практике обучения, как педологическое движение. У  истоков этого движения в России стояли такие известные теоретики и практики в области обучения и развития детей, как К. Н Корнилов, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. П. Болтунов, П. П. Блонский, Г. И. Россолимо, А. Р. Лурия и др. Благодаря им в России стала активно развиваться и внедряться в практику обучения в школах новая комплексная научная дисциплина о развитии детей – педология. В 1928 году в Москве произошло организационное оформление движения педологов, был проведен первый Всесоюзный съезд педологов. С этого же года начал выходить журнал “Педология”. К этому же времени относятся и первые публикации по использованию тестов в обучении. Именно педологи стали активно использовать в рамках проводимых ими массовых обследований школьников психологические и педагогические тесты. Одновременно в России стала оформляться и активно развиваться тестология как  наука о тестах и тестировании.

Однако этот продуктивный творческий период в деятельности педологов и тестологов оказался достаточно коротким. Как известно, в 1936 году вышло  постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”[1]. Это постановление было, фактически, безоговорочным запретом педологии как науки и практики и положило конец исследованиям и любой другой деятельности в этой области. Реально же все работы в этом направлении были прекращены уже с 1934 года. К тестам и тестологии в России вернулись лишь в 70-х годах. Причины запрета педологии имели идеологический, а не содержательный характер. В указанном выше постановлении ЦК ВКП(б) говорится: «ЦК ВКП(б) считает, что теория и практика так называемой педологии базируется на ложно-научных антимарксистских положениях. К таким положениям относится, прежде всего, главный закон современной педологии – “закон” фаталистической обусловленности  детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Этот глубоко реакционный “закон”  находится в вопиющем противоречии  с марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей социализма». В Постановлении отмечается, что «перенесение взглядов буржуазной педологии» является не чем иным, как «скрытой попыткой оправдать сохранение господства эксплуататорских классов и обреченность трудящихся и низших рас» (там же). В констатирующей части этого документа постановляется: «ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники ... пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей ... упразднить преподавание педологии как особой науки ... раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов».

Комментируя эти постановления авторы статьи “Мифическое и реальное в советской педологии” пишут: «Конечно, сейчас при чтении такого рода документа удивляет сама мысль (не говоря уж о практике), что ту или иную науку можно «открыть» или «закрыть» постановлением государственного или партийного органа, как какое-нибудь учреждение. Творцы постановления были твердо уверены в своей правомочности «закрыть» лженауку, приносящую вред  делу социалистического строительства, может быть, даже и не подозревая, что «закрытие» тех или иных наук  в конечном счете ничем, по сути дела, не отличается от отделения «истинных» наук от «ложных».

Комментируя эти постановления авторы статьи “Мифическое и реальное в советской педологии” пишут: «Конечно, сейчас при чтении такого рода документа удивляет сама мысль (не говоря уж о практике), что ту или иную науку можно «открыть» или «закрыть» постановлением государственного или партийного органа, как какое-нибудь учреждение. Творцы постановления были твердо уверены в своей правомочности «закрыть» лженауку, приносящую вред  делу социалистического строительства, может быть, даже и не подозревая, что «закрытие» тех или иных наук  в конечном счете ничем, по сути дела, не отличается от отделения «истинных» наук от «ложных».

Впрочем, идеологические причины не были единственной (а может быть, и главной) причиной закрытия педологии. Выше упоминалось, что педологи много и активно работали в школах, проводя массовые обследования. Эти исследования выявили, среди прочего, низкий уровень обучения и развития детей, поэтому их результаты находились в определенном противоречии к заявленным целям советской школы «как самой передовой в мире». Авторы цитированной выше статьи замечают в этой связи: «То, что в советской школе – как общеобразовательной, так и в специальной, как в низшей, так и в средней и в высшей – в 30-х годах было далеко не благополучно, хорошо известно. Это неблагополучие было тесно связано, с одной стороны, с небывалым прежде расширением сферы народного образования, вовлечением в его орбиту практически всего населения страны, а с другой – с глубокой эрозией самого культурного слоя в стране, значительная часть которого была унесена двумя войнами, революцией и эмиграцией». Наряду с этим в учебных заведениях в это время отмечается достаточно низкий уровень профессиональной квалификации педагогов, «досрочные выпуски, неорганизованные приемы, выдвиженчество, отсутствие стабильных учебников и программ и т.п. Во многих учебных заведениях просто царила обстановка малограмотности. В подтверждение этого приводится следующий пример: «Преподаватель истории, ленинизма и экономической политики, окончивший Горьковский политпросветинститут, в отчете о своей работе на 8 страницах ученической тетради сделал 99 ошибок – 48 орфографических и 51 ошибку на пунктуацию» (там же). Можно предположить, что реальные причины запрета педологии и отмены всех форм контроля и оценки в школах в 20-е – 30-е годы были, по сути, одни и те же: они указывали на неблагополучие в школьном обучении. Но открыто говорить о недостатках и реальных достижениях в это время было не только не принято, но и опасно[1].

В результате запрета педологии в России было искусственно задержано на долгие годы развитие  одной из самых перспективных областей в образовании, связанной с  педагогическими измерениями, тестами и тестологией. Возврат к исследованиям и разработкам в этой области произошел лишь недавно –  в конце 60-х – начале 70-х годов. За это время страны Европы и США ушли далеко вперед, создав целую индустрию педагогических тестов и их применения в образовании. Ущерб, нанесенный нашей стране в этом деле, может быть сравним разве что  с ущербом от запрета кибернетики и генетики.

Литература

1.      О педологических извращениях в системе Наркомпросов. Постановление ЦК ВКП(б). - Газета “Правда”, 1936, 5 июля.

2.      Перовский Е. И. Проверка знаний учащихся в средней школе. - М., АПН СССР, 1960/


[1] Один из авторов  публикаций пишет в этой связи: «Одним из самых злободневных и наболевших, а также наиболее сложных вопросов  является вопрос об учете работ учащихся». «Большим вопросом является учет и проверка знаний учащихся»…  «Приходится определенно сказать, что с учетом у нас неблагополучно, учет – больное место школы» (Е.И. Перовский, 1960, [2]).